|
Урок 91 «Как образуются наречия» Предмет: русский язык , 4 класс, С.В. Иванов «Начальная школа XXI века» Тема: урок 91 «Как образуются наречия» Тип урока: открытие нового знания Задачи урока: Образовательная: создание условий для понимания словообразования наречий
Развивающая: Регулятивные: управление своей деятельностью; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией Воспитательная: - привитие чувства товарищества взаимовыручки -формирование внутренней позиции учащихся Методы обучения: деятельностный метод обучения Формы организации познавательной деятельности обучающихся: -фронтальная работа -работа в группах - индивидуальная работа Средства обучения: -компьютер, презентация, учебник русского языка 4 класс, С.В. Иванов, карточки, смайлики Структура урока открытия нового знания:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявления места и причины затруднения. 3.Этап постановки учебной задачи. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 5.Этап первичного закрепления. 6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и включения в систему знаний и повторения.
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Технологическая карта урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1.Самоопределение к деятельности
Чистописание
| -Каким бы вы хотели увидеть урок?
-Что для этого нужно сделать?
-Давайте хором скажем девиз нашего урока:
гд де да ког как да ку от чем за
-Какие слов-вопросы можно составить из элементов чистописания? Какой части речи они относятся?
| Ответы учащихся
Иди вперед, не стой на месте
Борись, дерзай и всегда вместе.
Планета знаний наш маршрут
Учеба, труд вперед ведут.
Ответы учащихся
| Личностные: мотивация к учению
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения
| 2. Актуализация
знаний и фиксация затруднений в деятельности
| - Какой раздел мы изучаем?
- Вспомним то, что мы знаем о наречии. Задайте сами вопросы ученикам класса.
- Обобщим знания.
- Что еще хотели бы узнать о наречии?
| Задают вопросы о наречии и отвечают на них.
Наречие – неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. В словосочетании связано с главным словом только по смыслу, оно не склоняется, не спрягается, не имеет окончания; в предложении – определение.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
| 3. Постановка учебной задачи
| - Наречие образуется …
Можем ли продолжить предложение? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель ставите перед собой?
Слайд 1 Как устроен наш язык
Как образуются наречия
| ответы детей
| Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели, логические - формулирование проблемы
| 4. Построение проекта выхода из затруднения
| - Какие есть пути решения всех этих задач?
- Для исследования предлагаю рассмотреть пары слов.
Слайд 2
хороший – хорошо быстрый – быстро лёгкий – легко
- Что можете сказать по этим записям?
-Образуйте от следующих прилагательных наречия?
высокий- капустный- берёзовый- липовый- - Можно ли от следующих прилагательных образовать наречия? Почему?
- Итак, подведём небольшой итог. Что мы узнали об образовании наречий?
Слайд 3 качеств. прил. + о
- Откроем учебник на стр.66 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет. Найдите правило и сделайте вывод.
-Продолжаем наше изучение. Как вы думаете, есть ли другие способы образования наречий?
Работа в группе на карточке.
Слайд 4
Карточка 1 Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой частью речи. Летним утром мы отправились на прогулку в рощу. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? Слово ……….. в первом предложении является _________, выражено______. Значит, наречия могут образоваться от …
Карточка 2
Чтобы ответить на вопрос, разберите предложения по членам. Найдите одинаковые слова в этих предложениях. Понаблюдайте, каким членом предложения являются и какой часть речи. С теплой весной прилетают к нам перелётные птицы. Весной веселит, летом холодит, осенью умирает, весной оживает. Слово ……….. в первом предложении является __________, выражено__________. Значит, наречия могут образоваться от _________.
Слайд 5 качеств. прил. + о
от формы Т.п. сущ.
- Откроем учебник на стр. 67 и посмотрим, верно мы рассуждаем или нет.
Отгадайте загадки во вторых предложениях.
Физминутка.
| - Исследовать самим или прочитать вывод в учебнике.
в левом столбике – прилагательные, в правом – наречия
дети затрудняются
ответы детей
Наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса о
Работают по группам.
Отвечает по одному ученику от группы, сверяя с правильным ответом.
Каждая группа делает вывод:
наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного.
Проводят 2 ученика.
Оздоровительная минутка для осанки.
Упражнение «Лебедь»
Встанем прямо, опустив руки, плечи отведем назад. Затем руки за спиной соединяем в замок, выпрямляемся и медленно понимаем. Туловище не наклоняется. Выполняем упражнение 5-6 раз. Опустите руки, расслабьтесь. Молодцы.
Упражнение «Деревце»
Стоя поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется у солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки, расслабьтесь и улыбнитесь. Молодцы.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
| 5. Первичное закрепление
| 1. Я предлагаю вам выполнить упр. 1 на с.66. Прочитайте задание.
Выполняем упр. в паре устно:
1 вариант читает прилагательное
2 вариант образовывает наречие
затем наоборот
2. Работа с учебником упр.2 стр.66
коллективное обсуждение и выполнение
| ученики работают в паре
коллективно у доски
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: взаимодействие с одноклассником
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Учащиеся выполняют разноуровневые задания
1 уровень Образовать наречия от прилагательных с помощью суффикса - О: резкий, сильный, мрачный, плотный, умный, горячий, дельный. 2 уровень _Спиши. Найди наречия, определи каким членом предложения оно является. Запиши прилагательное, от которого оно образовано. Образец: Звёзды холодно (холодный) сверкали. На фоне молочного неба резко проступают силуэты деревьев. В мороз стволы сильно потрескивают. Окно глядело мрачно. Зима плотно укутала все деревья снегом. Он говорил умно, горячо, дельно. 3 уровень. Допиши к глаголам подходящие по смыслу наречия, чтобы получились словосочетания.
Пиши, бегай, сиди, стой, прыгай, слушай, решай, работай, говори, ешь.
| Выполнение заданий в тетрадях
Взаимопроверка для тех, кто выбрал 1-2 уровни, т.к. ответы одинаковы.
Дети, выбравшие 3 уровень зачитывают свои словосочетания.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение
| 7. Рефлексия деятельности
| - Что изучали на уроке? - Закончите предложение
Теперь я знаю …
Теперь я умею …
Я рада, что вы теперь много знаете и умеете. Отметки за урок такие: ______________________________
Рефлексия Слайд 6
У вас есть желтый кружок. Нарисуйте на нем смайлик вашего настроения на уроке, а на обратной стороне напишите 3 наречия, как по-вашему прошел урок, оцените свою работу на уроке.
Дом. задание:
- уч. с. 66-67 выучить два правила
- по выбору выполнить упр. 3 либо придумать сам-но 10 наречий, указать как они образовались.
- Урок окончен.
| ответы учащихся
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Рефлексивные: самооценка.
|
|
| |
|
|