|  | Повторение и систематизация знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»| Тема урока: Повторение и систематизация знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
 
 Цели и задачи
 
 урока: I. 1. Закрепление знаний о важнейших классах неорганических соединений, их классификации, номенклатуре, получении и свойствах.
 
 2. Совершенствование умения экспериментально подтверждать химические свойства важнейших классов неорганических соединений.
 
 II. 1. Развивать умение работать в команде, коммуникативные способности.
 
 2. Развивать умение различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы.
 
 III.1. Воспитание чувства коллективизма, ответственности за свои действия.
 
 2. Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.
 Тип урока: Урок закрепления полученных знаний.
 
 Оборудование: Флипчарт со ссылкой на презентацию со слайдами: «Водопад веществ», «Пещера колдуна», «Химические загадки», «Восхождение»; маршрутные листы, индивидуальные карточки «Рюкзак», маркерные доски, ПК, интерактивная доска;
 
 Аудиозаписи: «Водопад», «Капель», «Бардовский хит»;
 
 Химреактивы: растворы соляной и серной кислот, гидроксидов натрия, калия, поваренной соли, медного купороса; карбонат кальция, оксиды кальция, серы (IV), индикаторы, цинк, алюминий, железо.
 
 Ход урока:
 
 I. Организационный момент
 
 1. Объявление темы, цели и задач урока. – слайд №1
 
 2. Эпиграф урока «Бороться - искать,
 
 Найти и не сдаваться!» - слайд №2
 
 3. Вступительное слово учителя:
 
 Друзья, мы с вами долго трудились, изучая основные классы неорганических соединений, и теперь пришло время передохнуть перед последним испытанием – контрольной работой. Мы отправимся сегодня в туристический поход. Весь класс мы поделим на четыре группы, которые пойдут каждая своим маршрутом:
 
 Группа А идет по маршруту «Оксиды»;
 
 B – по маршруту «Основания»;
 
 C – по маршруту «Кислоты»;
 
 D – по маршруту «Соли» - слайд №3
 
 Целью нашего похода является получить как можно больше впечатлений, как можно больше положительных эмоций.
 
 Итак, друзья, вперед!!!
 II. Проведение игры
 1. Начальный пункт путешествия – «Собери рюкзак». Учащимся предлагается «собрать в рюкзак» самые необходимые знания о классах неорганических соединений: определение классов соединений, классификация, номенклатура. Работа выполняется по индивидуальным карточкам «Рюкзакам» в тетрадях для контрольных и проверочных работ. - Взаимопроверка по образцам и оценивание по критериям, представленным в слайдах №№ 4, 5
 2. Этап «Водопад веществ» - из частиц, размытых водопадом, нужно снова собрать формулы веществ своего класса и дать им названия. Учащиеся сначала работают в парах, затем объединяются в группы, обмениваются знаниями, представляют свои ответы на маркерных досках. - слайд № 6
 3. Этап «Пещера колдуна». Минуя водопад, путешественники попадают в пещеру, где находят сосуды с загадочными веществами: «Асidum cuparosus», «Oxidum calzium», «Hidroxidum nitrum», «Salzum cuprum cuparosus».
 
 - слайд №7
 
 Основываясь на созвучии, необходимо доказать принадлежность этих веществ к определенным классам соединений. Для этого учащиеся должны провести исследование в соответствии с планом: - слайд № 8
 
  Накопление информации.
 
Постановка проблемы.
 
Выдвижение гипотезы.
 
Теоретическая проверка гипотезы.
 
Экспериментальная проверка.
 
Выводы.
 
 Команды проводят исследование, представляют свою тему исследования и выводы, подтверждающие гипотезу.
 
 4. Привал. Химические загадки.
 
 – слайды №№ 9-15, со скрытыми картинками -ответами
 
 5. Этап «Восхождение». Каждая из команд совершает восхождение в гору по своему маршруту:
 
 A – CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuCl2 → CuSO4
 
 B – NaOH → Fe(OH)2 → FeO → FeCl2 → Fe(OH)2
 
 C – HCl → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → ZnSO4
 
 D – K2O → KOH → K2CO3 → K2SO4 → BaSO4 - слайд №16
 
 Учащиеся выполняют задание «Осуществить превращения»
 
 6. Этап «Дорога домой» - составить генетические ряды химических элементов:
 
 A – Ba;
 
 B – K;
 
 C – P;
 
 D – С. – слайд №17
 III. Подведение итогов игры
 
 Задания каждого этапа оцениваются в пять баллов, составляется ведомость полученных за каждый этап и итоговых баллов, выявляется победитель игры.
 
 
          | Команда
 
 | Водопад веществ
 
 | Пещера колдуна
 
 | Привал
 
 | Восхож-дение
 
 | Дорога домой
 
 | ИТОГО
 
 |   | 
 A.Оксиды
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 B. Основания
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 C. Кислоты
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 D. Соли
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
 IV. Рефлексия
 
 Учащиеся отвечают на вопросы листа самооценки. – слайд №18
 V. Домашнее задание: - слайд №19
 
 1. Пользуясь путевыми заметками, напишите эссе о нашем путешествии.
 
 2. Для подготовки к контрольной работе выполнить задания № 5-8, стр. 133
 | 
 |  |