Главная страница


Изложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27



НазваниеИзложением 27 Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27
страница1/5
Дата18.04.2016
Размер0.76 Mb.
ТипИзложение
  1   2   3   4   5


Содержание

Введение 3

I. Метапредметные умения и навыки учащихся 14

Работа над сжатым изложением как средство формирования метапредметных умений и навыков учащихся 14

II. Формирование метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов при работе над сжатым изложением 27

1.Система упражнений по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 27

2. Модели уроков по формированию метапредметных умений и навыков учащихся 9-х классов 54

Урок 1. Урок усвоения новых знаний 54

Тема: «Систематизация и обобщение знаний о структуре и лексических особенностях написания сжатого изложения». 54

Урок 2. Урок закрепления полученных знаний 58

Тема: «Обучающее сжатое изложение в 9 классе по тексту Е.А. Земской «Как делаются слова». 58

Урок 3. Урок обучению тезирования в 9 классе по тексту «Значение письменной речи» 64

Тема: «Составление тезисов». 64

3. Анализ результатов ГИА- 9 в 2010 году 69

по русскому языку 69

учащихся 9 А класса МОУ СОШ №3 г. Смоленска 69

Заключение 72

Литература 74

Приложения 76

Приложение 1 76

Формирование метапредметных умений учащихся определять цели предстоящей деятельности, последовательность восприятия и переработки информации при создании вторичных текстов 76

Приложение 2 78

Формирование метапредметных умений учащихся создавать вторичный текст. 78

Введение


Новые образовательные стандарты призваны, по сути, реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, воспитать человека, который может легко адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Но, к сожалению, зачастую знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, не используются, не получают развития на другом, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании знаний, умений и навыков, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов.

Оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования делается акцент на то, что «…результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными».

Метапредметные результаты - такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Анализируя основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2006 (Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007 г., с.17) следует обратить внимание на неутешительные выводы. Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только «нешкольная» форма подачи текстов – в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод… Школьники привыкли получать четкие задания: решить уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы… Шаг в сторону – и они уже не понимают, что от них требуется.

«Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу». Действительно, вспомним, что обычно говорит учитель во время урока: спишите с доски, повторяйте за мной, выучите параграф. Ребят заставляют зубрить учебник, а не приучают думать. Идет трансляция готовых знаний, без поиска решений. Ведь отечественная школа сформировалась 300 лет назад, при Петре I. За образец взята немецкая система, где главное – послушание и порядок.

И хотя диагностировалась математическая грамотность учащихся, умения, проверяемые PISA, имеют метапредметный характер. Проверялись такие способности школьников, как умение распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности; формулировать эти проблемы; решать их; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

В качестве основной количественной характеристики математической подготовки учащихся конкретной страны использовался средний балл, подсчитанный по результатам выполнения математической работы.

Результаты значимо ниже среднего балла показали 19 стран, в том числе и Россия.

Невысокие результаты России свидетельствуют, что давно поставленная перед российской школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию знаний в повседневной жизни – не достигается в значительной степени из-за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в основной школе, следствием чего является нехватка у российских школьников практико – ориентированных знаний и умений.

Аналогичные проблемы возникали у российских школьников и в заданиях, касающихся оценки грамотности чтения, естественнонаучной компетентности и умение решать проблемы.

В части исследования, касающейся грамотности чтения, оценивались умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

По этим показателям результаты России немного ухудшились по сравнению с 2003 годом. В общем рейтинге стран – участниц по уровню грамотности чтения Россия заняла 32 – 34 место, оказавшись в числе стран, результаты которых статистически значимо ниже среднего результата.

PISA выявила несоответствие уровня грамотности российских школьников основным требованиям, сформулированным ведущими специалистами мира в области школьного образования. К числу этих требований, активно реализующихся во многих странах, участницах PISA, относятся переориентация обучения на использование знаний в реальных неизменных ситуациях, отличающихся от учебных, формирование методов научного познания, включение вопросов, связанных с социальными аспектами использования знаний.

Наиболее наглядно отмечены недостатки российского образования проявились при оценке умения учащихся решать междисциплинарные жизненные проблемы, требующие способности ориентироваться в необычной обстановке, выявлять необходимую информацию, существующие препятствия, находить возможные альтернативы и пути решения, разрабатывать стратегии, наконец, решать сами задачи, представлять и аргументировать найденные решения. Достаточно жесткая предметная ориентированность общего образования в России, слабая связь школьных заданий с реальными жизненными ситуациями не позволили России получить хорошие результаты – в общем рейтинге она заняла 25 – 30 место.

Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся других стран, которые показали более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным ситуациях.

Это говорит о том, что, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, российская система обучения не способствует у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.

Участие России в первых двух циклах программы уже принесло свои плоды. Результаты исследования способствовали появлению новых направлений в области реализации компетентностного подхода в образовании с целью повышения конкурентноспособности российского образования.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические линии в развитии экономики, политики, социокультурной сферы привели к необходимости модернизации системы образования.

В Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющие современное качество содержания образования.

И в педагогической практике, и в государственных документах подчеркивается необходимость перехода массовой школы от традиционного учебного процесса, где учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на сообщение нового материала, его усвоение и воспроизведение учениками, к «компетентностной» модели обучения, цель которой – формирование компетентной личности.

Понятие «компетенция» и «компетентностный» подход постепенно входят в жизнь нашего образования. Проблема компетентности универсальная, но ее можно сформулировать так: каков идеальный тип человека нынешнего времени и ближайшего будущего? Ответ будет следующий: самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, умеющий сам видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое. Эти качества необходимы каждому из нас в любой профессиональной деятельности. Обучение им и есть, по существу, ответ образования на вызовы современного общества, для которого характерны все возрастающая сложность и динамизм.

Значит, компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенциями.

Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной, общественной и личной жизни. У ключевых компетенций надпрофессиональный и надпредметный (метапредметный) характер.

Он предполагает, что все изучаемое в школе включено в процесс употребления, использования. Теоретические знания должны перестать быть «мертвым грузом». Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования.

В течение многих лет прочные позиции прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Отказ от подробного изложения обусловлен тем, что подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведение информации без критического осмысления прослушанного текста. Подробное изложение проверяло память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

Но в жизни важнее другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.

Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Это жизненно важные коммуникативные умения, необходимые для продолжения образования.

Выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой.

Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом.

Поэтому так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроках уделить непосредственно подготовке к экзамену.

Ошибкой было бы заключить, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений или изложений подробных. Так проблемы не решить. Если осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, мы станем целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

Насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нем более или менее существенное, приемам компрессии, покажет экзаменационное сжатое изложение.

Анализ экзаменационных работ девятиклассников показал, что работа с текстом, безусловно, стала занимать значительно большее место при обучении слушанию, чтению и письму. Определенную роль в этом играют и ориентиры, предлагаемые новой формой экзамена. Судя по результатам экзаменационного изложения, учителя стали больше уделять внимания формированию у школьников последовательно, связно и логично передавать на письме прослушанную информацию.

В то же время сохранятся проблема формирования аналитических умений при слушании текста, и прежде всего умение адекватно воспринимать текст на слух и выделять в нем главную информацию.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по особым логическим законам.

Основная причина неудач работ С1 на экзамене – искажение содержания. Анализ экзаменационных работ (Отчет по результатам ГИА-2009) показал, что девятиклассники, передавая содержание прослушанного текста, нередко искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными.

Встречаются также пропуски микротем (как правило одной).

Это вызывает проблему адекватности восприятия учениками текста на слух – проблему как предметного, так и общеучебного характера.

Экзаменационные работы свидетельствуют также о том, что у многих девятиклассников недостаточно сформулировано умение письменно передавать обработанную информацию. Большинство ошибок связано с неточным пониманием лексического значения слов, особенно многозначных, а также с незнанием норм лексической сочетаемости. К тому же много ошибок, связанных с нарушением грамматических и речевых норм в области синтаксиса.

Безусловно, причины этого кроются не только в школьном преподавании, но и в повседневной речевой практике, в современной речевой среде, которая окружает подростков. Ведь человеческая личность по своей природе социальна, и историческое развитие ее психических процессов находятся в окружающей социальной среде, в обществе, и формирование личности и речи происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующим поколением.

Однако анализ ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах, свидетельствуют о том, что в педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы в обучении сжатому изложению.

Изложение как форма речевой деятельности предполагает полную сформированность психических процессов школьника, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. При этом еще выделить главную информацию и передать ее в сжатом виде.

Для формирования этих навыков необходимо регулярно работать с учащимися над содержанием воспринятого материала, побуждать их к его озаглавливанию, учить детей определять фактический, нужный для раскрытия темы материал, вырабатывать у учащихся навыки соблюдения последовательности изложения материала, учить детей выражать мысли своими словами, использовать способы и приемы сжатия текста.

Выполняя поставленную задачу – сжато передать информацию – ученики овладевают очень важными метапредметными умениями:

  • адекватно понимать информацию того, что они считают или слышат от других (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • обрабатывать информацию звучащего или прочитанного текста (выделять все важные для его восприятия микротемы);

  • продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки.

Эти умения необходимы учащемуся в жизни. Они имеют большое значение и для учебной работы. Очевидна роль этих умений на всех уроках – при усвоении истории, географии, обществознания и других учебных дисциплин. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно, логично или фрагментарно и беспорядочно.

Однако сказанным не исчерпывается значение изложения как одного из видов речевой деятельности. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводятся новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача восприятия текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.

То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначен для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.

Эти умения тесным образом связаны с коммуникативными навыками. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности выпускников.

На каждом этапе обучения учащихся надо не только обучать грамоте, сообщать им определенные сведения, но и расширять их познавательные возможности, развивать их потребности и интересы.

Необходимо так организовывать деятельность школьников, чтобы постоянно будить их активность и самостоятельность, поднимать их умственную работоспособность, добиваться осмысленного усвоения учебного материала, создавать у детей привычку размышлять.

Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия, необходимых как в учебном процессе, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

А если принять во внимание то, что именно в 9-ом классе заканчивается основной систематический курс изучения русского языка в школе, становится очевидным важность работы по формированию надпредметных (метапредметных) навыков, так как умение воспринимать информацию на слух, обрабатывать и сознавать на ее основе вторичный текст носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех школьных дисциплин, и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.

Цель данной работы: представить систему работы по формированию метапредметных умений и навыков при подготовке к сжатому изложению.

Задачи:

  • изучить теорию по проблеме «Метапредметные умения и навыки учащихся»;

  • познакомиться с материалами методических журналов, пособий, определяющих сущностные характеристики;

  • определить формы и методы обработки метапредметных умений и навыков в условиях работы со сжатым изложением;

  • разработать критерии оценки метапредметных умений и навыков при работе над сжатым изложением;

  • разработать систему упражнений, направленных на формирование метапредметных умений и навыков.
  1   2   3   4   5