Главная страница


Нетрадиционные формы работы с родителями в практике работы дошкольного образовательного учреждения



Скачать 174.01 Kb.
НазваниеНетрадиционные формы работы с родителями в практике работы дошкольного образовательного учреждения
Т.Г. Паршукова
Дата14.04.2016
Размер174.01 Kb.
ТипРеферат

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Березка» комбинированного вида города Белово»


Нетрадиционные формы

работы с родителями в практике работы дошкольного образовательного учреждения

Описание опыта работы

2014

Автор-составитель Т.Г. Паршукова, воспитатель

В данном издании представлен опыт работы воспитателя по созданию условий формирования единого образовательного пространства «Детский сад-семья». Акцент сделан на совместную работу педагога с семьями воспитанников посредством нетрадиционных форм взаимодействия.

Адресовано воспитателям, руководителям ДОУ.
Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3

Нетрадиционные формы работы в практике работы дошкольного образовательного учреждения…………….……………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Приложение………………………………………………………………………17

Введение
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреж-дения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность роди-тели, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, нап-равить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое офи-циально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развива-лись в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, ус-

3

пехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкрет-ного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его раз-вития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Ре-зультаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охаракте-ризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, вклю-чающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".

Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, пе-дагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успе-хах и неудачах и т.д.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее разви-тие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в час-тности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания де-тей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образ-цом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием от-несутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно бу-дут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повы-шать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям, включать в свою деятельность новые, не-традиционные формы работы с родителями. Ведь как бы серьезно ни проду-мывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы

4

высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невоз-можно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основ-ных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положи-тельного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравст-венности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жиз-ненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, до-пускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затруд-няются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях.

5

Нетрадиционные формы работы в ДОУ

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У пе-дагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дош-кольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять но-вые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основ-ная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания.

Сейчас традиционные собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу теле-визионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установ-ление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для фор-мирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К

6

ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в обще-нии, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный под-ход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Работу начала с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого проанализировала годовой план, перспективный план работы с родите-лями и выяснила, что в группе один раз в три месяца проводятся родитель-ские собрания, также проводится анкетирование, развлечения, выставки.

Затем провела анкетирование родителей. Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:

1. На вопрос "Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изучены-ми?" большинство родителей (70%) группы ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подт-верждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогичес-кую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные пробле-мам воспитания дошкольников 60% не читают педагогические и периодичес-кие издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.

2. Подавляющее большинство родителей группы занимают пассивную пози-цию в вопросе взаимодействия с ДОУ. Так, 30% родителей хотели бы полу-чать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собра-ниях. 70% родителей группы не хотели участвовать в работе с детьми в детс-ком саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ. Вести кружок в детс-ком саду не изъявил ни кто.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями

* Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объе-

7

динить усилия для развития и воспитания детей.

* Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

* Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

* Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможнос-тях.

Для активизации родителей решила активно включать в работу нетради-ционные формы взаимодействия.

Презентацию дошкольного учреждения провожу с новыми воспитанни-ками как часть первого родительского собрания. Цель - познакомить родите-лей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и кол-лективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по раз-витию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родите-ли получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, музыкальным руко-водителем). Такую форму работы считаю необходимой, так как она позво-ляет расширить представления родителей о детском саде, расположить их к себе.

Открытые занятия с детьми для родителей провожу как на собрании, так и приглашаю в конце года (итоговые занятия). Цель данной формы работы с родителями: познакомить их со структурой и спецификой проведения заня-тий в ДОУ. При проведении занятия включаю в него элементы беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов или поделиться результатами своей работы).

Значительным подспорьем в работе с родителями воспитанников являет-ся библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Постоянно слежу за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляю аннотации новинок в виде небольших записок.

Деловую игру - простор для творчества – использую не как отдельную

8

форму работы с родителями воспитанников, а как элемент родительского собрания.Цель деловой игры: выработка и закрепление определенных навы-ков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приб-

лижает родителей к реальной обстановке, формирует навыки быстрого при-нятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх распределяю по-разному. Данная форма взаи-модействия с родителями позволяет разнообразить собрание, активизировать родителей и повысить их активность. Темой деловых игр часто выбираю разные конфликтные ситуации. В процессе этих игр родители не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалис-тов (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра, учитель-логопед) пытаются проанализировать ситуацию со всех сто-рон и найти приемлемое решение. Темы игр: «Утро в вашем доме», «Собира-емся в детский сад», «Ссора. Как ее решить?».

"Круглый стол" с родителями использую как элемент родительского собрания. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" обя-зательно приглашаю родителей, письменно или устно выразивших желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В прове-дении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Обще-ние происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проб-лем воспитания детей нашей группы, с учетом пожеланий родителей.

Так называемые дежурства родителей, наряду с открытыми днями, про-вожу во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развле-чений, проведении непосредственно образовательной деятельности (мама шьет платье для куклы или готовит тесто; папа что-то чинит и т.п.) и пред-

9

ставляется мне как совместное взаимодействие родителей с детьми в разных видах детской деятельности. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная - помогает преодолеть еще встречающееся у родителей поверх-

ностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Досуг родителей и детей позволяют заполнить спортивно - массовые

мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей в моей практической деятельности является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые иг-ры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

В течение учебного года организую тематические выставки, которые создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей группы. К их оформлению привлекаю самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок, принести фото на определенную тему и т.д.

К совместным экскурсиям так же привлекаю родителей, которые являют-ся как приглашаемой стороной (например, экскурсия «К маме на работу»), так и участниками (например, экскурсия 8 мая «Памяти павших солдат»). Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересо-вать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, работе своих родителей, традициях поселка и всей страны. Дети (как самостоятельно, так и

10

с участием родителей) затем увлеченно рисуют, делают поделки из природ-ного материала, оформляют выставки. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду взрослых.

Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Постоянно использую в работе семейный вернисаж, фотовыставки на такие темы, как «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни».

В течение года использую такие формы письменного взаимодействия с родителями, как:

  1. Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

-объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

-просьбы о помощи;

-благодарность добровольным помощникам и т.д.

2. Памятки для родителей.

3. Брошюры

4. Бюллетень (позволяет обеспечивать семьи об особых мероприятиях, изменениях в программе и т.д.).

5. Еженедельные записки (сообщает семье о здоровье, настроении, пове-дении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информа-цию).

6. Доска объявлений (настенный экран, который помогает информиро-вать родителей о собраниях на день и др.).

Все вышеперечисленные формы помогают родителям узнать о детском саде, описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем, эффективнее осуществлять педагогическое просвещение родителей воспи-танников.
11

Результатом совместной работы является высокий процент их включен-ности в совместные мероприятия, проводимые в детском саду и группе к 2013-2014 учебному году (см. Гистограмму).


Каждая встреча с родителями дает мне повод к раздумью, вызывает же-лание анализировать, рассуждать. В последнее время я пришла к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

Проведя повторное анкетирование и проанализировав ответы родителей, пришла к следующим выводам.

1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое вос-питание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным цен-ностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей.

12

2. Практически все родители читают педагогическую литературу 40% - ре-гулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 60% - регулярно.

3. Многие родители (95%) с большим интересом хотели бы принимать учас-тие в жизни детского сада.

4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%.

Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс дет-ского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его терри-тории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Опыт работы с родителями показал, что в результате использования не-традиционных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприя-тий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

13

Заключение
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его раз-витие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его досто-инства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семей-ного и общественного воспитания.

Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадицион-ных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повы-шению педагогической культуры.

Проведенные мероприятия показали, насколько родителям было интерес-но общаться с педагогом, с детьми. Они получили много полезной информа-ции по психологии и педагогике, много узнали о своих детях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм работы педагога с родителями в ДОУ позволяет обогащать знания родителей и применять их на практике в воспитании своих детей.

14

Список литературы

1. Азаров, Ю. П., Педагогика любви и свободы [Текст] /Ю.П. Азаров - М.: Топикал, 1994. - 608с.

2. Амонашвили, Ш. А., В школу с шести лет [Текст] / Ш.А Амонашвили - М.: Просвещение, 1986.- 176с.

3.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - , 2002. №4 - с 33-38

4. Гиппенрейтер, Ю. Б., Общаться с ребёнком. Как? [Текст] // Ю.Б. Гиппен-рейтер - М.: Сфера, 2005.-240с.

5. Давыдова, О.И., Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер - М.: Творческий Центр, 2005 г. - 144с

6. Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов моло-дых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - с 26-30.

7. Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] / Методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

8.Закон РФ «Об образовании» [Текст] - https://consultant.ru/popular/edu.

9. Зверева, О. Л., Общение педагога с родителями в ДОУ[Текст] / Методи-ческий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.

10. Зверева О. Л., Родительские собрания в ДОУ [Текст] / Методическое по-собие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128с.

11. История дошкольной педагогики [Текст] / Учебное пособие для студен-тов пед. институтов/ Под ред. Л. Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

12.Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей [Текст] / А.В. Козлова, Р.П. Дешеу-

15

лина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.

13. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образователь-ным учреждением [Текст] Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.

14. Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду [Текст] 2-я млад-шая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

15.Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания [Текст]/ Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с.

16. Никитина, Л. А. Мама или детский сад [Текст] / Л.А. Никитина - М.: Просвещение, 1990. - 96с.

17. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников[Текст] / Л.Ф. Островская - М.: Просвещение, 1990. - 160с.

18. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л.

19. Петроченко, Г. Г. Педагогические ситуации в дошкольной педагогике [Текст] / Г.Г. Петреченко - Минск, 1984. - 240с.

20. Рубченко, А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии [Текст] / А.К. Рубченко - //Вопросы психологии. - 2005. - №4.-с.98-114.

21.Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Ме-тодическое пособие для работников дошкольных образовательных учрежде-ний / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

22. Семейное воспитание [Текст] / Краткий словарь/Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 1990. - 319с.

23. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй [Текст] / Практическое пособие / О.В. Солодянкина - М.: АРКТИ, 2006. - 80с.

16

Приложение
Таблица 1

Ответы родителей на вопросы анкеты вначале года


Вопросы и варианты ответов

Число ответов

1. Какие вопросы воспитания остаются для Вас менее изученными?




Взаимоотношения между детьми

1

Взаимоотношения между детьми и родителями

6

Организация здорового образа жизни ребенка

2

Приобщение к культурным ценностям

1

Другие (назовите)

0

2. Читаете ли Вы педагогическую литературу?




Читаю регулярно

1

Читаю иногда

4

Не читаю

5

3. Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?




Читаю регулярно

1

Читаю иногда

3

Не читаю

6

4. В каких формах Вы хотели бы получать в детском саду информацию о воспитании своих детей?




На родительских собраниях

6

На родительских конференциях

0

В индивидуальных беседах со специалистами

3

На занятиях, в игровой форме

1

Другие (назовите)

0

17

Нетрадиционные формы работы с семьей
dsc06682.jpg

Плакат к Дню семьи

фото036.jpg

Выставка цветов к Дню Шахтера

18

img_6579.jpg
Выставка «Дары осени»
pc300047.jpg

Буклеты «Новогодние игрушки своими руками»

19