|
«Образование в Великобритании» ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОУ ГИМНАЗИЯ № 1512
Методическая работа Формирование ключевых компетентностей и мировоззрения
учащихся 8 классов в процессе изучения английского языка
Проект по теме «Образование в Великобритании» -
«Школа моей мечты». Автор: Катерина Елена Львовна
МОСКВА 2010
-1- «Знаниецентрическая» модель образования давно перестала удовлетворять потребности развития общества и личности. В области обучения иностранным языкам акцент давно сделан на развитие оммуникативных умений в устной и письменной речи. Умение рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения является очень востребованным. Коммуникативная компетенция, по определению В.В. Сафоновой, это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих. Целью современного образования является то, что любой специалист должен иметь достаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи. Социокультурная компетенция часто рассматривается как один из компонентов коммуникативной компетенции, но в последнее время ее стали выделять как самостоятельную цель образования. Она связана не только с коммуникативными умениями на иностранном языке, но и с готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.
В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать но компетенция отличается от умения тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству в процессе решения различных проблем, с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности.
Социокультурная компеценция – это:
- умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития различных стран и цивилизаций, различных исторических этапов какой-либо страны,
- готовность представлять свою страну и ее культуру с учетом возможного межкультурного взаимопроникновения,
- признание права разных культурных моделей на существование,
- готовность конструктивно отстаивать собственные позиции.
Коммуникативную компетенцию сегодня надо последовательно формированть и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями , готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.
Современное толкование целей образования не очень расхоится с триединой целью , принятой в российской системе образования. Ее составляющие лишь уточняются и теснее увязываются между собой .
Практические и образовательные цели направлены на получение предметных и межпредметных знаний, которые создают фундамент учебной и реальной деятельности.
Развивающие цели соотносятся с формированием межпредметных и надпредметных навыков и умений, а также с развитием определеленных мыслительных способностей, без которых невозможно эффективное применение полученных знаний с учетом поставленныхзадач и особенностей ситуации.
Воспитательные цели – это и есть желаемый итог или набор компетенций, связанных с готовностью и способностью к действию и взаимодействию с учетом принятых в обществе норм поведения, сформированных морально-ценностных установок личности.
Автор данной статьи делает попытку показать как на пример обучения английскому языку в 8 классе учитель формирует ключевые компетенции и мировоззрение своих учащихся. Учебная тема , над которой трудились учащиеся, была «Образование в Великобритании». Данная тема входит в содержательную часть программы курса английского языка для 8 класса. Помимо традиционной методики, учащимся был предложен проект «Школа мой мечты». На изучение данной темы по программе было отведено около двадцати часов. Учащиеся были поделены на группы по интересам. Прежде чем сделать проект собственной «школы мечты», учащиеся изучили историю среднего образования Великобритании, сравнили эту систему с российской, нашли общее в обеях системах, выделили лучшее. Учащиеся пытались проследить судьбу выпускников престижных английских школ, таких как Итон, Хэрроу и других. На примере Веллингтона, Черчеля, Ганди учащиеся убедились в том, какую важную роль играет в судьбе человека хорошее образование, школьная дружба, талантливые учителя.
Учитель поставил перед собой задачу научить учащихся работать с новой информацией.
Этот задача предполагала: умение определить проблематику различных текстов, находить информацию в различных источниках: художественных текстах ( в частности о Гарри Потере), различных журналах на английском языке (Speak out, the Hat), и т.д., владеть разными видами чтения,определять структурные компоненты текста,фиксировать нужную информацию в виде записей, ключевых слов, плана, конспекта,определение своего отношения к прочитанному или услышанному,аргументировать собственные оценочные суждения,установку причинно-следственных связей между событиями и явлениями, владеть разного вида пересказами (подробным, кратким, от разных лиц.), сравнивать и сопоставлять факты, произведения, героев, этапы развития.)
На подготовительном этапе работы над проектом учащиеся познакомились с историей развития системы образования в Великобритании. Оценили богатый опыт англичан по созданию демократичных школ, а также драматический период борьбы за сохранение лучших традиций образования. История английской школа предлагалась учащимся не только через изучение материала, представленного в учебнике, но на живых произведениях английской классики, а также при изучении реально существующих лучших английских школ. Для обсуждения различных образовательных учреждений в Великобритании и сравнения их с российскими, учащиеся ознакомились с необходимой лексикой. Данная лексика включала в себя лексические единицы и речевые обороты для выражения межличностных отношений в классах, изучаемые дисциплины, внеурочную деятельность, систему оценок, экзаменов, школьный уклад. Учащимся предстояло сравнить различные типы учебных заведений Великобритании, увидеть разницу между государственными и частными школами, прочитать отзывы о различных школах, увидеть на примере литературных произведений ( «Джейн Эйр» Ш. Бронте, «Оливер Твист» Ч. Диккенса) тяжелый путь становления общественного образования в Великобритании. Умение создавать собственную информацию также является целью любой проектной работы. Учащиеся учатся создавать, архивировать собственную информацию, создавать презентации , структуировать тексты, создавать тексты на основе прочитанного , использовать ссылки, цитировать источники. Они должны понимать, уметь выразить речевую задачу своих текстов, аргументировать свою позицию, приводить примеры, вести диалог с реальным или потенциальным оппонентом, образно и понятно выражать собственные мысли. Учащиеся самостоятельно пользовались различными источниками от печатных изданий до ресурсов интернета, составляли доклады по различным образовательным учреждениям, делали презентации об особенностях тех или иных школ Великобритании, писали пятистрочные стихотворения по школьной тематике. (См. приложение)
В процессе подготовки и защиты проекта отрабатывались такие ключевые компетенции как говорение, аудирование, письменная речь.
Тренировка произношением не прекращалась на всем протяжении работы над проектом. Во время защиты проекта фонетическая зарядка предшествовали выступлениям учащихся.
Выступления учащихся носили осознанный характер, не было зубрежки, речь учащихся была правильной, образной. Это показали ответы на вопросы по ходу выступлений.
Это позволило учащимся сделать правильные выводы по окончанию работы над проектом. Последний этап заключался в том, чтобы в группах составить герб «школы мечты» из различных предложенных элементов, найти девиз и прокомментировать свою работу.
Изучая лучшие школы с их индивидуальными укладами, учащиеся научились отбирать все самое ценное, прогрессивное, отметая сословные предрассудки. Для них приорететными стали: разностороннее образование, позволяющее принести своей стране максимальную пользу, школьная дружба, возможности разностороннего развития. Английский язык стал для них средством, инструментом для выражения своей точки зрения.
Во время защиты каждая группа учащихся представили свой проект «школы мечты». Вооружившись заготовками гербов, клеем, различными символами, сделанными на компьютере, учащиеся составили герб своей школы. Каждый элемент был прокомментирован. Затем герб был дополнен девизом, например, It is never too late to learn. Practice makes perfect. F friend in need is a friend indeed и так далее. Учащиеся дополнили свои рассказы сообщениями о традициях, условиях приема, изучаемых предметов (основных и по выбору), атмосферой в школе и перспективах. Все проекты получились позитивными, жизнеутверждающими.
В конце урока прошла рефлексия. Учащиеся высказали свое мнение о проектной работе, рассказали, что понравилось, что не понравилось, что удалось , что - не очень.
Ниже приведен ход урока- защиты проекта.
Открытый урок английского языка В 8 Б классе гимназии №1512
Учитель : Катерина Елена Львовна
Время проведения урока : 23.11. 2009
Начало урока : 10:30 кабинет информатики 2\29
Тема урока : «Школа моей мечты» Проект.
Тип урока : Урок – закрепление изученного материала (комплексного применения изученного материала в новой речевой ситуации . Форма урока: Защита мини-проекта по теме. Цель урока : Отработка навыков устной речи с использованием изученного лексического материала.
Задачи урока: Обучающая: - активизация в речи изученного лексического материала. Развивающая: развитие навыков обобщения, сопоставления,
расширение кругозора учащихся,
обеспечение развития познавательной самостоятельности учащихся.
Воспитательная :
формирование оценочного суждения,
воспитание гуманного отношения к людям,
воспитание уважительного отношения к дружбе, труду и т.д.
повышение мотивации к изучению английского языка,
воспитание уважения к иноязычной культуре и языку
Сопутствующие задачи урока:
отработка навыков работы с мультимедийными материалами,
отработка навыков работы в команде.
Оснащение урока:
- Раздаточные материалы для фронтальной работы
- Раздаточный материал для самостоятельной работы
Ноутбук, мультимедийный компьютер
Компьютерные презентации в технике FLASH
ХОД УРОКА
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
| Дополнительные средства
| Орг.
Момент
2м.
| Приветствие уч-ся
(Наличие отсутствующих)
Актуализация цели и задач урока.
| Приветствуют учителя
| Фронтальная
|
| 2.Презентация материалов по системе образования Англии
(Закрепление изученной лексики) 15 м
| Помогает ведущему и выступающим.
| Ведущий
Представляет выступающих, задает уточняющие ые вопросы.
Учащиеся представляют доклады, слушают, делают записи.
| Индивидуальная, групповая
| Компьютер,
Мультимедийный проектор, экран, компьютерные презентации
| 3. Подготовка к самостоятельной работе 2 м
| Проводит фонетическую зарядку
| Уч-ся повторяют за учителем
| Фронтальная
| Материалы на доске и на партах
| 4. Самостоятельная работа Школа моей мечты;
10м
| Раздача необходимых материалов с пояснениями
| Работают в группах: составляют герб, говорят об особенностях «Школы мечты»
| групповая
| Раздаточные материалы
| 4. Презентация готовых проектов
10 м
| Помогает, уточняет
| Представляют проекты
| Групповая, индивидуальная
| Свои наработки
| 5.Подведение итогов
2м
| Вопросы учащимся :
Что нового узнали?
Что понравилось?
Что удалось?
| Рефлексия
| Фронтальная, индивидуадьная
|
| 6.Домашнее задание 1-2 м
| Просмотровое чтение ,
| Запись в дневник
| индив
| Упр 54 стр 76
|
|
|
|
|
|
Самоанализ урока Эффективность урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои успехи и ошибки. Анализ собственной работы – одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.
Я хочу проанализировать свой урок по определенной схеме.
1. Общая структура урока.
Данный урок –это урок закрепления изученного материала и комплексного применения полученных знаний в новой речевой ситуации. Урок является завершающим по теме «Образование Великобритании». Форма урока- Защита проекта.
Элементы данного урока прослеживаются четко:
а). Оргмомент и целевая установка,
б). Выступления учащихся и обсуждение фактического материала с использованием компьютерной презентации,
в). Самостоятельная работа в группах: подготовка сообщений, выработка общей идеи.
г). Подведение итогов, рефлексия.
2. Реализация основной дидактической задачи:
Требование программы по даной теме полностью получили свое отражение в уроке. Учащиеся были активны приобсуждении докладов , при самостоятельной работе групп а также во время рефлексии.
Во время урока осуществлялся дифференцированный подход к учащимся: задания были ранжированы по степени сложности. Проверка умений и навыков осуществлялась в процессе работы над поставленной в классе задачей.
3. Как происходило развитие учащихся в процессе обучения?
Учащиеся были вовлечены в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, систематизацию, в творчество- написание стихотворений). Также на уроке осуществлялось предоление посильных трудностей (с помощью дидактического материала, фонетической зарядки и т.д. ). Приподготовке проекта было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся. На уроке сообщалась информация для общего развития учащихся и осуществлялось эстетическое воспитание (составление гербов).
На уроке имело место воспитание учащихся: формирование оценочного суждения. Урок повлиял на выработку взглядов, убеждений. На уроке осуществлялась связь обучения с жизнью. Урок содействовал воспитанию гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду, дружбе, долгу перед своей страной и т.д.
Выбор методов обучения. Метод проекта был выбран оправдано. Он дает учащимся некоторую свободу выражения, возможность творчества, и, как следствие – лучшую усвояемость изучаемого материала – развитие коммуникативной компетенции. Самостоятельная работа прибавила учащимся ответственности. Выбор технических средств соответствовал методу обучения- проектной работе.
Имело место нарастание степени самостоятельной работы учащихся.
Работа учителя: помогающая, направляющая. К уроку было все подгтовлено : выбор ведущего защиту проекта, подготовка раздаточного материала помощь учащимся при самостоятельной работе.
Работа учащихся. Учащиеся были готовы к активной деятельности: речевой, к записыванию, к аудированию.
Гигиенические условия были соблюдены: класс был проветрен, оценка учащихся и рефлексии осущесвилась до звонка на перемену.
Данный урок способствовал формированию у учащихся ключевых компетентностей и мировоззрению.
ПРИЛОЖЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8 Б КЛАССА
ПО ТЕМЕ «ШКОЛА МОЙ МЕЧТЫ»
School
Kind and exciting,
Like a laboratory of great scientists.
If only school lasted for ever!
Сенцова Наталья
Friends
Glorious and constant,
Help each other
Like a harmonious family.
If only they could be with me forever. Петербургский Максим
School
Interesting and attractive,
Educates easily
Like a mysterious island.
If only I could be at school for ages.
Teacher
Clever and careful
Explains clearly
Like a wise tutor.
If only he could open the road of knowledge for us. Козлов Антон
ЛИТЕРАТУРА
Журналы для школьников на английском языке “SPEAK OUT” Издательство «Глосса пресс»
Соловова Е.Н. и Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Москва 2007
Учебник английского языка для 8 класса Афанасьева О.В. Михеева И.В. Просвещение 2004
|
|
|