|
Духовные проблемы. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широких спектр человеческих отношений, человеческой деятельности. Как человеку сохранить свою человечность, остаться самим собой? Их решение – задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех обитателей колыбели человечества. Можно сказать, что сегодня все мы оказались в одной лодке посреди бушующего моря, в днище этой лодки образовалась пробоина. Не время дискутировать и рассуждать, что делать, куда грести и чем вычерпывать воду. Всем надо взяться и грести в одну сторону, а также сообща вычерпывать воду и попытаться заткнуть брешь. Если же мы увязнем в дискуссиях - мы погибнем.
Ряд проблем связаны с духовной жизнью современного человечества, деградацией «массовой культуры», размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов, сложные вопросы ставить перед человечеством НТР, особенно ее современный этап - массовая компьютеризация, продвижение к разрешению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечеству грозит утратить свою духовность, свою способность воспринимать и чувствовать прекрасное, творить это прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые создавшие движение «синих»( в отличие от «зеленых» - борцов в защиту природы). Это движение отстаивает право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий. Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто как не мы стремимся все возложить на машину, а сами предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия. Мы готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Мы перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию крупными тиражами, зато весь рынок затоваривается дешевым многотиражным «чтивом» - детективами со стрельбой, насилием, погонями, приторными любовными романами, немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. Эти книги съедают наше время, не давая пиши ни уму, ни сердцу. Мы забываем живые звуки и голоса музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого сумасшедшие децибелы звука искусственного, синтетического. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.
Разрешение этих проблем возможно только при помощи согласованных усилий всего современного человечества. Все мы должны пойти по единому пути, который выведет нас из сложившегося кризиса. Существует несколько точек зрения на путь выхода из кризиса. Рассмотрим два противоположных взгляда на то, какова должна быть роль человека в мире, насколько в действительности серьёзны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать.
Неомальтузианцы(последователи ученого 19 века Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет ещё более перенаселённым и более загрязнённым, чем теперь, а многие виды ресурсов деградируют или истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведёт к серьёзным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.
Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Этот термин происходит от слова cornucopia (лат.), означающего рог изобилия, символ богатства. Большинство корнукопианцев является экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселённого, менее загрязнённого и более богатого ресурсами мирового сообщества. Можно сказать что споры между ними сродни спорам оптимистов и пессимистов. Кто из них прав? Можно ли утверждать, что права в этом споре только какая-то одна из сторон?
Передовые ученые современного мира не могли остаться в стороне от обсуждения и поиска путей разрешения глобальных проблем. Ими был сформирован ряд влиятельных международных организаций, оказывающих влияние на принятие важных политических решений. Одна из таких организаций - «Римский клуб» - создана в 1968 году группой ученых для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Многолетним главою клуба был итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации - разработка исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, демографического взрыва и т.д. В числе устроителей Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» был назван «Пределы роста», он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института(США) и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году и имел название «Человечество на перепутье». Его составителями были Э.Пестель и М.Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, была выдвинута как перспективная для человеческой цивилизации концепция «органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.
Третий доклад «Римскому клубу» был составлен известным нидерландским экономистом Яном Тинбергером и его группой. Он именовался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка должна состоять в том, чтобы координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся создать эффективную систему регулирования международных отношений, должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить накопившиеся за десятилетия неравноправного существования в мировом рынке долги, их следует скостить. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми земли достойного их уровня жизни.
Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов(например, Бертран Расселл, Альберт Швейцер). Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, чтобы они органически сочетались с гуманистической природой человека, служили ему во благо. |
|
|