|
«огонь» Обобщающее занятие на тему «огонь».
Программные задачи:
- рассказать о пользе огня для человека;
-познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
- показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни;
-акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям;
- продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;
- обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями;
- воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде;
- развивать исторический интерес к прошлому.
Словарная работа: лучина, кремень, свеча.
Оборудование: слайды на тему «Огонь», гранитный камешек; предметы для игры: фен, спички, зажигалка, свеча, ведерко, песок, игрушка, чайник.
Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова “Дядя Стёпа”, А.Толстой “Пожарные собаки”, К.Чуковский “Путаница”, рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне(сл.1). Расскажите, как выглядит огонь? Верно,(сл.2) огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени во время движения трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени въется дым. Недаром говориться: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:
Красный бык на земле лежит,
Голубой бык к небу тянется.
Верно, красный бык-это огонь, а голубой бык-это дым.
Ребята, вы уже знаете, что наша жизнь не всегда была такой, как сейчас. Давным – давно люди пользовались только тем, что давала сама природа(сл.3). Жилищем им служили пещеры(сл.4), где было холодно, сыро и темно, питались тем, что росло вокруг и что удавалось добыть во время охоты. Что такое огонь люди тогда еще не знали.
Ребята, скажите, а как же огонь попал к человеку?
Однажды от молнии загорелось дерево(сл.5). Один смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в свою пещеру(сл.3).
-Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (В пещере стало тепло, светло и уютно(сл.6)). Но для того чтобы огонь не погас, нужно было постоянно подкладывать ветки, защищать от ветра и дождя(сл.7). Огонь стал для человека настоящим другом. В каждой пещере обязательно было место для огня. Но случалось, что огонь угасал из-за того, что не хватало дров. Из-за дождя были сырыми поленья или просто человек засыпал.
Пришлось человеку задуматься над тем, как огонь добыть. Кто-то заметил, что при ударе одного камня о другой, появляются искры. Вот так человек научился самостоятельно добывать огонь(сл.4). Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником.
Со временем люди научились на огне готовить пищу, греть воду для купания и т.д. Огонь действительно готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, — так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо — получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром — так и сейчас делают шашлыки. Но на смену каменной посуде и первобытным приспособлениям пришли сначало печи (*сл.8,9), а спустя время, газовые и электрические плиты(сл.10) и чайники(сл.11), нагревая которые, мы можем насладиться ароматным чаем.
По вечерам в домах зажигали свечи, а на улицах - уличные фонари (сл.12,13), прошло много времени, прежде чем человек изобрел электричество, благодаря которому в наших домах появилось современное освещение(сл.14).
Человек кормил огонь — и огонь кормил человека!
В древние времена огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали важные новости и предупреждали об опасности. Путешественники по ночам освещали себе дорогу факелами.
Ребята, а как в наше время мы можем передавать сообщения?
Верно, для этого нам служат телефоны, почта и интернет(сл.15,16,17).
Когда человек научился использовать металл, и тут огонь пригодился. Жарко горел огонь в кузнице - разогревал до красна железо (сл.18), делал его мягким и податливым. А кузнец мастерил из железа различные инструменты: топоры, вилы, мечи. Полыхает огонь в доменной печи, плавит железо (сл.19). В других печах огонь плавит стекло, из которых мастер стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия.
-Ребята, как вы думаете, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.
- Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины(сл.20) В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы(сл.21). И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит.
И в воздух человека тоже огонь поднял: первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь заставляет вертеться пропеллер самолета; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты(сл.22).
И сегодня огонь наш верный друг и помощник. Как приятно посидеть в летний вечер у костра (сл.23), испечь картошку, пожарить шашлык, сварить в котелке ароматную уху. Но, к сожалению некоторые люди забывают костер после отдыха потушить. К чему это может привести? Верно к лесному пожару(сл.24).
Стих «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И. сыпля искры, посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.
Да, ребята неосторожное обращение с огнем может привести к пожару. Забудешь погасить костер, подует ветер, и разнесет искры по всему лесу, лугу или даче. Огонь беспощадно сжигает на своем пути все, что ему попадается: деревья, кусты, цветы, животных, которые не успели спастись, дома, мебель, игрушки, одежду. Огонь оставляет после себя страшный след: пепел, золу, обожженные головешки.
Так что огонь может быть не только другом, но и врагом.
- А давайте и мы с вами превратимся в огоньки!
Физминутка:
“Пламя костра”
Музыка «звуки костра» Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.
Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.
Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.
Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.
- Понравилось вам быть огоньками?
-Скажите, ребята, а кто же помогает бороться с огнем?
Верно, это пожарные (сл.25).
Доклад ребенка.
Профессия « пожарный».
С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные
А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети: Это огонь.
Бороться с огнем и пожаром помогают люди особой профессии – пожарные. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной(сл.26). Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.
Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.
Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.
Пожарный должен быть смелым, отважным, храбрым, умным. Ленивых, трусливых, слабых в пожарные не берут.
Для того чтобы быть пожарным необходимо много знать и уметь.
Ребята, давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара?
-неисправные электроприборы и электрические провода;
-детские шалости со спичками, свечами;
-не выключенный из розетки утюг;
-неосторожное обращение с новогодними бенгальскими огнями.
-оставленная без присмотра электроплита.
Ребята, что нужно делать, если вдруг по неосторожности возник пожар?
-Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью;
-Если взрослых дома не оказалось, то нужно звонить по номеру телефона 01 и вызвать бригаду пожарных, еще нужно сообщить по телефону город, адрес, фамилию, и что горит. Запомнить этот номер вам поможет четверостишие.
Если вьется пламя, дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем, и пожарных позовем.
-самостоятельно тушить огонь не пытайтесь, это опасно.
Ребята, а какие правила поведения при пожаре нужно соблюдать?
-Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар;
-Не тушите водой включенные в сеть электроприборы;
-Чтобы дым не попал вам в легкие, обмотайте лицо мокрым полотенцем и передвигайтесь, пригнувшись, т.к. внизу ядовитого дыма меньше.
-Главное -побыстрее покиньте горящую квартиру.
Обыгрывание ситуации :
«У нас пожар».
Ребята, я предлагаю вам обыграть ситуацию возникновения пожара. Мы с вами разделимся на две команды: одна команда у нас будет принимать звонки, это команда «пожарных», а другая команда будет из числа пострадавших (тех, у кого случился пожар). Дети обыгрывают ситуацию.
Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру:
«Четвертый лишний»
Выберите пожалуйста предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара (спички, игрушка, мячик, ножницы), (зажигалка, свеча, бенгальские огни, матрешка). Варианты выбора предметов могут быть разными.
Да, ребята, неосторожное обращение с огнем может привести к пожару и он может сильно навредить человеку. И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда (сл.27). Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и использовать, сами научились им управлять! Сами сделали его мастером на все руки. И огонь стал для нас другом и помощником (сл.28). |
|
|