ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
(по определению Всемирной организации здравоохранения)
Готовность ребёнка к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед другими людьми - учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно интерес как эмоциональное переживание познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
В этот период у младшего школьника происходит психологическая перестройка, требующая от него не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним относятся: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объёмом знаний, «бытовыми» навыками самообслуживания, культурой поведения, общения, элементарного труда; владение речью; уровень развития мелкой мускулатуры кисти руки; умение сотрудничать; желание и интерес учиться. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Однако, последние данные исследований состояния здоровья детей, поступивших в первые классы массовой школы, показывают, что около многие из них не готовы к освоению программы первого класса. Статистические данные показывают, что уже в дошкольном возрасте выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогенеза, нарушенного развития.
Уменьшить объективные трудности при обучении ребенка в школе возможно лишь в том случае, если учитывать его психические, возрастные и индивидуальные особенности.
С целью повышения уровня учебно-воспитательного и коррекционно-образовательного процессов необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной работе; использовать различные методы, принципы, средства работы, обеспечивающие условия здорового образа жизни ребёнка.
В содержании учебного материала следует больше опираться на игровые, здоровье-сберегающие и другие технологии.
Только при правильной организации учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом работоспособности детей, особенностей их индивидуального развития, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д…Только путём ежедневной совместной работы узких специалистов (валеолог, дефектолог, педагог - психолог, учитель – логопед) и учителей начальной школы можно добиться отличных успехов в значимо важных компетенциях младших школьников.
Система здоровьесберегающей деятельности в школе – это понимание важности и необходимости интегрирования всех структур.
В своей работе мы предлагаем варианты использования различных приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста. На таких занятиях решаются не только задачи коррекции звукопроизношения, формирования лексико-грамматических категорий, развития связной речи и устранения трудностей письма и чтения, но и задачи здоровьесбережения детей. В результате этого у младших школьников не только сохраняется высокий уровень работоспособности и формируются ключевые образовательные компетенции, но и в конечном результате – обеспечивается возможность сохранения физического и психологического здоровья в период всего школьного обучения.
Предлагаем вашему вниманию план-конспект занятия по теме: «Использование приёмов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми 1 класса, имеющих логопедическое заключение - общее недоразвитие речи»
Цели и задачи:
- формировать умение детей производить самомассаж кистей и пальцев рук для нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, развивать речевую деятельность, т.к. стимулируются импульсы, идущие в коре головного мозга, развивать мускульную память, снять излишнее напряжение.
- развивать внимание, произвольное переключение движений, умение производить перекрёстные движения, развивать чёткость их проведения и дифференцированность.
- развивать объём и глубину дыхания, проводить дифференциацию носового и ротового дыхания, развивать силу диафрагмального выдоха и его продолжительность.
- формировать у детей умение устанавливать связь между слуховым восприятием звука и двигательным ощущением через систему двигательных упражнений, через кинестетические ощущения.
- развивать общую и мелкую моторику рук, пространственные представления и навык зрительной ориентации на говорящего.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки, тазики с водой, игрушки для развития силы выдоха, трубочки для коктейля, кораблики из пенопласта, счётные палочки, проволока, манка для пересыпания в стаканчики, наборы для развития мелкой моторики.
Ход проведения занятия
Орг. момент (построение).
Постановка цели, задач.
Приглашаю, вас, ребята, совершить интересную прогулку на луг. Мы постараемся услышать разговоры насекомых, попытаемся понять их язык. А главное – мы поработаем над своим организмом, ведь сила и здоровье, а также хорошее настроение необходимы нам для отличной учёбы.
Работа над крупной моторикой
Выполнение перекрёстного шага.
Работа над дыханием
Выполнение дыхательного упражнения «Понюхай цветочек».
Использование элементов кинезеологической программы
Выполнение массажного упражнения «Шапочка» (массажные движения круговыми движениями по линии роста волос; массаж ушных раковин);
Зрительно - координационно – фонопедическое упражнение.
«Ползание жука» (дети ставят правую руку в центр цветка и осуществляют движения по направлению ленивой восьмёрки, затем делают движения левой рукой, произнося при этом звук Ж-Ж-Ж);
Зрительно – координационное упражнение «Прыгает кузнечик» (осуществление совместных движений головы и глаз по данному направлению: слева - направо и справа – налево). Сопровождение словами «прыг – скок, скок – прыг» в зависимости от направления слежения за игрушкой.
VI. Самомассаж кистей рук, ладоней.
«Точилка»
Мы точили карандаш.
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила»
Пилим, пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться
И терпения набраться.
«Пружинка»
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сейчас её растянем,
А затем обратно стянем.
VII. Работа по группам
Каждая группа детей демонстрирует отработанные на занятии виды работы (проводится с учётом особенностей физиологического и психического развития каждого ребёнка и необходимости их развития)
1–я группа занимается развитием физиологического дыхания, дифференциацией ротового и носового выдоха, отработкой силы и направления воздушной струи. Игра «Футбол», «Кораблик»;
2–я группа: дыхательная гимнастика «Теннисный мячик», «Цветочек», использование специальных игрушек для развития физиологического дыхания (мячи, дудочки, трубочки и т.д.);
3–я группа: развитие мелкой моторики – массажные мячи, грецкие орехи, фасоль, горох;
4–я группа: развитие мелкой моторики - счётные палочки, проволока, манка для пересыпания в стаканчики, деревянная пуговица и т.д.
В настоящее время главной задачей школьного обучения является формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в современном мире. Но это возможно лишь при поддержании и укреплении своего физического и психического здоровья.
Список литературы
Бугрименко Е.А., Венгер А.Л, Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. / под ред. В.В.Слободчикова -Томск: Пеленг, 1992.
Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб., 1992. - С. 16-21.
[Электронный ресурс]. Беседина Елена Александровна, заместитель директора по УВР Новой России — здоровое поколение. (Из опыта работы МОУ Тисульской начальной школы – детского сада Кемеровской обл.) Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/313258/
[Электронный ресурс]. Методы и приёмы развития компонентов устной речи - Режим доступа: https://morshanskpriut.68edu.ru/2011-11-21-07-18-24/74-2012-04-13-08-46-22.html
|