Главная страница

«Конструирование»



Скачать 70.21 Kb.
Название«Конструирование»
Дата14.04.2016
Размер70.21 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10

«Алёнушка» городского округа Рошаль Московской области

Из опыта работы в старшей группе

по теме «Конструирование»

Воспитатель: Марченко

Ольга Владимировна

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами.
В своей работе на занятиях по конструированию я использовала цветную бумагу, картон, природный и строительный материал.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний (Поделки - птичка, ёжик, лесовичёк).

На своих занятиях по конструированию из строительного материала я использовала разные приёмы обучения. Чтобы уточнить представление детей о строительных деталях детей ввела такую в игровую ситуацию: «Мы плывём к острову Формадон, где находится страна – Формадония. Жители этой страны (кубики, призмы, конусы и т. д.) просят помочь детей построить им дома (мосты, машины, корабли и т. д.)

Сначала детям предлагается сконструировать модель по образцу –схеме на белом листе бумаги с помощью геометрических фигур. На каждого ребёнка я приготовила конверт с разрезанными геометрическими фигурами одного цвета. Дети выкладывают, например, машины по предлагаемым расчленённым схемам. Затем строят машины из строительного материала, обращая внимание на то, что постройка должна быть объёмная, ведь у машины есть ещё и второй борт. Когда дети освоили такое задание, предлагала им конструировать машины по контурным схемам, а затем придумывать свои модели.

Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
На этих занятиях дети приобретали не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.) но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривали предметы, сравнивали их между собой и расчленяли на части, видели в них общее и различное, находили основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делали умозаключения и обобщения.
На занятиях также использовала различные игровые задания. Например, «Перестрой машины в панелевоз», «Сконструируй такую же машину, как на этом рисунке, но так, чтобы она ехала в противоположную сторону», «Построй ракету, на которой можно вывести груз на орбиту», «Построй мост, чтобы один спуск был крутой, другой пологий».

Конструирование на тему или по заданным условиям более сложно, чем конструирование по образцу. Здесь дети не копировали образец, они оперировали образами, использовали знания о способах действий, обобщенные представления о предметах. В этом виде конструирования у детей больше возможностей для проявления инициативы, творческой изобретательности.
Анализ построек детей позволял мне выявить, правильно ли они решили поставленные задачи, насколько овладели способами действий, а также рассмотреть качественную сторону детских работ. В данном случае от ребенка требовалось проявление творческой инициативы и в создании образа, и в использовании приобретенных ранее умений.
Также на занятиях я использовала различные игры.

«Сложи фигуру»- детям предлагалось разрезать геометрическую фигуру на несколько разных по размеру и форме частей. Затем снова собирать исходную фигуру из частей и разобрать. После этого приступали к созданию из фигур различных образов.
Игра «Построй такую же» - один ребёнок стоил модель из конструктора, демонстрировал её, а затем прятал. Остальные дети воспроизводили эту модель по памяти.

Игра «Придумай» - предлагала придумать и нарисовать роботов, самолёт, машину и т. д., используя при этом все знакомые геометрические фигуры.


По мере овладения детьми конструктивными умениями я предлагала им для самостоятельного решения все более и более сложные задачи.
Так, постепенно приучала детей к анализу готовой постройки, а именно: из каких частей она состоит, как они называются, какие части изображаемого предмета в ней отражены, какая из них является основной, опорной, связывающей все другие части.

Анализ постепенно усложнялся: дети говорили, из каких деталей набора выполнена постройка, в какой последовательности они её сооружали. Очень важно проанализировать результат детской стройки. Это необходимо для воспитания большей требовательности у детей к качеству своей работы, умения критически оценивать ее результаты, находить и исправлять ошибки. Одновременно анализ результатов способствует воспитанию характера детей: они учатся быть справедливыми и объективными в оценке своих работ и работ товарищей,

учатся обмениваться опытом.
При коллективном выполнении постройки обращала внимание как на качество постройки в целом, так и на участие каждого ребенка в ней. В конце занятия, просматривая постройки детей, отмечая, насколько правильно отражено в них содержание, предлагала нескольким детям рассказать, в чем выразилось их участие в создании постройки. При этом не только выслушивала ребенка, но и давала оценку распределению работы между детьми, отношению к ней каждого участника, анализировала, задавала вопросы детям, которые должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет предъявленным в начале занятия требованиям.
Чтобы развить пространственное мышление и познакомить детей с основами черчения на занятия я работала по методике Б. Н. Никитина «Развивающие игры». Комплект игры «Кирпичики» состоит из 8 одинаковых брусков. На занятиях я предлагала детям разные задания: построить модель из кирпичиков по заданиям – чертежам; сделать чертежи по построенной модели (более сложное задание).

На чертежах – заданиях даны три рисунка одного предмета: вид спереди (присесть так, чтобы глаза оказались на уровне постройки), вид сверху ( посмотреть на постройку сверху), вид сбоку (смотреть на постройку слева).
На занятиях детям предлагала построить очень большое число разных моделей. Это им было интересно. Они с удовольствием придумывали и сами новые постройки.

Конструирование из бумаги – это превращение листа бумаги в объёмную форму. В старшей группе я продолжала совершенствовать умения детей в складывании листа бумаги пополам и по диагонали.

При выполнении многих поделок мы использовали ножницы (вырезание круглой детали из квадрата или по разметке, нарезание бахромы – узких полосок по краю заготовки). Дети работали с простыми по форме шаблонами.

Например, на занятии « Дома на нашей улице» дети мастерили объёмные поделки, используя приём складывания «книжечка», делили полоску пополам на части, складывая её несколько раз пополам, и, разрезая по линии сгиба, срезают углы заготовки по прямой линии.

На занятиях я знакомила детей с разными способами превращения полоски бумаги в объёмную деталь (в виде кольца или петельки). Этот способ открывает огромную возможность для конструирования фигурок различных животных (зайчонок, медведь), птиц (сова, утёнок), транспорта (самолёт, легковой автомобиль).

Выполняя поделку «Осьминог», дети упражнялись в склеивании цилиндра, нарезании и накручивании узких полос на карандаш.

Наиболее сложным способом конструирования из бумаги для детей стало выполнение ребристых игрушек (фрукты, новогодние шары). При изготовлении таких поделок дети использовали уже усвоенные ранее операции. Наибольшую сложность вызывало то, что нужно было очень точно совместить половинки деталей при склеивании.

Так же я знакомила детей с модульным оригами, где изделие готовиться не из одного листа, я из нескольких одинаковых частей – модулей. Модули собирали в определённой последовательности и получалась поделка.
Дети – прирождённые изобретатели и исследователи. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Эти качества я буду развивать в детях и в дальнейшем на занятиях по конструированию.