|
Консультация для воспитателей «Игры на координацию речи с движением» Консультация для воспитателей
«Игры на координацию речи с движением» Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
При нарушении какого либо анализатора у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.
Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями является -преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Их практическое применение направлено на решение следующих задач: - формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;
- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе; - развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;
- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи; - развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;
- активизация речевых процессов;
- воспитание умения работать сообща в коллективе.
В процессе практической работы необходимо использовать игры для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.
Необходимо тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.
Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.
Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Применение игр на координацию речи с движением помогает достигнуть следующих результатов:
- улучшение уровня произношения;
- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;
- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;
- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.
Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка.
Игры на координацию речи с движением
Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»
Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише … Не шуметь
И на елке – снег, снег.
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише … Не шуметь!
|
Встают и поднимают руки.
Приседают и опускают руки.
На цыпочках бегут по кругу.
| «СОЛНЫШКО»
Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
| Дети идут друг за другом по кругу.
Дети протягивают по очереди руки вперед.
Дети разводят руки в стороны и прижимают
их к сердечку.
Делают волнообразные движения
вытянутыми вперед руками.
Руки в стороны, имитируют взмахи
крыльев.
Дети медленно приседают.
Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
|
|
«СНЕЖИНКИ»
Координация речи с движением, развитие воображения.
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром.
| Дети бегут по кругу, взявшись за руки.
Кружатся на носочках на месте.
Медленно приседают.
|
|
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий,
Раз - подбросим,
Два - поймаем,
Три - уроним,
И…сломаем
| Загибают пальчики, начиная с большого
«Лепят», меняя положение ладоней
Зажимают крепко ладони.
Приседают, ловят воображаемый снежок
Встают, роняют «снежок»
Топают.
|
|
«САД»
Мы в зеленый сад пойдем,
Много яблочек сорвем,
Мы положим все в корзину,
В детский сад их отнесем,
И потом компот попьем,
| Шагают
Тянутся, срывают «яблоки»
Наклоняются складывают.
Пьют «компот».
|
|
«ДЕРЕВО»
Дерево кончается где-то в облаках,
Облака качаются на его руках,
Эти руки сильные рвутся в вышину,
Держат небо синее, звезды и луну!
| Дети поднимают руки вверх
Качают руками
Движение качания усиливается
Корпус качается вправо-влево.
|
| «ГРЯДКА»
Я давно ждала весну
У меня свои дела
Мне участок в огороде
Нынче мама отвела,
Я возьму свою лопатку
Я пойду, вскопаю грядку
Мягкой грядка быть должна
Это любят семена показывают,
Посажу на ней морковку
И редиску. А с боков
Будут кустики бобов.
| дети идут по кругу, взявшись за руки меняют направление движения останавливаются, показывают, как копают как рыхлят грядку граблями Идут по кругу сажают морковь.
|
|
«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»
Воробьи - воробышки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки,
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют,
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
| Дети похлопывают руками по бокам.
Машут руками вверх-вниз.
Стучат кулаками перед собой.
Дуют на раскрытые ладошки.
Разводят руки в стороны, жмут плечами.
Руки на пояс, наклоны туловища
вправо-влево.
|
|
«ДОМ»
Справа тук!
Слева тук!
Впереди тук, тук, тук!
Тук, тук молотком .
Строим , строим новый дом.
Вырос дом, огромный дом.
Будут дружно все жить в нем.
| Правой рукой стучат по полу.
Левой рукой стучат по полу.
Одной рукой стучат перед собой.
Стучат кулачками друг о дружку.
Через верх разводят руки в стороны.
Поднимаются на цыпочки.
Делают приглашающий жест.
|
|
«ШОФЕР»
Качу, лечу
Во весь опор.
Я – сам шофер
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
| Дети бегут по кругу и крутят
воображаемый руль.
Останавливаются, нажимают правой
ногой на воображаемую педаль и
бегут в противоположную сторону.
|
|
«МАШИНА»
Би – би – би -
Гудит машина,
Тук-тук-тук
Мотор стучит,
Едем, едем, едем, едем-
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу:
Шу – шу – шу -
Они шуршат.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та-
Вперед спешат.
| Дети ритмично постукивают кулачком
одной руки о кулачок другой руки .
Ритмично хлопают в ладоши.
Потирают ладони друг о друга.
Ритмично вертят руками.
|
| «НОЖКИ»
Зашагали ножки топ-топ-топ!
Прямо по дорожке топ-топ-топ!
А теперь пойдем быстрей
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Ну, шагайте веселей.
Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!
За Аленкой побежали,
Но нисколько не устали!
| Ходьба обычным шагом друг за другом
Ходьба с ускорением «топающим шагом».
Бег друг за другом
|
Инструктор по физической культуре
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 36»
Гайдаева Е.А. |
|
|