Главная страница


Консультация для воспитателей «Игры на координацию речи с движением»



Скачать 95.45 Kb.
НазваниеКонсультация для воспитателей «Игры на координацию речи с движением»
Дата14.04.2016
Размер95.45 Kb.
ТипДокументы

Консультация для воспитателей

«Игры на координацию речи с движением»
Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. И.М.Сеченов писал, что «…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В.Нейман и Выготский Л.С. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

При нарушении какого либо анализатора у детей наблюдается отставание не только в речевом, но и в двигательном развитии, следовательно, работая со детьми над речью, целесообразно проводить упражнения на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: НОД, прогулки, режимные моменты, утренняя гимнастика, музыкальные занятия, занятия по физической культуре.

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями является -преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Их практическое применение направлено на решение следующих задач:
- формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы;

- формирование умения воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
- развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов;

- развитие физиологического и речевого дыхания, слитности речи;
- развитие координации общих движений и тонких движений пальцев рук;

- формирование умения ориентировки в пространстве и собственном теле;

- активизация речевых процессов;

- воспитание умения работать сообща в коллективе.

В процессе практической работы необходимо использовать игры для совместной деятельности взрослого и детей, которые проводятся с проговариванием стихотворных текстов, и повторением разученных упражнений общего характера; включаются в различные виды детской деятельности.

Необходимо тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем такая преемственность в работе позволяет добиться положительных результатов.

Дети научились легко, раскованно выполнять такие виды движений, как ходьба, переходы от быстрой ходьбы к медленной и наоборот; бег, повороты туловища вправо и влево, наклоны; движения рук в стороны, вверх, вниз, вперед, чередование рук в различных движениях; топанье, хлопки. Научились выполнять движения в том или ином ритме. Конечно, первое время такие упражнения проводятся совместно – ребенок действует по подражанию взрослому и в заданном им темпе и ритме. Двигательная свобода детей, умение их ритмично и легко двигаться, быть гибким положительно сказываются и на произношении.

Использование в деятельности всех специалистов группы упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения планомерной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Применение игр на координацию речи с движением помогает достигнуть следующих результатов:

- улучшение уровня произношения;

- повышение уровня положительного настроя, уровня общения детей со сверстниками;

- формирование умений подражательных действий, ориентировки на общий ритм движений, воспроизведения движений по образцу и умений моделирования действий по аналогии;

- повышение уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений; коллективных навыков поведения.

Регулярное использование, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи  ребенка.

Игры на координацию речи с движением

Физкультурная пауза «МЕДВЕДЬ»

Координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания.

Как на горке снег, снег,

И под горкой - снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь

И на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь!


Встают и поднимают руки.

Приседают и опускают руки.

На цыпочках бегут по кругу.

«СОЛНЫШКО»

Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.


Солнышко, солнышко

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей,

 

 Прилетели сто грачей,

 А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут друг за другом по кругу.

Дети протягивают по очереди руки вперед.

Дети разводят руки в стороны и прижимают

их к сердечку.

Делают волнообразные движения

вытянутыми вперед руками.

Руки в стороны, имитируют взмахи

крыльев.

Дети медленно приседают.

Поднимаются на носочках и тянутся вверх.





«СНЕЖИНКИ»

Координация речи с движением, развитие воображения.


Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Кружатся на носочках на месте.

 

Медленно приседают.

 





«СНЕЖОК»


Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий,

Раз - подбросим,

 

Два - поймаем,

Три - уроним,

И…сломаем

Загибают пальчики, начиная с большого

«Лепят», меняя положение ладоней

Зажимают крепко ладони.

Приседают, ловят воображаемый снежок

Встают, роняют «снежок»

Топают.





«САД»


Мы в зеленый сад пойдем,

Много яблочек сорвем,

Мы положим все в корзину,

 В детский сад их отнесем,

И потом компот попьем,

Шагают

Тянутся, срывают «яблоки»

Наклоняются складывают.

Пьют «компот».





«ДЕРЕВО»


Дерево кончается где-то в облаках,

Облака качаются на его руках,

Эти руки сильные рвутся в вышину,

Держат небо синее, звезды и луну!

Дети поднимают руки вверх

Качают руками

Движение качания усиливается

Корпус качается вправо-влево.




 «ГРЯДКА»


Я давно ждала весну

У меня свои дела

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела,

Я возьму свою лопатку

Я пойду, вскопаю грядку

Мягкой грядка быть должна

Это любят семена показывают,

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

дети идут по кругу, взявшись за руки
меняют направление движения
останавливаются, показывают, как копают
как рыхлят грядку граблями
Идут по кругу сажают морковь.







«СЕРЕНЬКИЕ ПЕРЫШКИ»


Воробьи - воробышки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки,

 У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют,

 И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Дети похлопывают руками по бокам.

Машут руками вверх-вниз.

Стучат кулаками перед собой.

Дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, жмут плечами.

Руки на пояс, наклоны туловища

вправо-влево.

 





«ДОМ»


Справа тук!

Слева тук!

Впереди тук, тук, тук!

Тук, тук молотком .

Строим , строим новый дом.

Вырос дом, огромный дом.

Будут дружно все жить в нем.

Правой рукой стучат по полу.

Левой рукой стучат по полу.

Одной рукой стучат перед собой.

Стучат кулачками друг о дружку.

Через верх разводят руки в стороны.

Поднимаются на цыпочки.

Делают приглашающий жест.





«ШОФЕР»

 

Качу, лечу

Во весь опор.

Я – сам шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –

И машина мчится вдаль.

Дети бегут по кругу и крутят

воображаемый руль.

 

 

Останавливаются, нажимают правой

ногой на воображаемую педаль и

бегут в противоположную сторону.





«МАШИНА»


Би – би – би -

Гудит машина,

Тук-тук-тук

Мотор стучит,

Едем, едем, едем, едем-

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу:

Шу – шу – шу -

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та-

Вперед спешат.

Дети ритмично постукивают кулачком

одной руки о кулачок другой руки .

Ритмично хлопают в ладоши.

Потирают ладони друг о друга.

Ритмично вертят руками.

 

 



«НОЖКИ»


Зашагали ножки топ-топ-топ!

Прямо по дорожке топ-топ-топ!

А теперь пойдем быстрей

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Ну, шагайте веселей.

Топ - топ-топ-топ-топ-топ-топ!

За   Аленкой побежали,

Но нисколько не устали!

Ходьба обычным шагом друг за другом

 

 

 

Ходьба с ускорением «топающим шагом».

 

 

Бег друг за другом



Инструктор по физической культуре

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 36»

Гайдаева Е.А.