|
Пояснительная записка к программе по предмету «Физическая культура» Пояснительная записка
к программе по предмету «Физическая культура»
1.2. Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 4 классе соответствует государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования(реализация федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования), и составлена на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, школьного уровней, перечисленных выше, а также
- комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.
На основании приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области в 2011-2012 учебном году» и Сан ПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений вводится третий час физической культуры.
1.3. Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; - приобрётение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Цели и задачи курса, определяемые для 4 года обучения (4 класса):
Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
Обучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Освоение акробатических упражнений в развитии координационных способностей.
Освоение висов и упоров. Развитие силовых и координационных способностей.
Обоснованием выбора данного УМК является соответствие программного материала целям и задачам изучения предмета в ОУ и требованиям, целям и задачам, предусмотренным федеральным компонентом образовательного стандарта. Программа рекомендована МОиН РФ. Использование данного УМК считаю целесообразным. Так как УМК разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре
В базисном учебном плане на 2013 – 2014 учебный год на изучение предмета «Физическая культура» в 4 классе начальной школы отводится 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год 1.4. Количество часов, отводимое на реализацию НРК - по предмету «Физическая культура» составляет 10 %. Введение НРК основывается на рекомендациях методического письма. Отобраны материалы в соответствии с темами, указанными в планировании.
Реализация регионального компонента в процессе изучения физической культуры в 4 классе
№п/п
| Дата
| Раздел
| № урока
| Тема
| Количество времени
| Региональное содержание изучаемых вопросов
| Форма проведения
| 1 2 3
|
| Легкая атлетика.
| 2 3 11
| Правила соревнований по лёгкой атлетике.
Специальные беговые упражнения. Ловля и передача мяча.
| 7-10мин 7-10мин 25мин
| Здоровье и физическое развитие будущего солдата.
История олимпийского движения на Урале. Туртехника в школе, участие
| Беседа. сообщения индивидуальные
Участие всего класса
| 4
|
| Гимнастика с элементами акробатики
| 19
| Акробатические упражнения: стойка на лопатках; кувырок назад в группировке.
| 5-7мин
| Современное олимпийское движение на Урале.
| Сообщения нескольких учащихся
| 5
|
| Легкая атлетика.
| 14
| Кроссовая подготовка
|
10мин
| Игра «Лапта».
| Групповая. Показ, объяснение, выполнение
| 6
|
| Легкая атлетика
| 97
| Прыжки в длину с разбега.
| 10мин
| Игра «Лапта».
| Групповая, повторение правил, выполнение
| 7
|
| Гимнастика с элементами акробатики
| 36
| Строевые упражнения. Лазанье по гимнастической стенке.
| 3-5мин
| Здоровье и физическое развитие человека на Урале.
| Групповая, беседа
| 8
|
| Лёгкая атлетика
| 91
| Игра « Охотник и лайки»
| 10мин
| Игры народов Урала.
| Групповая, показ, объяснение.
| 9
|
| Лыжная подготовка.
|
| Подъём ступающим шагом.
|
| Физическая культура народов Урала. Игры.
| Групповая, беседа, ответы на вопросы
| 10
|
| Лыжная подготовка.
|
| Торможение при изменении стойки лыжника.
|
| Организация физического воспитания в регионе.
| беседа
| 11
|
| Лыжная подготовка.
|
| Повороты. Подъём и спуски. Эстафета на лыжах.
|
| Лыжная подготовка.
| групповая
|
2.Учебно-методический комплекс (УМК),
обеспечивающий реализацию рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы.
Дидактическое обеспечение
| Методическое обеспечение
| В.И. Лях «Мой друг – физкультура» 1- 4 классы . Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007.
| Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания. Начальные классы./АвторВ.И.Лях, М.:Просвещение,2008.
|
Календарно – тематическое планирование представлено ниже.
Содержание Рабочей программы соответствует Программе физического воспитания. Начальные классы./АвторВ.И.Лях, М.:Просвещение,2008, которая удовлетворяет целям и задачам образовательного учреждения.
Оставляю право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса за собой.
Содержание программы
4 класс (105 часов)
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
В программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Лёгкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки».
Учебно-тематический план и реализация федерального компонента
№ п/п
| Виды программного материала
| Количество часов
| 1
| Базовая часть
| 105 часов
| 1.1
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
| 1.2
| Подвижные игры
| 34ч
| 1.3
| Гимнастика с элементами акробатики
| 25ч
| 1.4
| Легкоатлетические упражнения
| 29ч
| 1.5
| Лыжная подготовка
| 17ч
| 2
| Вариативная часть
|
| 2.1
| Материал, связанный с региональными и национальными особенностями
| В процессе урока (всего 11 часов)
| В процессе изучения программного материала учащиеся должны овладеть следующими основными умениями:
• легкая атлетика – уметь правильно выполнять движения при ходьбе и беге; пробегать с максимальной скоростью (30, 60 м); правильно выполнять движения при прыжке; прыгать в длину с места и с разбега; правильно выполнять движения при метании различными способами, метать мяч в цель; метать мяч на дальность и на заданное расстояние;
• кроссовая подготовка - уметь бегать в равномерном темпе (10 мин); чередовать бег и ходьбу;
• гимнастика – уметь выполнять строевые команды; выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации; выполнять висы, подтягивания в висе; лазать по гимнастической стенке;
• подвижные игры – уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
• подвижные игры на основе баскетбола – уметь владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол;
• лыжная подготовка – уметь выполнять повороты на лыжах с переступанием с внутренней и наружной лыжи; выполнять подъем «лесенкой»; попеременный двухшажный ход; владеть спуском в основной стойке; выполнять передвижение на лыжах скользящим и ступающим шагом.
4.Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета
знать/понимать
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов.
|
|
|