|  | Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня| Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
 
 Общая характеристика процессов фонематического анализа и синтеза.
 
 В усвоении звуковой стороны русского языка входят два взаимосвязанных процесса: а) Процесс произношения звуков, б) Овладение фонематической системой языка, что предполагает усвоение и развитие восприятия звуков языка ()фонематическое восприятие) и функций: смыслоразличительной, слухоразличительной, фонематическим анализом и синтезом.
 
 Смыслоразличительная функция фонематической системы языка предполагает использование фонем для различения смысла сказанного. Слухоразличительная функция осуществляет различие фонем по акустическим признакам.
 
 Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, сложная психическая и речевая деятельность.
 
 Изучением фонематического анализа и синтеза занималась Е.Н. Винарская и выделила следующие его формы:
 
  Узнавание звука на фоне слова,
 
Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове,
 
Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
 
 Последняя форма является сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая появляется в результате специального обучения. Эта последняя форма не может быть сформирована без наличия предыдущих двух. Её сформированность важна для овладения ребенком процессами письма и чтения.
 
 Нарушения звукового анализа и синтеза проявляются в различной степени в зависимости от тяжести речевого нарушения и от времени возникновения дефекта. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи грубые нарушения артикуляции звуков, что приводит к неправильному развитию восприятия звуковой речи. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, приводят к заметным трудностям в овладении звуковым анализом.
 | 
 |  |