Главная страница

Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня



Скачать 13.46 Kb.
НазваниеОсобенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Дата14.04.2016
Размер13.46 Kb.
ТипДокументы

Особенности фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Общая характеристика процессов фонематического анализа и синтеза.

В усвоении звуковой стороны русского языка входят два взаимосвязанных процесса: а) Процесс произношения звуков, б) Овладение фонематической системой языка, что предполагает усвоение и развитие восприятия звуков языка ()фонематическое восприятие) и функций: смыслоразличительной, слухоразличительной, фонематическим анализом и синтезом.

Смыслоразличительная функция фонематической системы языка предполагает использование фонем для различения смысла сказанного. Слухоразличительная функция осуществляет различие фонем по акустическим признакам.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова, сложная психическая и речевая деятельность.

Изучением фонематического анализа и синтеза занималась Е.Н. Винарская и выделила следующие его формы:

  1. Узнавание звука на фоне слова,

  2. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове,

  3. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.

Последняя форма является сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая появляется в результате специального обучения. Эта последняя форма не может быть сформирована без наличия предыдущих двух. Её сформированность важна для овладения ребенком процессами письма и чтения.

Нарушения звукового анализа и синтеза проявляются в различной степени в зависимости от тяжести речевого нарушения и от времени возникновения дефекта. Практически у всех детей с общим недоразвитием речи грубые нарушения артикуляции звуков, что приводит к неправильному развитию восприятия звуковой речи. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, приводят к заметным трудностям в овладении звуковым анализом.