|
Открытое логопедическое занятие в старшей группе «согласование числительных один, одна с сущестительными» Муниципальная казенная дошкольная образовательная организация «Центр развития ребенка – детский сад №7» города Калача Воронежской области
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ОДИН, ОДНА С
СУЩЕСТИТЕЛЬНЫМИ»
Подготовила и провела
учитель – логопед
ГРЕЧКИНА
Татьяна Ивановна
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными ОДИН, ОДНА;
- подбирать существительные к этим числительным;
- активизировать и расширять словарный запас по теме «Части тела».
Коррекционно-развивающие:
- упражнять детей в употреблении числительных ОДИН, ОДНА с существительными мужского и женского рода;
- развивать фонематические процессы;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать голос и дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: магнитная доска, игрушки, кубик и пирамидка, зеркала, сигналы – символы, большой белый мишка, снежинки.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
Логопед: Дети, к нам сегодня в гости пришел любознательный белый мишка – Умка, который хочет посмотреть, как вы умеете работать на занятиях. Послушайте внимательно, какие действия выполняет Умка (стучит по столу, переливает воду, помешивает воду в кружке ложкой, стучит в барабан, звенит погремушкой).
2.Артикуляционная гимнастика.
Л: Умка принес с собой коробок, в котором находятся…зеркала. Он хочет с вами поиграть в игру «Веселый язычок» - Упражнения: «Чашечка» - «Маляр» - «Лошадка» - «Грибок» - «Гармошка» - «Барабан».
б) А что нарисовано на картинке. Изобразите язычком. - Сигналы – символы.
3. Пальчиковая гимнастика. Дети становятся в кружок.
Л: Язычки мы размяли. Умка хочет размять свои лапки, а мы с вами пальчики. Умке помогут ребята.
Игры: «Прогулка», «Белка».
4.Выработка направленной воздушной струи.
А) Каждому ребенку Умка кладет на ладонь снежинку: Сдуй снежинку с ладони. – Снежинка, лети!
5. Согласование числительных ОДИН, ОДНА с существительными женского и мужского рода.
А) Медвежонок и дети слушают, как Захар читает стихотворение, которое выучил заранее:
Мама на земле ОДНА,
И ОДНА у нас страна.
Дом ОДИН, и нос ОДИН,
Я ОДИН у мамы сын.
Б) Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна – ОДНА, дом, нос – ОДИН. Затем достает из коробки (принес их тоже Умка) кубик и пирамидку и говорит детям: это игрушки, но я о них скажу по-разному: пирамидка – ОДНА, кубик – ОДИН.
В) Игра «Назови, не ошибись».
3. Умка – любопытный медвежонок. Он хочет узнать, как вы знаете части его тела, а вы должны к этим словам добавить ОДИН (он) или ОДНА (она).
У Умки – нос, лоб, глаз – ОДИН, а лапа, спина, морда – ОДНА.
4.А еще Умка хочет познакомиться с Олесей и спрашивает:
У Олеси – нос, лоб, затылок, подбородок, палец, рот – ОДИН;
щека, рука, нога, спина, шея, переносица - ОДНА.
(Умка дотрагивается до каждой части тела лапкой). Потом Умка подходит к каждому ребенку, дотрагивается: У Матвея - Умка показывает на нос – ОДИН, а у Алеши – шея – ОДНА.
5.Дети, Умка с вами познакомился, поиграл, вы с ним тоже. И теперь медвежонок по – дружески приглашает вас посетить зоопарк, сказочный, волшебный зоопарк, в котором уживаются домашние и дикие животные, лесные и домашние птицы. Идите в зоопарк, выберите себе любую игрушку и поставьте под кубиком (если к слову подставляется числительное ОДИН) или под пирамидку (если к слову подставляется числительное ОДНА). В заключение логопед с медвежонком ставит игрушку с ошибкой, а дети ставят игрушку правильно.
6. Динамическая пауза.
Л: В зоопарке вы увидели много разных животных и птиц, давайте изобразим их движения:
Один медведь шагал по площадке - Дети шагают.
Один зайчик прыгал по дорожке - Дети прыгают.
Одна обезьянка кружилась в клетке - Дети кружатся.
Одна лисичка сидела тихо в уголке - Дети сели на стульчики.
7.Физкультминутка «Карусели» - проводит медвежонок Умка.
Мы на карусели сели. Взявшись за руки, кружатся.
Завертелись карусели.
Пересели на качели, Взявшись за руки.
Вверх летели, Один стоит, другой приседает,
Вниз летели. потом – наоборот.
А теперь с тобой вдвоем Взявшись за руки.
Мы на лодочке плывем. Качаются вправо – влево.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает. Вперед – назад.
Вёсла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем. Изображают, как гребут веслами.
К берегу пристала лодка, Сначала приседают,
Мы на берег прыгнем ловко. Потом прыгают вперед.
И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.
8.Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Раздается стук. Умка идет к двери и возвращается с конвертом. Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем логопед предлагает послушать письмо и исправить ошибки:
Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина.
Дети исправляют ошибки и выделяют голосом окончания числительных.
9.Игра «Кто больше назовет животных?» - Логопед выставляет сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют – во дворе или находятся в зоопарке - и говорит: Назовите как можно больше животных, про которых мы можем сказать ОДИН, ОДНА.
Медвежонок Умка благодарит детей за их работу на занятии. Молодцы! Уходит.
ЛИТЕРАТУРА
1.И.Лопухина «Логопедия» - Речь * Ритм* Движение. –С-П.-Дельта-2010г. 2.Т.В.Волосовец Преодоление ОНР у дошкольников. ТЦ «Сфера» –М - 2008.
3.В.В.Коноваленко Развитие связной речи «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Конспекты логопедических занятий подготовительной к школе группе для детей с ОНР. М: «Гном» - 2003
4.И.Лопухина Речь. Ритм. Движение. С-П. – «Дельта»-2010г.
5.М.Ю.Картушина Логопедические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. – ТЦ «Сфера» - 2004
6.Н.В.Курдвановская, Л.С.Ванюкова Формирование слоговой структуры слова. ТЦ «Сфера» - М – 2007
7.Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно» Система коррекции ОНР у детей 5-6 лет – в 2-х книгах – М. – «Гном» - 2005
8.О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. ИД «Литера» - С-П. - 2004
9.Л.Е.Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей. Волгоград - Учитель – 2009
10.Е.А.Борисова Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. ТЦ «Сфера» – М.- 2008 |
|
|