Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в
старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
«Осень»
Порожняя О.А.,
учитель-логопед МДОУ № 87,
I квалификационная категория
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели.
Закрепить представления детей об осени и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи, продолжая формировать навык употребления простого предложения. Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании числительных с существительными.
Коррекционно-развивающие цели.
Развивать у детей длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать чувство прекрасного. Предварительная работа: прогулка в лес, наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихов об осени, рассматривание картин об осени, разучивание массажа лицевых мышц, артикуляционной гимнастики, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными. Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета и сообщает о том, сто сегодня на занятии будут присутствовать гости. Приглашает детей пройти, встать на коврик и посмотреть на гостей.
Л о г о п е д: У нас сегодня гости. Посмотрите, какие они все красивые, приветливые, улыбаются нам. Давайте с ними поздороваемся. Исполняется приветствие «Поздоровайся ладошкой», используя показ соответствующих движений.
Л о г о п е д: А теперь поздороваемся с кабинетом. Исполняется песня «Мы идём…», показывая соответствующие движения.
2. Упражнение «Будь внимательным».
Л о г о п е д: Послушайте мою загадку и отгадайте её:
Листья опадают, дождик поливает,
Дети в тёплых куртках, когда это бывает?
Д е т и: Осенью.
Л о г о п е д: Сегодня мы с вами вспомним всё про осень. Помогут нам в этом наши картинки. Подойдите к столу, внимательно посмотрите на картинки и каждый возьмите только одну про осень.
Звучит музыка Чайковского П.И. «Ноябрь», дети подходят к столу, на котором лежат картинки, выбирают картинки об осени, берут их и прикрепляют к магнитной доске маленькими магнитами, садятся на стулья.
Л о г о п е д: Посмотрите на картинки, все ли картинки про осень.
Д е т и : Все.
Л о г о п е д: Объясните, почему вы взяли именно эти картинки.
Д е т и : Осенью листья краснеют, желтеют и опадают. Осенью люди надевают более тёплую одежду. Осенью птицы улетают на юг. Осенью люди собирают урожай овощей.
3. Упражнение «Что было до, а что будет после?»
Л о г о п е д: Почему вы не взяли эти картинки? Логопед показывает оставшиеся на столе картинки с зимой и летом.
Д е т и : На этих картинках зима и лето.
Л о г о п е д: Какое время года было до осени?
Д е т и : Лето.
Л о г о п е д: Какое время года будет после осени?
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Назовите осенние месяцы.
Д е т и : Сентябрь, октябрь, ноябрь.
4. Игра «Подумаем и сделаем».
Л о г о п е д: Ребята, а мне не хватило картинки про осень, но я очень хочу, чтобы в кабинете была картинка про осень. Что же делать?
Д е т и : Давайте нарисуем картинку. Найдём картинку. Принесём из дома.
Л о г о п е д: Помогите, пожалуйста мне сделать картинку об осени на ковролине. Согласны?
Д е т и: Согласны.
Л о г о п е д: В планшетах лежат элементы картины про осень. Подойдите и выберите кто что будет делать: кто небо, кто деревья, кто птиц, кто землю, кто детей. Дети под музыку Чайковского П.И. берут планшеты, которые выбрали, и прикрепляют элементы картины на ковролин.
Л о г о п е д: Давайте полюбуемся. Дети под музыку рассматривают получившуюся картину, исправляют неточности, затем садятся на стулья.
5. Рассказывание о приметах осени.
Л о г о п е д: Закройте глаза. Сейчас вы будете рассказывать про осень. У вас всё получится. Говорим смело, полным предложением.
Открывайте глаза. Кто хочет рассказать про осень первым?
Д е т и: в соответствии с тем, кто что выкладывал, дети рассказывают все приметы осени, показывая их на картине. Если кто-то затрудняется, то все остальные помогают.
6. Мимические упражнения.
Л о г о п е д: За что мы любим осень?
Д е т и: Мы любим осень за красивые листья, из которых можно сделать букет. Мы любим осень за лужи , по которым можно побегать в резиновых сапогах. Мы любим осень за первый снег.
Л о г о п е д: Покажите раннюю осень, весёлую, радостную, щедрую, добрую и красивую.
Дети мимикой изображают то, о чём говорит логопед.
Л о г о п е д: Изобразите позднюю осень, грустную, печальную, плачущую.
Дети показывают мимикой то, о чём говорит логопед.
7. Совершенствование грамматического строя речи.
Л о г о п е д: Давайте посчитаем капельки.
Одновременно дети щипают края ушных раковин снизу вверх.
В с е в м е с т е: Одна капля, две капли, три капли, четыре капли, пять капель.
Л о г о п е д: А сейчас послушаем, как сосчитает капли Саша.
Л о г о п е д: Один, два, три – в круг иди. Мяч поймай – слово приласкай: лист – листочек, ветка – веточка, капля – капелька, ветер – ветерок, берёза – берёзонька.
8. Дыхательное упражнение.
Л о г о п е д: Дует ветерок. Спины прямые , вдох, руки подняли вверх, спокойный выдох, руки плавно опускаются вниз. Произносим: У-У-У.
Подул ветер. Его слышно сильнее. Руки опускаются плавно.
Произносим: У-У-У. Теперь посмотрим как получается ветерок у Марины (затем - ветер у Никиты).
9. Массаж лицевых мышц.
Л о г о п е д: Закройте глаза, погрейтесь личиком на солнышке.
В это время логопед надевает объёмное солнышко себе на грудь.
Л о г о п е д: Давайте ребята вместе с солнышком расскажем об осени.
Выполняется массаж лицевых мышц с одновременным рассказыванием соответствующих четверостиший. Показ последовательности движений происходит на объёмном солнце.
Л о г о п е д: Посмотрите ребята на солнце, оно даже повеселело. Кто порадует солнышко и расскажет стихотворение об осени.
Дети рассказывают стихи ( по желанию).
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Логопед предлагает детям вспомнить , о чём говорили на занятии, что было трудным, что понравилось. Детям предлагается оценить работу друг друга. |