Главная страница


Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи



НазваниеКонспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Дата16.04.2016
Размер43.6 Kb.
ТипКонспект

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в

старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

«Осень»

Порожняя О.А.,

учитель-логопед МДОУ № 87,

I квалификационная категория

Программное содержание:

  1. Коррекционно-образовательные цели.

Закрепить представления детей об осени и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по темам «Осень», «Деревья». Совершенствовать грамматический строй речи, продолжая формировать навык употребления простого предложения. Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании числительных с существительными.

  1. Коррекционно-развивающие цели.

Развивать у детей длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

  1. Коррекционно-воспитательные цели.

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа: прогулка в лес, наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихов об осени, рассматривание картин об осени, разучивание массажа лицевых мышц, артикуляционной гимнастики, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными.
Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета и сообщает о том, сто сегодня на занятии будут присутствовать гости. Приглашает детей пройти, встать на коврик и посмотреть на гостей.

Л о г о п е д: У нас сегодня гости. Посмотрите, какие они все красивые, приветливые, улыбаются нам. Давайте с ними поздороваемся. Исполняется приветствие «Поздоровайся ладошкой», используя показ соответствующих движений.

Л о г о п е д: А теперь поздороваемся с кабинетом. Исполняется песня «Мы идём…», показывая соответствующие движения.

2. Упражнение «Будь внимательным».

Л о г о п е д: Послушайте мою загадку и отгадайте её:

Листья опадают, дождик поливает,

Дети в тёплых куртках, когда это бывает?

Д е т и: Осенью.

Л о г о п е д: Сегодня мы с вами вспомним всё про осень. Помогут нам в этом наши картинки. Подойдите к столу, внимательно посмотрите на картинки и каждый возьмите только одну про осень.

Звучит музыка Чайковского П.И. «Ноябрь», дети подходят к столу, на котором лежат картинки, выбирают картинки об осени, берут их и прикрепляют к магнитной доске маленькими магнитами, садятся на стулья.

Л о г о п е д: Посмотрите на картинки, все ли картинки про осень.

Д е т и : Все.

Л о г о п е д: Объясните, почему вы взяли именно эти картинки.

Д е т и : Осенью листья краснеют, желтеют и опадают. Осенью люди надевают более тёплую одежду. Осенью птицы улетают на юг. Осенью люди собирают урожай овощей.

3. Упражнение «Что было до, а что будет после?»

Л о г о п е д: Почему вы не взяли эти картинки? Логопед показывает оставшиеся на столе картинки с зимой и летом.

Д е т и : На этих картинках зима и лето.

Л о г о п е д: Какое время года было до осени?

Д е т и : Лето.

Л о г о п е д: Какое время года будет после осени?

Д е т и: Зима.

Л о г о п е д: Назовите осенние месяцы.

Д е т и : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

4. Игра «Подумаем и сделаем».

Л о г о п е д: Ребята, а мне не хватило картинки про осень, но я очень хочу, чтобы в кабинете была картинка про осень. Что же делать?

Д е т и : Давайте нарисуем картинку. Найдём картинку. Принесём из дома.

Л о г о п е д: Помогите, пожалуйста мне сделать картинку об осени на ковролине. Согласны?

Д е т и: Согласны.

Л о г о п е д: В планшетах лежат элементы картины про осень. Подойдите и выберите кто что будет делать: кто небо, кто деревья, кто птиц, кто землю, кто детей. Дети под музыку Чайковского П.И. берут планшеты, которые выбрали, и прикрепляют элементы картины на ковролин.

Л о г о п е д: Давайте полюбуемся. Дети под музыку рассматривают получившуюся картину, исправляют неточности, затем садятся на стулья.

5. Рассказывание о приметах осени.

Л о г о п е д: Закройте глаза. Сейчас вы будете рассказывать про осень. У вас всё получится. Говорим смело, полным предложением.

Открывайте глаза. Кто хочет рассказать про осень первым?

Д е т и: в соответствии с тем, кто что выкладывал, дети рассказывают все приметы осени, показывая их на картине. Если кто-то затрудняется, то все остальные помогают.

6. Мимические упражнения.

Л о г о п е д: За что мы любим осень?

Д е т и: Мы любим осень за красивые листья, из которых можно сделать букет. Мы любим осень за лужи , по которым можно побегать в резиновых сапогах. Мы любим осень за первый снег.

Л о г о п е д: Покажите раннюю осень, весёлую, радостную, щедрую, добрую и красивую.

Дети мимикой изображают то, о чём говорит логопед.

Л о г о п е д: Изобразите позднюю осень, грустную, печальную, плачущую.

Дети показывают мимикой то, о чём говорит логопед.

7. Совершенствование грамматического строя речи.

Л о г о п е д: Давайте посчитаем капельки.

Одновременно дети щипают края ушных раковин снизу вверх.

В с е в м е с т е: Одна капля, две капли, три капли, четыре капли, пять капель.

Л о г о п е д: А сейчас послушаем, как сосчитает капли Саша.

Л о г о п е д: Один, два, три – в круг иди. Мяч поймай – слово приласкай: лист – листочек, ветка – веточка, капля – капелька, ветер – ветерок, берёза – берёзонька.

8. Дыхательное упражнение.

Л о г о п е д: Дует ветерок. Спины прямые , вдох, руки подняли вверх, спокойный выдох, руки плавно опускаются вниз. Произносим: У-У-У.

Подул ветер. Его слышно сильнее. Руки опускаются плавно.

Произносим: У-У-У. Теперь посмотрим как получается ветерок у Марины (затем - ветер у Никиты).

9. Массаж лицевых мышц.

Л о г о п е д: Закройте глаза, погрейтесь личиком на солнышке.

В это время логопед надевает объёмное солнышко себе на грудь.

Л о г о п е д: Давайте ребята вместе с солнышком расскажем об осени.

Выполняется массаж лицевых мышц с одновременным рассказыванием соответствующих четверостиший. Показ последовательности движений происходит на объёмном солнце.

Л о г о п е д: Посмотрите ребята на солнце, оно даже повеселело. Кто порадует солнышко и расскажет стихотворение об осени.

Дети рассказывают стихи ( по желанию).

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Логопед предлагает детям вспомнить , о чём говорили на занятии, что было трудным, что понравилось. Детям предлагается оценить работу друг друга.