|
Подготовка к егэ. Решение логических задач Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»
учитель информатики и ИКТ Предвечная Алия Нуховна
МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район» Астраханской области Экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники школы сдают на добровольной основе по своему выбору.
В МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район», где я работаю учителем информатики и ИКТ, большинство моих учеников нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен.
Подготовка выпускников к ЕГЭ – дело ответственное, поэтому я ставлю перед собой немало задач и вопросов.
Организовать дополнительные занятия для учащихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по информатике».
Познакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Провести пробный экзамен, используя задания предыдущих лет.
При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.
С помощью тестов оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
Познакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru., что позволят ребятам рационально использовать время, отведенное на выполнение заданий.
Формирование у учащихся положительной мотивации и предупреждение стрессовых ситуаций.
Одним из тематических блоков, составляющих экзаменационную работу по информатике и ИКТ, является блок «Основы логики». Часть А содержит 3 задания по данной теме, а часть В - 2 задания.
В результате обучения по данной теме учащиеся:
Особые трудности вызывают логические задачи в части В, которые требуют не только логического мышления, внимания, но и теоретические знания по теме и математическую базу. На занятиях я рассматриваю два способа решения: табличный и алгебраический. Конечно же, ребята пытаются решать табличным способом, поскольку им он кажется легче. Но не всегда приходят к искомому результату. Приведу пример решения логической задачи алгебраическим способом.
На соревнованиях Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли первые четыре места. Но когда их спросили о распределении мест, ребята дали три ответа:
Ответ 1 Юра занял второе место, а Виктор - четвертое (Ю2В4)
Ответ 2 Сергей занял второе место, а Виктор - третье (С2В3)
Ответ 3 Сергей занял первое место, а Роман - второе (С1Р2)
Как распределились места, если в каждом ответе только одно высказывание верно?
Решение:
В данной задаче ответом является один из вариантов перестановок четырех человек по четырем местам, т.е один из случаев вида Вi Рj Юk Сn (i, j, k, n = 1, 2, 3, 4 и i j k n). Общее число таких перестановок равно 24 (4!).
Сверять каждую из возможных 24 комбинаций с условиями задачи и избежать ошибок достаточно трудно.
Для решения этой задачи построим логическую функцию при условии «в каждом ответе только одно высказывание верно».
Логические выражения для каждого ответа даны в таблице:
-
Ответ 1
|
В4 + Ю2
|
Ответ 2
|
В3 + С2
|
Ответ 3
|
Р2 + С1
|
Тогда функция будет иметь вид:
F (Вi Рj Юk Сn) = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1)
Упростим, раскрывая скобки и учитывая, что два разных человека не могут занимать одно и то же место, и один человек не может находиться на разных местах одновременно. Тогда, например, Ю2 С2 = 0, С2 С1=0, Ю2=0.
Имеем, = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1) =
(В4В3 + В4 С2 + Ю2В3 + Ю2 С2)*(Р2 + С1) =
0 0
В4 С2 Р2 +В4 С2 С1 + Ю2В3 Р2 + Ю2В3 С1 =
0 0 0
С1Ю2В3Р4.
Ответ: Места распределились следующим образом: Сергей занял
первое место, Юра занял второе место, Виктор - третье , а
Роман - четвертое.
Литература:
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/под ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич – Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2012.
Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.:БХВ-Петербург, 2007.
|
|
|