Главная страница

Подготовка к егэ. Решение логических задач



Скачать 54.78 Kb.
НазваниеПодготовка к егэ. Решение логических задач
Дата07.04.2016
Размер54.78 Kb.
ТипСтатья

Статья на тему «Подготовка к ЕГЭ. Решение логических задач»

учитель информатики и ИКТ Предвечная Алия Нуховна

МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Экзамен по информатике и ИКТ в форме единого государственного экзамена выпускники школы сдают на добровольной основе по своему выбору.

В МБОУ «СОШ № 4 МО «Ахтубинский район», где я работаю учителем информатики и ИКТ, большинство моих учеников нацелены на поступление в ВУЗы технического профиля, где сертификат с результатами ЕГЭ обязателен.

Подготовка выпускников к ЕГЭ – дело ответственное, поэтому я ставлю перед собой немало задач и вопросов.

  1. Организовать дополнительные занятия для учащихся 11 классов «Готовимся к ЕГЭ по информатике».

  2. Познакомить учащихся с демонстрационными вариантами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Провести пробный экзамен, используя задания предыдущих лет.

  3. При разработке плана урока использовать для самостоятельных работ и повторения изученного материала задания из КИМов.

  4. С помощью тестов оценивать уровень усвоения материала и отработать навыки их выполнения, что значительно облегчит подготовку учеников к централизованному тестированию. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

  5. Познакомить учащихся с электронным вариантом сдачи ЕГЭ по информатике, используя открытый сегмент портала ФИПИ http://www.fipi.ru., что позволят ребятам рационально использовать время, отведенное на выполнение заданий.

  6. Формирование у учащихся положительной мотивации и предупреждение стрессовых ситуаций.

Одним из тематических блоков, составляющих экзаменационную работу по информатике и ИКТ, является блок «Основы логики». Часть А содержит 3 задания по данной теме, а часть В - 2 задания.

В результате обучения по данной теме учащиеся:


Особые трудности вызывают логические задачи в части В, которые требуют не только логического мышления, внимания, но и теоретические знания по теме и математическую базу. На занятиях я рассматриваю два способа решения: табличный и алгебраический. Конечно же, ребята пытаются решать табличным способом, поскольку им он кажется легче. Но не всегда приходят к искомому результату.
Приведу пример решения логической задачи алгебраическим способом.

На соревнованиях Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли первые четыре места. Но когда их спросили о распределении мест, ребята дали три ответа:

Ответ 1 Юра занял второе место, а Виктор - четвертое (Ю2В4)

Ответ 2 Сергей занял второе место, а Виктор - третье (С2В3)

Ответ 3 Сергей занял первое место, а Роман - второе (С1Р2)

Как распределились места, если в каждом ответе только одно высказывание верно?

Решение:

В данной задаче ответом является один из вариантов перестановок четырех человек по четырем местам, т.е один из случаев вида Вi Рj Юk Сn (i, j, k, n = 1, 2, 3, 4 и i j k n). Общее число таких перестановок равно 24 (4!).

Сверять каждую из возможных 24 комбинаций с условиями задачи и избежать ошибок достаточно трудно.

Для решения этой задачи построим логическую функцию при условии «в каждом ответе только одно высказывание верно».

Логические выражения для каждого ответа даны в таблице:


Ответ 1


В4 + Ю2


Ответ 2


В3 + С2


Ответ 3


Р2 + С1


Тогда функция будет иметь вид:

F (Вi Рj Юk Сn) = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1)

Упростим, раскрывая скобки и учитывая, что два разных человека не могут занимать одно и то же место, и один человек не может находиться на разных местах одновременно. Тогда, например, Ю2 С2 = 0, С2 С1=0, Ю2=0.

Имеем, = (В4 + Ю2)*(В3 + С2)*(Р2 + С1) =

(В4В3 + В4 С2 + Ю2В3 + Ю2 С2)*(Р2 + С1) =

0 0

В4 С2 Р2 +В4 С2 С1 + Ю2В3 Р2 + Ю2В3 С1 =

0 0 0

С1Ю2В3Р4.

Ответ: Места распределились следующим образом: Сергей занял

первое место, Юра занял второе место, Виктор - третье , а

Роман - четвертое.

Литература:

  1. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ/под ред. Ф. Ф. Лысенко, Л. Н. Евич – Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2012.

  2. Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.:БХВ-Петербург, 2007.