|
Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и икт колтырина Ольга Васильевна учитель информатики и икт моу «сош №19» Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики и ИКТ
Колтырина Ольга Васильевна
учитель информатики и ИКТ
МОУ «СОШ № 19»,
г. Ухта, Республика Коми «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В связи с этим встаёт острая проблема – сохранения здоровья наших детей.
«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов:
Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером являются:
сидячее положение в течение длительного времени;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей;
загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
стресс при потере информации.
Педагогика здоровьесбережения предусматривает гигиенические критерия к уроку:
Факторы урока
| Рациональный урок
| Недостаточно рациональный урок
| Плотность урока
| Не менее 60% и не более 75-80%
| 85-90%
| Число видов учебной деятельности
| 4-7
| 2-3
| Средняя продолжительность различных видов деятельности
| Не более 10 минут
| Более 15 минут
| Число видов преподавания
| Не менее 3
| 2
| Применение ТСО
| В соответствии с гигиеническими нормами
| С частичным преобладанием гигиенических норм
| Физкультминутка
| 2 за урок
| 1 за урок
| Психологический климат
| Преобладают положительные эмоции
| Имеются случаи отрицательных эмоций
| Момент наступления усталости
| Не менее чем через 40 минут
| Не ранее чем через 35-37 минут
| Физкультминутка - способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Принципы здоровье сберегающей педагогики:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Принцип триединого представления о здоровье.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся.
Одной из моих основных задач является сохранение здоровья учащихся. На уроках информатики это соблюдение санитарно-гигиенических норм: организация рабочего места, гигиенические требования к правильной посадке учащихся организация режима работы.
1. Требования к монитору:
- количество цветов не менее 256;
- размер зерна не более 0,28 мм;
- возможность регулировки яркости и контраста изображения.
2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 60 см от глаз.
3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В тоже время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми работаем.
4. Чаще протирать экран монитор.
Кроме этого, для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
упражнения для глаз и пальцев рук через каждые 20-25 минут работы;
сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся);
оптимальный тепловой режим;
физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;
физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
Центр экрана должен быть установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз. Угол наклона монитора не должен быть более 150. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см. Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.
Для лучшего запоминания и в кабинете в правила по технике безопасности включены следующие пункты:
расстояние от экрана до глаз 70-80 см (расстояние вытянутой руки);
вертикально прямая спина;
плечи опущены и расслаблены;
ноги на полу и не скрещены;
локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
На уроках для снижения утомляемости использую не только динамические паузы, но и смену видов деятельности учащихся: работу в группах, проектную деятельность, работу в парах, работу с ИКТ.
Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, которая благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышает эмоциональный уровень учащихся, снимает статические нагрузки.
Все здоровьесберегающие технологии, которые я применяю в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии находят отражение и в проектной деятельности учащихся. Во внеклассной работе по информатике учащиеся создают проекты на темы:
- «Вредные привычки»
- «Режим дня»
- «Спорт и здоровый образ жизни» и т.д.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, плодотворно проявлять творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровьесбережение на уроках информатики усугубляется тем, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях человеческого организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Но все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Поэтому проблемы здоровьсбережения одинаково актуальны и для уроков информатики и для уроков русского языка. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. Литература
Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003. – 288 с.
Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2004. – 185 с.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. // Первое сентября: Информатика. – №34. – 2004. – 32 с.
|
|
|