|
Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5, 6 и 7 классов «осмысленно и бегло» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа»
Волоколамского муниципального района
Московской области
Реферат
Обучение школьников разным видам чтения
на уроках русского языка и литературы.
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Янченкова Марина Сергеевна,
Спасс, 2009
Оглавление.
Стр.
Введение. 3-6
Глава I. Чтение как ведущий общеучебный навык. 7-12
Виды чтения.
Виды чтения, обучение им на уроках русского
языка и литературы.
Заключение. 13-14
Приложение. 15
Список литературы. 16
I. Введение. Сегодня книга не является единственным источником знаний и, к сожалению, перестаёт быть интересным времяпровождением. Задача учителя – сделать так, чтобы книга осталась путеводителем по жизни, помогающим самосовершенствоваться. В некоторых семьях сохраняется традиция семейного чтения, но в основном дети в процессе чтения предоставлены сами себе: произведения школьной программы читают еле-еле, а для себя не читают вовсе. [6; 12]. Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратиться на выполнение домашних заданий; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и прочее.
Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5, 6 и 7 классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается. [1; 3].
В пояснительной записке «Программы по литературе. 5-11 класс. Базовый уровень» сказано, что «расширение круга чтения, повышение качества чтения … становится важным средством для поддержания основы литературного образования на всех этапах изучения литературы в школе». [7; 3]. Авторы «Программы по литературы» считают, что «одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися». «Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения произведения к выразительному чтению в целом, от упражнения на уроках к конкурсному чтению». [7; 9]. «Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов детей, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков». [7; 10].
Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает вопросы. Достаточно ли для формирования читательских умений нескольких лет обучения в средней школе? Как понимать термин «беглое чтение» применительно к 5 и 6 классам? Соответствует ли такая установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе? В нашей работе мы попытаемся ответить на эти вопросы. [1; 3].
В 1990 году вышел в свет учебник методики русского языка, в котором была впервые глава «Обучение различным видам речевой деятельности», а в ней параграфы «Обучение слушанию», «Обучение чтению». Так в отечественной методике утвердился новый подход к рассмотрению вопросов развития речи школьников в аспекте теории речевой деятельности и речевой коммуникации. Прошло много времени. Учит ли сегодня наша школа своих питомцев слушанию и чтению? Имеется в виду формирование умений осмысленно читать, воспринимать на слух учебно-научную речь и полноценно читать учебные книги. Да, что-то изменилось, если в школах заработали научные ученические общества, готовятся доклады, проводятся разного уровня теоретические конференции. Но к конференциям обычно привлекают лучших, а важно на обычных уроках вести ежедневную кропотливую работу по развитию умения читать и слушать. Чтение и слушание составляют огромную часть труда в школе наших подопечных, вместе с умением говорить и писать они являются средством освоения научного знания, выработки целостной картины мира, формирования мировоззренческих и идеологических оценок. Можно смело сказать, что этому школьников обучают недостаточно. И эта проблема должна стать актуальной для учителя. [2; 12].
Нужно признать, что часто недооценивается значимость чтения для многих видов познавательной деятельности школьников: их высказываний на уроках, семинарах, конференциях, экзаменах; написания текстов докладов, рефератов, сочинений. На это влияет устаревший взгляд: обучение чтению – это функция начальной школы, и процесс обучения завершён, если ученик набрал требуемый темп чтения. Также есть убеждённость всех предметников, что это дело филологов, хотя в программах всех школьных дисциплин подчёркивается общедидактический характер проблемы. Во многих школах появился предмет, смело взявший на себя ответственность за обучение чтению, - это риторика. Однако и в этих условиях задача учить осмысленному чтению на материале всех учебных дисциплин не снимается. Иногда сложность состоит в совмещении обучения чтению с освоением учебного процесса. Это обычно происходит на уроках русского языка из-за недостатка времени.
Чтение – это прежде всего процесс получения информации. Задача обучения чтения сейчас особенно актуальна, так как мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Конечно, не все книги можно читать быстро, но таких книг большинство. [1; 4]. Поэтому сегодня исключительно важно научить ребёнка, подростка работать с информацией, с текстом. В 2008 году в России началась реализация Национальной программы поддержки и развития чтения, то есть к данной проблеме обратились на общегосударственном уровне.
Таким образом, ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает прежде всего ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.
Цель работы: изучить и систематизировать материал по теме «обучение школьников разным видам чтения и развитие навыков чтения».
Задачи: - познакомиться с методической литературой по данной теме;
- охарактеризовать ведущие виды чтения, необходимые для формирования читательских навыков;
- представить основные виды работы по развитию навыков чтения на уроках русского языка и литературы.
Реферат состоит из введения, одной главы, заключения, приложения и списка литературы.
II. Глава I. Чтение как ведущий общеучебный навык. Виды чтения.
2.1. Виды чтения, обучение им на уроках русского языка и литературы.
Учебные умения и навыки подразделяются на общие (межпредметные) и частные (специфичные для отдельных предметов). К первым, безусловно, относится чтение, которое сопровождает процесс учения с первого дня ребёнка в школе. Можно выделить основные функции процесса переработки информации и чтения: восприятие, осознание, переработка, сохранение, передача… Известно, что около 80% информации, которая усваивается человеком в течение жизни, приобретается путём чтения, что 25% рабочего времени различные специалисты расходуют именно на чтение, что около 90 % информации, получаемой школьниками, так или иначе связано с процессом чтения. Даже учитывая возрастающее значение компьютеризации, есть основания утверждать, что чтение ещё долго будет играть ведущую роль в жизни человека.
В методической науке закреплены прежде всего два термина – чтение осмысленное и чтение беглое, которые являются основой других разнообразных видов чтения. В этих терминах закреплены две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальная и техническая. В течение всех школьных лет прежде всего на уроках литературы происходит совершенствование технической стороны чтения.
Техника чтения – это озвучивание текста во внешней ( при чтении вслух) или внутренней речи. Хорошая техника предполагает правильное и быстрое осуществление этого процесса. Традиционно формирование техники чтения считается задачей начальной школы. Программа средней школы декларирует данную цель, однако отсутствие критериев беглости применительно к 5 и 6 классам и, главное, перспектив данной работы в 7 – 9 классах не способствует решению данной методической проблемы.
Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, то есть умения читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации. В школе предполагается обучать не беглому (скоростному), а оптимальному чтению, то есть чтению в темпе, обеспечивающем осмысление (по В.Н.Зайцеву). [1; 3 - 4]. Целью чтения является понимание и усвоение содержания речевого произведения.
Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений (интеллектуальная сторона чтения).
Важно убедить школьников, что хороший читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.
В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное… По отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем (беглом и осмысленном). [4; 9].
Рассмотрим основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Использование школьником того или иного вида чтения зависит от характера учебной задачи. При подготовке сообщения, доклада, при личной заинтересованности проблемой, неглубоко раскрытой на уроке, ему необходимо изучающее чтение. Он читает и изучает статью или книгу, всё анализирует для получения новой (ценной, интересной) информации, осмысливает какие-либо факты, явления, события. Ознакомительное чтение необходимо учащемуся, если его задача состоит в беглом ознакомлении с характером того или иного текста (о чём в нём говорится, кому он адресован, подробно ли в нём освещена проблема, легко или трудно он читается). [4; 10].
Чтение как один из видов речевой деятельности – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи, в котором участвуют как минимум два партнёра: автор (адресант) и читатель (реципиент, адресат). Цель автора заключается в передаче своего замысла читателю. Цель реципиента – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание. [2; 13]. Внутренний механизм чтения носит аналитико-синтетический характер: ткань текста расчленяется читателем на единицы языка (анализ), которые затем интегрируются (синтез), и в результате взаимопроникновения смыслов рядом стоящих языковых знаков в сознании человека образуется смысл текста. [2; 14].
Одним из важнейших для учебной деятельности видом чтения можно считать изучающее (аналитическое) чтение. Овладение приёмами этого вида чтения формирует у школьников важнейшие коммуникативные и собственно общеучебные умения, прежде всего умение самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, его полное и целенаправленно осмысление, а значит, и более прочное запоминание. Владение приёмами изучающего чтения подготавливает школьников к работе с вторичными текстами (конспект, тезисы). На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщения), а также жанры таких письменных высказываний как реферат, обзор.
Основными признаками изучающего чтения являются следующие:
Вдумчивый анализ читаемого.
Глубокое понимание и запоминание текста.
Создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов.
Этапы изучающего чтения:
Знакомство с текстом перед чтением (вдуматься в его название,
осмыслить заголовок, вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста); попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста) [3; 5].
Активная мыслительная работа во время чтения (выявление скрытых вопросов по содержанию текста; обдумывание, как ответить на возникшие вопросы, и поиск ответов на них; выделение главного (подчёркивание, записывание).
Активная мыслительная работа после чтения (проверить, удалось ли сформулировать главную мысль прочитанного, главную мысль главной части текста, выбрать нужное для выполнения конкретного задания ( пересказ, сообщение, ответ на уроке). [3; 8].
На уроках литературы изучающее чтение поможет читателю вообразить себя действующим лицом прочитанной книги, воссоздать обстановку, в которой живут герои. [3; 11].
В последнее время в ряде работ (В.Бородин, И.А.Зимняя, О.А.Кузнецов) выделились два подхода: в обучающей технологии работы с текстом активизируются отдельные функции чтения (воспроизведение, запоминание, сохранение, передача информации) или происходит оптимизация всего процесса чтения, формирующая особую, субъектную позицию учащегося. Стало использоваться понятие «активного» чтения, которое отличается от «быстрого» чтения большей эмоциональной насыщенностью, включает в себя так называемое «медленное» чтение, которое выключено из методики скорочтения. [5; 13].
Медленное чтение сопряжено с фиксацией внимания на отдельных буквах, словах, фразах, с их повторным чтением с большими временными затратами, что приводит к переживанию монотонности, но для процесса учения оно важно тем, поскольку необходимо для формирования орфографической зоркости учащихся, способствует фиксации эмоциональных состояний учащихся в процессе восприятия и осмысления текста. [5; 14].
Эффективным, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, является использование комментированного чтения. Этот вид предполагает подробное комментирование, пояснение прочитанного, его осмысление уже по ходу чтения. Комментированное чтение позволяет развивать речь учащихся, даёт возможность формулирования нового высказывания на основе прочитанного. На уроках литературы в 5 – 7 классах основное время уделяется коллективному чтению, выразительному чтению, чтению по ролям, просмотровому и выборочному чтению.
Коллективное чтение – это поочередное или чтение вслух на уроке с комментариями, элементами анализа на основе прочитанного. На этих уроках помимо традиционной техники чтения отрабатываются, закрепляются, развиваются различные умения и навыки: умение с помощью текста доказывать или опровергать, умение цитировать, отбирать материал, умение анализировать. В ходе коллективного чтения важную роль играет просмотровое и выборочное чтение, которое учит быстро находить нужную информацию в тексте, ориентироваться в тексте художественного произведения, способствует его качественному анализу. Чтение – это сложная работа. Чтение и анализ в школьной практике – способ развития читательских умений. [6; 12].
Большой интерес вызывает у учащихся чтение по ролям. Оно позволяет учиться вдумчивому, эмоциональному чтению и, конечно, анализу произведения. Ведь через чтение реплик какого-либо персонажа по тону, настроению, громкости, выразительности ребёнок передаёт характер героя, отношение к нему автора и, естественно, выражает своё мнение о нём. Автор книги «Чтение как искусство» (1896) Э.Легувэ писал, что «одно из преимуществ чтения вслух заключается в том, что подобное чтение открывает в художественном произведении множество маленьких оттенков, неизвестных для самого разбросавшего их художника; вследствие этого искусство чтения могло бы сделаться могущественным средством для образования и быть… превосходным профессором литературы… прекрасным учителем дикции». [8; 54].
Создать эмоциональный настрой, собрать воедино все определяющие структуру урока слагаемые помогает выразительное чтение. Оно повышает качество преподавания, силу воздействия произведения на формирование личности читателя-школьника, развивает образное и логическое мышление, воспитывает эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, играющие неоценимую роль в углублении восприятия изучаемых произведений, вырабатывает умение активно воздействовать словом на слушателей, умение владеть речью. Выразительное чтение играет очень важную роль в повышении культуры устной речи. Современные ученики лучше пишут, чем говорят, потому что обучение устной речи требует индивидуального подхода к школьнику, а учитель, ограниченный рамками времени, не всегда может выслушать каждого. Выразительное чтение – эффективный приём развития устной монологической речи. Оно совершенствует культуру речи, главная его задача – обогащение речи школьников, развитие интонационной выразительности, души живой речи. Этот вид чтения можно использовать на уроках как один из путей освоения изучаемого произведения, его анализа. Оно требует кропотливой работы над текстом, выявление мысли автора, его отношения к изображённому, воссоздания в воображении художественных образов, уяснения художественных средств, эмоционального отношения к явлениям, активного стремления вызвать у слушателей оценку их. [8; 33 - 34].
Итак, развитие чтения как ведущего общеучебного навыка является важнейшей задачей школьного образования, а способствует этому прежде всего совершенствование техники чтения на протяжении всех школьных лет и обучение школьников разным видам чтения.
III. Заключение. Обучение полноценному чтению требует внимания, знаний и от учеников, и от учителя. Мы убеждены, что школа должна заниматься решением этой проблемы основательно, начиная с начальной школы и заканчивая одиннадцатым классом. Ведущую роль, без сомнения, играют уроки русского языка и литературы и организация внеурочной деятельности по предмету.
Завершая работу по данной в названии реферата методической теме, мы пришли к таким выводам. Эффективными видами работ по развитию навыков чтения в пятых-седьмых классах стали такие:
1). Ведение читательских дневников в течение пятого класса, зачёт по ведению читательского дневника один раз в неделю в форме пересказа прочитанного текста;
2). Включение в поурочное планирование (уроки внеклассного чтения) произведений отечественной и зарубежной детской классической литературы, произведений мало известных авторов;
3). Проведение литературных мероприятий (конкурс чтецов, литературная олимпиада, игры «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»);
4). Факультатив «Золотые россыпи Прикамья» (изучение пермского фольклора);
5). Читательская «пятиминутка» (в приложении);
6). Внеурочная работа по литературе (три исследовательские работы – «Волшебная сказка Прикамья», «Без притчи века не изживёшь», «Воз сказок» Андрея Зеленина»), которая привлекла школьника-читателя к изучению и чтению дополнительной научной, научно-популярной и художественной литературы.
В восьмых-одиннадцатых классах будет продолжена работа по разумной и эффективной организации обучения школьников самостоятельного получения информации в условиях общения с главным источником знаний – книгой.
IV. Приложение. Читательская пятиминутка
ПЕРВАЯ МИНУТА- ЧТЕНИЕ «ВПОЛГОЛОСА» ВТОРАЯ МИНУТА- ЧТЕНИЕ «ПРО СЕБЯ» ТРЕТЬЯ МИНУТА- ЧТЕНИЕ «ПО СЛОГАМ» ЧЕТВЁРТАЯ МИНУТА- ЧТЕНИЕ «ВСЛУХ» (МЕДЛЕННО) ПЯТАЯ МИНУТА- ЧТЕНИЕ «ВСЛУХ» (БЫСТРО)
Список литературы.
1). Вьюшкова Л.Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 1998 год. – с. 3 – 8.
2). Ембулаева Т.Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте // журнал «Русский язык в школе». - № 4, 1999. – с. 12 – 14.
3). Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 1999. – с. 3 – 11.
4). Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 2, 1998. – с. 9 – 14.
5). Коротаева Е.В., Сутырина Т.А. Техника активного чтения чтение // журнал «Русский язык в школе». - № 1, 2000. – с. 12 – 17.
6). Коротеева И.Ю. Коллективное чтение чтение // журнал «Литература в школе». - № 4, 2000. – с. 12.
7). Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 класс / Под редакцией В.Я.Коровиной. – Москва: «Просвещение», 2006. – с. 3, 9 – 10.
8). Шелестова З.А. Выразительное чтение на уроках чтение // журнал «Литература в школе». - № 4, 1983. – с. 34 – 35, 54.
|
|
|