Главная страница

«политика» Власть, ее происхождение и виды



Название«политика» Власть, ее происхождение и виды
страница2/5
Дата08.04.2016
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Факторы образования государства

При рассмотрении данного вопроса вам придется вспомнить и обобщить свои знания по истории о возникновении государств. При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие – в гористой, окруженной морем Греции; третьи – на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа – экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности – от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа – социальные факторы. Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей – их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку – на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими – походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее – в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины – на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы – законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче – единой, подходящей для всех, модели нет.
К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.
Монархии, их виды.

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему её по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен и в Средние века, и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на Земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия – интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например, помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на неё новыми силами – торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты – выборные представительные органы, которым формально представляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия – самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Её рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой Хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» - документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр – он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Её величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета П). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий – парламентарные.

Республика и ее формы.

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы – города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res – дело, publicos – общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три её ветви – законодательную, исполнительную и судебную – и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять вверх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов –2/3 в обеих палатах – проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства – президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства как Италия, Федеративная Республика Германии, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы – специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации.

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными Силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, Президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны – нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ – Федеральное Собрание – может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной Думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность.

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство – федерация; особый союз государств – конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» - «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

  • наличие единой конституции – Основного Закона страны, верховенство которого признается на всей территории;

  • единая система органов государственной власти – один парламент, один глава государства, одно правительство, - юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;

  • единое гражданство;

  • единая система права, единая система правосудия;

  • территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления.

  • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.


Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, её народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой согласно Конституции единое государство, вот уже много лет не сходят материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что по испанским государственным законам Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.
Федерация – сложное государственное устройство. Конфедерация.

Следующей формой государственного устройства является союзное государство – федерация. Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация – это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США – Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы, не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как феодальная Конституция США –только в1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, в Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация – добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

7.4. Государственный аппарат
Под государственным аппаратом понимается комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют: представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии; демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами); законность; гласность деятельности государственных органов; профессионализм и компетентность.

Государственный аппарат состоит из различных органов – составных частей механизма государства, наделенных государственно-властными полномочиями и осуществляющих функции государства.

Признаки государственных органов:

  • осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;

  • обладает властными полномочиями;

  • имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);

  • имеют определенную структуру (система служб и численный состав – штат);

  • действуют на определенной территории;

  • образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.

Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.

К государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные органы. Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полномочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ - с привлечением Конституционного Суда).

Законодательные органы призваны разрабатывать и принимать законы, нормы которых регулируют соответствующие общественные отношения и закрепляют государственную политику. Исполнительные органы, правительства, исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие.

Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным, управленческим органам. Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле.

В современном мире в крупнейших странах мира государственно-административный аппарат представляет собой разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т.д. Заняты на профессиональной основе в государственном аппарате – государственные служащие. Среди них, должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность государственных служащих, именуемых также чиновниками или бюрократией регулируется в большинстве стран мира специальными законами «О государственной службе». В частности, данными законами строго регламентируется сумма, на которую чиновнику может быть сделан подарок.

7.5 Избирательные системы
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т.п.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Влияние выборов на жизнь современ­ного общества разнообразно и прояв­ляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:
1   2   3   4   5