|
В современной России в соответствии со ст. 12 Конституции признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление - в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить потребности населения в различного рода услугах в жилищной, социально-культурной и иных сферах местной жизни. Его основной задачей является обеспечение участия населения в решении местных дел.
Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию минимально бюрократизированного механизма управления обществом. Это предполагает активность населения, осознание гражданами своей ответственности за управление местными делами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Система реального местного самоуправления в России только начинает складываться. В каждом субъекте федерации порядок образования, структура и деятельность органов местного самоуправления имеют свои специфические особенности. Однако можно сделать ряд важных общих выводов.
Во-первых, территория местного самоуправления включает в себя городские и сельские поселения (город, район в городе, село, деревня, станица, усадьба и т. д.).
Во-вторых, на этих территориях местное самоуправление реализуется в следующих основных формах: местные референдумы; выборы органов местного самоуправления (мэров городов, глав сельских администраций, городских дум, собраний и т. п.); собрания и сходы граждан; деятельность органов местного самоуправления: представительных и исполнительных.
В-третьих, органы местного самоуправления решают следующие вопросы:
— социально-экономическое развитие территории;
— муниципальное образование и здравоохранение;
— охрана общественного порядка;
— обеспечение пожарной безопасности;
— управление муниципальной собственностью;
— содержание муниципальных дорог и транспорта;
— организация торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
— социальная поддержка населения;
— поддержание муниципальных средств массовой информации и многие другие.
В-четвертых, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Она создается из средств, получаемых в виде налога: на землю, на имущество физических лиц, с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, с различных продаж; курортного сбора и т. д. 7.10. Политическая культура Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Можно говорить о четырех составляющих - ЗНАНИЯ (политической терминологии, основных законов и закономерность, элементарных сведений, владение важной информацией о текущих событиях), УМЕНИЯ (анализировать политические речи, воззвания, разбираться в программах партий и политической рекламе, владеть ораторским искусством), НАВЫКИ (автоматическое соблюдение определенных ритуалов и действий) и ЦЕННОСТИ (важные политические ориентации, принципы и идеалы, отношение к политике в целом).
Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей - нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы:
Формы политической деятельности - способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги и демонстрации, участие в выборах и референдумах и т.п.) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства и т.п.)
Стереотипы - образцы политического поведения в той или иной ситуации, могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьезных злоупотреблений властей практически никогда, как на Западе, не обращаются в суд, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.
Политические знания - теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений, доступ к информации о происходящих политических событиях.
Идеалы - оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие - либеральных (или идеалов свободы), третьи - националистических.
Ценности - внутренние привязанности, политические ориентиры, представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать - терпимость к различным мнениям (или наоборот установление общего взгляда на общественное развитие), равенство граждан (или привилегированности отдельных слоев), поиск компромиссов (или бескомпромиссность), патриотизм и т.д.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы, которые мы и рассмотрим ниже.
А. Патриархальная (могут быть и другие названия - традиционалистская или). Ее основным составляющим является отсутствие интереса граждан к политике. Данная позиция преобладает в отстающих в политическом развитии странах и регионах, где человек ограничивает свою деятельность местными делами.
Б. Подданническая. Характеризуется сильной ориентацией на официальные институты и низким уровнем самостоятельной активности граждан. Человек либо положительно либо отрицательно относится к правительству, не готов к активному взаимодействию с властью и подчиняется ей в силу традиции или страха. Государства, где вся полнота власти принадлежит одному человеку или небольшой группе лиц, стараются формировать у населения именно такой тип культуры.
В. Активистская (иногда встречаются такие названия как культура участия или партисипаторная). Важнейшей характеристикой является заинтересованность граждан в политике и их реальное политическое участие. 7.11. Гражданское общество Гражданское общество - совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.
Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера. Современное гражданское общество отличает:
Высокий уровень политической культуры, уход от аморфности к вычленению, артикулированию, формулировке интересов тех или иных общественных объединений
Повышение активности общественных объединений в жизни социума
Распространение политических знаний, информации, развитие свободных средств массовой информации.
Главная цель функционирования гражданского общества – обеспечение прав человека, жизни, достойной для свободного развития личности. Институты гражданского общества, в отличие от государственных, возникают снизу. К ним, со временем может переходить и часть функций государства. Таблица: Основы гражданского общества.
экономическая
| социальная
| политическая
| духовная
| Частная собственность гарантирована законами и выступает в качестве экономической основы независимости лисности; экономическая свобода производителя и потребителя;
Зрелая рыночная экономика и конкурентная среда.
Основу экономики составляет широкий слой мелких собственников, деятельность монополий ограничивается государством.
| Сложившийся и осознавший свои интересы средний класс, выступающий в качестве фундамента общества;
Выскокий уровень жизни значительной части населения, некритический уровень социального расслоения в обществе (разрыв между богатыми и бедными слоями не превышает 5-6 раз);
Действует система социального партнерства.
| Демократические традиции, парламентаризм, политический плюрализм и конкурентная среда, свободная и независимая пресса, гарантированные права оппозиции, ее доступ к СМИ;
Реальная многопартийность;
Разделение и независимость властей;
Система сдержек и противовесов между центрами силы;
Реальная ответственность власти перед обществом, антикоррупционная среда.
Узаконенное лоббирование
| Свободный доступ к образованию и культуре у широких слоев населения;
Формирование гуманистических традиций образования, возможность выбора образовательной траектории;
Высокий уровеь общей, политической и правовой культуры;
Утверждение ценностей ненасилия, поликультурности;
Уважения к традициям разных народов и вероисповеданий.
|
Немецкий политолог Дарендорф Р. писал о гражданском обществе:
«Фактически гражданское общество – общий знаменатель демократии и эффективной рыночной экономики.
В идеале гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима какая-то намеренность, необходимо строить независимые организации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом. В этом процессе велика была бы роль ряда фондов.
Непременной составляющей гражданского общества являются и независимые интеллектуалы. Свободная страна нуждается в критиках, не повязанных структурами власти. В переходный период, наверное, у власти и должны встать интеллектуалы, но мы поверим в прочность институтов гражданского общества только тогда, когда эти люди вернутся к письменным столам.
Конечно, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным; и это правильно, ибо его суть в открытости, в свободе. Но так или иначе началу быть: центральный тезис моей статьи в том, что самым существенным и стратегически важным для новых демократий является создание предпосылок гражданского общества».
В качестве функций гражданского общества может быть названо:
Гражданский контроль за деятельностью органов власти на всех уровнях;
Проведение мониторингов деятельности властных органов, проводимых реформ;
Проведение общественной экспертизы законопроектов, утвержденных законов;
Проведение общественных расследований определенных событий, например, трагедии в Беслане;
Проведение научно-исследовательских работ по анализу проектов реформ и результатов уже проведенных реформ.
Выработка инноваций, альтернативных проектов развития общества;
Продвижение гражданских инициатив;
Осуществление правозащитной деятельности;
Осуществление социальных проектов;
Активное участие в деятельности органов местного самоуправления и т.д.
Предпосылки и условия развития гражданского общества в РФ:
- достаточно высокий образовательный потенциал;
- интерес граждан к общественной жизни;
- осознание своих интересов, отличных от интересов властей;
- контакты россиян с мировым сообществом, в современном мире невозможно развиваться изолированно от магистральных тенденций развитии. К наиболее активным отрядам граждан можно отнести движение пенсионеров, студенческие движения, весьма организованно действуют педагоги, врачи, активизировались в преддверие реформы науки ученые и преподаватели вузов.
Достаточно серьезная критика непродуманных, и вследствие этого, весьма непредсказуемых, реформ в области социальной сферы проводится как раз общественными организациями.
Значительный потенциал имеется и у предпринимательских сообществ. Несмотря на достаточно сложные объективные условия формирования основ гражданского общества, процесс этот, безусловно, в нашей стране идет. Действует ряд организаций, обладающих признаками гражданского общества – инициатива, осознанный интерес, критика официальных властей, стремление отстаивать свои интересы. В демократическом обществе народ контролирует три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную – при помощи разветвленной сети специальных институтов, которые предают всеобщей гласности неправедные или незаконные поступки государственных служащих, критикуют принимаемые решения, доводят до власть предержащих мнение населения по самому широкому кругу вопросов. Периодическая печать, радио, телевидение, другие средства массовой информации и коммуникации, составляющие так называемую «четвертую власть», публикуют критические материалы о коррупции, злоупотреблениях служебным положением, произволе властей, благодаря которым широкая публика оповещается о том, что чем «неширокая» хотела бы всеми силами умолчать. СМИ выполняют функцию неусыпного стража общественной демократии, видящего в верном служении обществу свой высший долг, свою первейшую и постоянную обязанность. За критические выступления журналисты нередко подвергаются гонениям, травли и преследованиям.
Кроме СМИ в гражданском обществе функционируют и другие институты общественного контроля. К ним, в частности, относятся общественные объединения юристов, правозащитные организации, союзы предпринимателей, профсоюзы, партии и общественные структуры, институт присяжных. Общественные приемные - это площадка для диалога между властью и обществом, один из структурных компонентов института общественно-гражданского контроля деятельности чиновников. Они создаются в каждой области и регионе. Жителей чаще всего волнуют: вопросы нарушения прав граждан, зачастую вызванные неправомерные действиями правоохранительных органов, юстиции, а также неисполнение судебных решений. Несколько выше, чем в других регионах, процент жалоб социального характера и обращений, связанных с преодолением административных барьеров при развитии предпринимательства. В Оренбургской области действует 26 районных общественных приемных. (Для сравнения: в Саратовской области их шесть, в Башкортостане и Татарстане - по две.)
С 01.07.2005 вступил в силу федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации". В соответствии с законом, общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию государственной политики Российской Федерации, учета общественных инициатив и интересов россиян, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля над деятельностью органов публичной власти. В состав Общественной палаты входят граждане Российской Федерации, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Согласно закону, Общественная палата должна стать независимым институтом, который сможет осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности Федерального Собрания, а также проводить контроль за деятельностью исполнительной власти. Палата численностью 126 человек формируется из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.
Института парламентских расследований существует во всех странах мира, в том числе и в России. В российском парламенте, по его словам, неоднократно создавались комиссии по расследованию тех или иных событий. В частности - факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, обстоятельства, связанные с возникновением и негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расследование причин и обстоятельств трагических событий в Беслане, расследование деятельности Новороссийского порта, комиссия Совета Федерации по расследованию причин финансового кризиса 17 августа 1998 г., отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Парламентские расследование, согласно законопроекту, также прекращается в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых обстоятельств. При этом парламентарии не могут расследовать деятельность президента и органов судебной власти по осуществлению правосудия, а также деятельность органов следствия и факты, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.
Общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов – важный институт гражданского общества, который позволяет сократить масштабы неправомерных действий правоохранителей и помочь людям, пострадавшим от произвола. Фонд "Общественный вердикт" готов защищать свои региональные партнерские организации и будет информировать общественность о препятствиях профессиональной деятельности правозащитников. Фонд "Общественный вердикт" создан в феврале 2004 года как некоммерческая организация, оказывающая помощь лицам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов. Среди учредителей фонда – известные российские правозащитные и благотворительные организации - Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал"; Московская Хельсинкская группа; Международный фонд "Демократия"; Фонд "Регионы России". Правозащитный Центр Казани является одной из семи региональных партнерских организаций Фонда "Общественный вердикт".
7.12. Правовое государство: Термин “правовое государство” впервые введен немецкими учеными К.Т.Велькером и Й.Ф. фон Аретином. Но о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил еще в VI в. до н.э. греческий правитель Солон. В Древнем Риме возникло разделение властей как основная предпосылка правового государства. А сама концепция сложилась в 17-19 веках в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона и др. Первые правовые государства появились в Англии, Франции и США.
В основе правового государства лежит стремление оградить граждан от диктатуры и произвола со стороны власти, обеспечить индивидуальную свободу, фундаментальные права личности на жизнь, безопасность, свободу, собственность. Это возможно лишь при разграничении государства и гражданского общества.
В России интерес к правовому государству начал проявляться только в 80-х годах ХХ века. До этого государственная власть опиралась на идеологию, а не на право.
Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути имеют надклассовый и общечеловеческий характер. В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противоречащие друг другу интересы. Правовое государство, выражающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совместить эти интересы в реальной жизни.
Определения понятия «правовое государство»
Приведем несколько встречающихся в общественных науках определений правового государства:
“Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя создаваемые им же юридические нормы. Правовое государство в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним”.
“Государство, ограниченное в своих действиях правом, прежде всего конституцией, подчиненное воле суверенного народа и призванное охранять индивидуальную свободу и другие основополагающие права личности”.
“Правовое государство - система органов и институтов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах народа, на основе верховенства правового закона, разделения властей, признания равенства и свободы за всеми участниками демократического процесса”.
“Правовым называется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан”.
Принципы правового государства.
Среди основных принципов правового государства главными можно назвать следующие:
-признание народа единственным источником власти, законы могут быть приняты только компетентными органами, уполномоченными на это народом (ст.3 Конституции РФ);
-верховенство права, законы должны максимально соответствовать представлениям общества о справедливости и быть приняты установленной процедурой (ст. 4, 15);
-верховенство закона, “связанность” государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона;
-признание прав человека (ст.2);
-равенство всех перед законом (ст.19);
-гарантии от злоупотреблений власти;
-разделение властей, создание системы “сдержек и противовесов”, взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти (ст. 10, 46, 53);
-разрешение всего, что не запрещено законом, свобода (ст. 45);
-соблюдение иерархии законов, они не должны противоречить конституции и друг другу;
-презумпция невиновности - только суд может признать человека виновным (ст.47, 22);
-принцип взаимной ответственности государства и граждан, гарантированный независимым характером суда (ст. 32, 33);
-отделение идеологии от государства (ст. 13);
-парламентаризм и конституционализм;
-отделение церкви от государства;
-различные политические партии и организации;
-приоритет свободы перед равенством.
В правовом государстве господствует право, понимаемое в духе естественных прав человека, присущих каждому индивиду от рождения как разумному и свободному существу. Эти права не должны нарушаться государственными законами.
Основополагающими принципами правового государства являются порядок в государстве и защищенность гражданина.
Самоочевидными признаками демократического правового государства являются:
-право участия в политическом процессе;
-соблюдение определенных правил игры между политическими партиями и группами;
-смена власти в процессе всеобщих выборов на всех уровнях власти. |
|
|