|
Предпосылки создания и функционирования правового государства.
-многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость и самостоятельность индивида;
-режим демократии, предотвращение попыток узурпации власти;
-высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
-юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, что обеспечивает уважение закона;
-формирование гражданского общества, удовлетворение прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы.
7.13. Человек в политической жизни. Политическое участие Под политической социализацией понимается процесс приобщения человека к различным формам участия в политической жизни, включающий в себя ознакомление с представлениями о политике и ее взаимодействии с другими сферами общественной жизни, развитие навыков анализа политических документов, ценностную ориентацию на активную роль по отношению к политике, понимание народа источником власти и возможность критической оценки тех или иных действий правительства.
В политологии выделяют два основных этапа политической социализации:
1. Первичный - на этом этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации через мнеия и оценки окружающих (родителей, друзей, учителей, родственников и знакомых). Появляется определенное отношение к политике, возникает опыт взаимодействия с властью. Важную роль играют здесь такие институты как семья, детский сад, школа, средства массовой информации.
2. Вторичный - расширяется самостоятельный политический опыт, человек сам вырабатывает мнения и взгляды на политику, он меньше поддается давлению извне и перестает подражать суждениям окружающих. Начинается участие политических организациях, партиях, общественных объединениях. Теперь решающее воздействие оказывают профессиональные и другие союзы, государственные органы, средства массовой информации. Важнейшим примером политического участия является участие в выборах.
Основные категории участников избирательного процесса - избиратели, кандидаты, избирательные комиссии, избирательные объединения (блоки, партии и др.), средства массовой информации, наблюдатели, общественные организации.
Избирателями обычно являются все граждане, достигшие определенного возраста (как правило 18 лет), находящиеся на свободе и обладающие нормальной психикой. Иногда могут быть установлены условия постоянного проживания на одном месте, а для эммигрантов - определенное количество времени, прожитого в стране. В недемократических странах существуют и другие ограничения. Все граждане, участвующие в голосовании, обладают активным избирательным правом. Часто встречается такое название как электорат (лат. elector избиратель) -так именуются граждане, имеющие право голоса для участия в политических выборах. Их поведение на выборах зависит от рода деятельности, уровня доходов, религиозных убеждений, этнической принадлежности, места проживания, предвыборной пропаганды и других факторов.
Кандидатами также становятся граждане, но чаще всего на несколько иных условиях. Они должны обладать пассивным избирательным правом. Часто возраст должен быть старше 18 лет, надо в течение определенного времени быть гражданином страны, а иногда обязательно требуется родиться в стране (президентом США может быть только тот, кто родился на территории этого государства).
Организацией выборов занимаются избирательные комиссии, составляющие списки избирателей, регистрирующие кандидатов, следящие за соблюдением законов, организующие сам ход голосования.
Избирательные объединения могут быть самых разных видов и форм (партии, движения, союзы, блоки, организации и т.п.). Они проводят агитацию, распространяют свои программы и лозунги в массах, собирают подписи для выдвижения кандидата и т.д. Блоками называют объединения политических структур, имеющих общие цели. Партии, вошедшие в избирательный блок, договариваются о разделе депутатских и правительственных мест, а также о формах взаимодействия - совместных обращениях к населению, выдвижении общих кандидатов или их списка на выборах, выработка единой идейно-теоретической платформы, образование коалиционного правительства, организация митингов, демонстраций и т.п. Избирательные блоки могут быть местного или общепартийного руководства.
Средства массовой информации главным образом информируют граждан, давая им возможность разобраться в своих симпатиях и антипатиях. Газеты, журналы, телевидение, видео, компьютерные системы содержат обзор политических событий, освещают личные и деловые качества кандидатов. Вместе с тем нередко средства массовой информации могут давать искаженные сведения, поэтому очень важно, чтобы они были не только максимально независимы (на практике этого добиться практически невозможно), но и существовать в условиях конкуренции.
Роль заинтересованных или независимых контролеров выполняют в избирательном процессе наблюдатели от политических партий, общественных организаций, международных объединений. Они следят за соблюдение законов накануне голосования и в момент волеизъявления, а также за честным подсчетом голосов.
Право избирать и быть избранным является одним из важнейших прав человека и закреплено в Конституции страны. Однако недостаточно просто установить это право. Справедливыми будут считаться только те выборы, в которых не использовались незаконные формы и методы агитации.
Основными формами агитации в ходе избирательной кампании являются: проведение предвыборных собраний и митингов, публикация статей и памфлетов в средствах массовой информации, распространение афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению, рекламные ролики. Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат.absentia-отсутствие) - уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде - и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня, даже некоторые демократические государства, устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет остается на совести каждого человека, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25% граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит будет меньше денег выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т.п. Почему же так происходит?
Причины абсентеизма могут быть разными:
1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя “уйти” от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.
2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.
3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.
В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным. |
|
|