|
Требования к уровню подготовки обучающихся 10класса (углубленный уровень) знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру органических соединений;
природные источники углеводородов и способы их переработки;
вещества и материалы, широко используемые в практике: органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы, основные классы органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Место курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане
Рабочая программа по химии для полного (среднего) образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования. На освоение химии отводится 102 ч (3 часа в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ — 7;
практических работ — 10;
форма промежуточной аттестации – тестирование.
Содержание программы учебного курса
Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ (14 часов).
Основные положения теории строения органических соединений. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, ординарные и кратные связи. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.
Образование ординарных, двойных и тройных углерод-углеродных связей в свете представлений о гибридизации электронных облаков. Ионный и свободно-радикальный разрыв ковалентных связей.
Задачи. 1. Относительная плотность газов. 2. Вывод молекулярной формулы вещества по отн. плотности газа и массовым долям хим. эл.
Демонстрации. 1. Определение качественного состава органических веществ. 2. Шаростержневые модели метана, этана, пропана.
Тема 2. Предельные углеводороды (9 часов)
Гомологический ряд алканов: sp3-гибридизация; пространственное строение, физические свойства гомологов. Положение структурной теории об устойчивости углеродных цепей. Первоначальное представление о химическом строении как порядке соединения атомов в молекуле. Изомерия углеродного скелета. Номенклатура алканов. Получение алканов. Химические свойства алканов: горение, хлорирование, нитрование, термическое разложение, изомеризация. Первое правило В.В. Марковникова Галогенопроизводные алканов. Индукционный эффект. Свойства галогеналканов. Химическое строение как порядок связывания атомов в молекулах.
Строение молекул циклоалканов. Пространственная изомерия, номенклатура и получение циклоалканов. Химические свойства циклоалканов.
Применение циклоалканов.
Расчётные задачи. 3. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «объёмные отношения газов».
Демонстрации. 3. Определение относительной плотности метана по воздуху. 4. Определение качественного состава метана по продуктам горения. 5. Разложение метана в искровом разряде (в видеозаписи) 6. Взрыв смеси метана с воздухом (в видеозаписи). 7. Модели молекул алканов. 8. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей, кислот.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул алканов. 2. Изготовление моделей молекул галогеналканов
Пр.раб.1 «Качественный анализ органических соединений» Тема 3. Непредельные углеводороды (16 часов)
Гомологический ряд алкенов: sp2гибридизация; пространственное строение молекул, изомерия углеродного скелета и положения двойной связи, геометрическая изомерия. Алкены и цикло-алканы как изомеры. Номенклатура алкенов. Получение алкенов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов: горение, присоединение водорода, галогенов, воды, галогеноводородов, окисление, полимеризация. Генетические связи между алканами и алкенами.
Применение алкенов.
Строение молекул алкадиенов: л-л-сопряжение. Номенклатура алкадиенов. Природный каучук, его строение и свойства. Гомологический ряд ацетилена. Тройная связь, 5р-гибридизация. Номенклатура алкинов. Физические свойства алкинов. Изомерия углеродного скелета и положения тройной связи. Алкины и алкадиены как изомеры.
Получение ацетилена. Химические свойства ацетилена: горение, присоединение водорода, галогенов, воды, галогеноводородов, полимеризация, окислительная поликонденсация. Кислотные свойства ацетилена. Применение алкинов. Генетические связи между алканами, алкенами и алкинами.
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Классификация высокомолекулярных соединений. Линейная, разветвлённая и пространственная структура полимеров. Особенности полимерного состояния вещества. Аморфное и кристаллическое состояние полимеров. Зависимость свойств полимеров от их строения.
Способы получения полимеров.
Синтетические каучуки, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки. Резина. Синтетические волокна. Полиэфирные, полиамидные, полиакрилонитрильные волокна: строение, свойства, применение.
Расчётные задачи. 4. Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам горения5. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта реакции». 6. Расчёт содержания примесей в веществе.
Демонстрации. 9. Горение этилена. 10. Взаимодействие этилена с бромной водой. 11. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. 12. Образцы изделий из полиэтилена. 13. Разложение натурального каучука при нагревании. 14. Получение ацетилена карбидным способом. 15. Горение ацетилена. 16. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. 17. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.
Образцы пластмасс. Сравнение отношения к нагреванию термопластичных и термореактивных полимеров. Образцы каучуков и резины. Образцы синтетических волокон
Практические занятия. 2. Получение этилена и изучение его свойств. Тема 4. Ароматические углеводороды (10 часов)
Электронное строение молекулы бензола. Энергия сопряжения.
Получение бензола. Физические свойства бензола. Химические свойства бензола: присоединение водорода и хлора, бромирование, нитрование, алкилирование, сульфирование. Гомологи бензола. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Правила ориентации в бензольном ядре. Орто-, мета- и пара-изомеры двузамещённых производных бензола.
Стирол как важнейшее производное бензола: получение из этилбензола, строение молекулы, полимеризация.
Общие сведения о нафталине и антрацене. Генетические связи между углеводородами.
Расчётные задачи. 7. Расчёты по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ дано в избытке.
Демонстрации: 18. Бензол как растворитель.
Отношение бензола к бромной воде. 20.Отношение бензола к раствору перманганата калия. 21. Горение бензола. 22. Нитрование бензола. 23. Окисление толуола.
Тема 5. Гидроксильные соединения (10 часов)
Строение молекул предельных одноатомных спиртов. Функциональная группа -ОН и её электронное строение. Водородная связь. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Первичные, вторичные и третичные спирты. Номенклатура спиртов.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с щелочными металлами, галогеноводородами, внутримолекулярная дегидратация, межмолекулярная дегидратация, окисление первичных и вторичных спиртов оксидом меди. Положение теории А. М. Бутлерова о зависимости химических свойств веществ от их строения. Метанол и этанол как важнейшие предельные одноатомные спирты: биологическое действие, области практического применения. Многоатомные спирты этиленгликоль и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.
Получение фенола кумольным способом. Физические свойства фенола.
Химические свойства фенола: взаимодействие с натрием, раствором щёлочи, бромной водой, окисление, нитрование. Понятие о двух- и трёхатомных фенолах, их применение.
Расчётные задачи. 8. Вывод молекулярной формулы кислородсодержащего органического вещества по продуктам горения.
Демонстрации. 24. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов в гомологическом ряду: растворимость в воде, горение. 25. Взаимодействие этанола с бромоводородом. 26. Получение диэтилового эфира.
27.Взаимодействие глицерина с натрием. 28.Растворимость фенола в воде.
29.Взаимодействие расплавленного фенола с натрием. 30. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
Лабораторные опыты. 3. Окисление этанола оксидом меди(П). 4. Окисление про- панола-2 оксидом меди(И). 5. Распознавание первичных, вторичных и третичных спиртов реактивом Лукаса. 6. Растворение глицерина в воде. 7. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди(И). 8. Взаимодействие фенола с бромной водой. 9. Взаимодействие фенола с раствором гидроксида натрия. 10. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа(Ш).
Пр.раб. 3.Спирты
Тема 6. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны (6 часов)
Карбонильная группа и её особенности. Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Номенклатура и изомерия альдегидов и кетонов.
Получение альдегидов и кетонов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена.
Общие свойства альдегидов и кетонов: присоединение водорода, воды, галогено- водородов, синильной. Полимеризация метаналя. Поликонденсация формальдегида с фенолом.
Расчётные задачи. 9. Комбинированные расчётные задачи.
Демонстрации. 31. Получение фенолформальдегидной смолы. 32. Образцы фенолформальдегидных пластмасс.
Лабораторные опыты. 11. Реакция серебряного зеркала. 12. Окисление альдегидов свежеосаждённым гидроксидом меди(П).
Практические занятия. 4.Альдегиды и кетоны. Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные (10 часов)
Карбоксильная группа, взаимное влияние карбоксильной группы и углеводородного скелета. Классификация карбоновых кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот из алканов.
Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, щелочами, спиртами. Зависимость силы кислоты от строения её молекулы Положение структурной теории о возможности установления строения органических веществ химическими методами (на примере окисления алкенов раствором перманганата калия в кислой среде). Мыла как натриевые (калиевые) соли высших карбоновых кислот. Механизм моющего действия мыла.
Ангидриды и хлорангидриды карбоновых кислот.
Непредельные карбоновые кислоты, их строение и свойства. Акриловая и олеиновая кислоты.
Щавелевая кислота как представитель двухосновных карбоновых кислот. Молочная кислота: строение, свойства, получение. Понятие об оптической изомерии. Бензойная кислота. Фталевые кислоты. Генетические связи между углеводородами и их функциональными производными. Строение молекул сложных эфиров. Реакция этерификации. Механизм реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Метиловый эфир акриловой кислоты.
Жиры как сложные эфиры карбоновых кислот и глицерина. Жиры в природе. Гидролиз жиров в живых организмах и в технике. Гидрирование жиров.
Демонстрации. 33. Взаимодействие стеариновой кислоты со щёлочью (в видеозаписи). 34. Взаимодействие олеиновой кислоты со щёлочью. (в видеозаписи) 35. Гидролиз мыла. 36. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия. 37. Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой (в видеозаписи). 38. Получение сложного эфира.
Лабораторные опыты. 13. Гидролиз уксусного ангидрида. 14. Возгонка бензойной кислоты. 15. Ознакомление с изделиями из полиметилметакрилата . 16. Ознакомление с изделиями из полиэтилентерефталата. 17. Сравнение растворимости жиров в воде и органических растворителях.
Практические занятия. 5. Карбоновые кислоты и их производные
Тема 8. Углеводы (6 часов)
Классификация углеводов. Рибоза и дезоксирибоза как представители пентоз. Глюкоза. Строение молекулы: альдегидная форма, циклические. Стереоизомеры. Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакция серебряного зеркала, взаимодействие со свежеосаждённым гидроксидом меди(П) при обычных условиях и при нагревании, восстановление, спиртовое, молочнокислое брожение; химическая активность глюкозидного гидроксила.
Фруктоза как изомер глюкозы.
Сахароза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (образование сахаратов, гидролиз).
Крахмал: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (реакция с иодом, гидролиз).
Целлюлоза: строение молекулы, физические свойства, химические свойства (гидролиз, образование сложных эфиров). Углеводы в природе. Биологическая роль углеводов. Применение углеводов и их производных.
Демонстрации. 39. Поляризация света и вращение плоскости поляризации оптически активными веществами. 40. Реакция серебряного зеркала с глюкозой. 41. Отношение глюкозы к фуксинсернистой кислоте. 42. Гидролиз сахарозы. 43. Гидролиз целлюлозы. 44. Нитрование целлюлозы.
Лабораторные опыты. 18. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди(П) при обычных условиях и при нагревании. 19. Получение и разрушение сахарата кальция. 20. Взаимодействие крахмала с иодом. 21. Кислотный гидролиз крахмала. 22. Ферментативный гидролиз крахмала. 23. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практические занятия. 6. Углеводы
Тема 9. Амины. Аминокислоты. Белки (10 часов)
Амины. Классификация аминов. Предельные амины, строение их молекул. Амины как органические основания. Химические свойства алифатических аминов: горение, взаимодействие с водой и кислотами. Ароматические амины. Анилин: строение молекулы, физические свойства. Получение анилина по реакции Н. Н. Зинина. Химические свойства анилина: реакции с кислотами, бромной водой, сульфирование. Амиды кислот. Строение молекул. Получение амидов из хлорангидридов кислот и аммиака. Амфотерные свойства амидов кислот. Карбамид: получение и свойства. Аминокислоты. Строение молекул аминокислот. Оптическая изомерия. Биполярный ион. Химические свойства, обусловленные сочетанием карбоксильной и аминогруппы. Аминокислоты. Значение в природе и применение.
Пептиды и белки. Строение пептидов. Строение молекул белков: первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры. Свойства белков: цветные реакции, гидролиз, денатурация.
Нуклеиновые кислоты. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Нуклеозиды и нуклеотиды: состав и строение. Первичная и вторичная структура молекул ДНК. Принцип комплементарности. Третичная структура молекул ДНК.
Демонстрации. 45. Горение метиламина. 46. Демонстрация щелочных свойств раствора метиламина. 47. Взаимодействие анилина с соляной кислотой. 48. Взаимодействие анилина с бромной водой. 49. Взаимодействие карбамида с азотной кислотой. 50. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. 51. Растворение и осаждение белков. 52. Денатурация белков.
Лабораторные опыты. 24 Взаимодействие анилина с бромной водой. 265Гидролиз карбамида. 26. Разложение карбамида при нагревании. 27. Цветные реакции белков.
Практические занятия. 7. Амины. Аминокислоты. Белки.
Тема 10. Биологически активные соединения. Химия и жизнь(7 часов)
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов Рациональное питание. Калорийность пищи. Витамины. Лекарственные вещества. Вред, причиняемый наркотическими веществами.
Бытовые поверхностно-активные соединения. Моющие и чистящие вещества. Органические растворители. Бытовые аэрозоли. Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии. Практические занятия
8. Обнаружение витаминов
9. Действие ферментов на различные вещества
10. Анализ лекарственных препаратов
Тематическое планирование
№ урока
| Тема урока
| Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
| личностные
| метапредметные
| предметные
| Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических веществ (14 часов).
| 1
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии.
| Формируют ответственное отношение к учению
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности
| Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, гомология.
Уметь составлять молекулярные и структурные ф-лы орг-их в-в.
| 2
| Теория химического строения А.М. Бутлерова.
| Проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач.
| уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.
| Знать теорию строения орг-их соединений; определять гомологи и изомеры; уметь определять валентность и степень окисления хим-их элементов.
| 3
| Строение атома углерода.
| Формирование интереса к определенному химическому элементу
| Извлекать и преобразовывать текущую информацию
Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах. Оценивать результаты работы
| Знать понятия: атом, атомные орбитали; уметь определять тип хим-ой связи
| 4
| Валентные состояния атома углерода
| Уметь управлять своей познавательной деятельностью
| Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
| Знать понятия :гибридизация орбиталей, пространственное строение орбиталей; уметь определять тип химической связи, пространственное строение молекул.
| 5
| Классификация органических соединений.
| Выработать чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Уметь определять принадлежность в-в к различным классам орг-их соединений; знать понятия: функциональная группа, углеродный скелет.
| 6-7
| Основы номенклатуры органических соединений
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности
| Уметь называть изученные в-ва по «тривиальной» и международной номенклатурам.
| 8
| Обобщение по теме: «Классификация и номенклатура органических соединений»
| Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Знать: основные положения теории Бутлерова; понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, изомерия.
Уметь: определять валентность и степень окисления хим-их эл-тов, изомеры, называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам.
| 9
| Решение задач на вывод формул органических веществ.
| овладение навыками для практической деятельности
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций
| 10
| Виды химических связей в органических соединениях и способы их разрыва.
| Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил; уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи
| 11
| Изомерия органических соединений.
| Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать понятия: радикал, углеродный скелет, изомерия; основные теории химии; уметь определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул
| 12
| Типы химических реакций.
| Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности
| Знать основные типы реакций в орг-ой химии. Уметь определять типы реакций в орг-ой химии.
| 13
| Обобщение и систематизация знаний о строении и классификации органических соединений.
| Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в орг-ой химии. Уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи, определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул
| 14
| К.р.1 по теме: «Классификация и номенклатура органических соединений Химические реакции в органической химии».
| Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности
| Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
| Знать понятия: радикал, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в орг-ой химии. Уметь определять заряд иона, тип хим-ой связи, определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул
| Тема 2. Предельные углеводороды (9 часов)
| 15
| Алканы: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства.
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;
Классификацию и номенклатуру алканов.
Уметь называть алканы, определять валентность и степень окисления, изомеры и гомологи, проводить расчеты по формулам и уравнениям.
| 16-17
| Химические свойства алканов.
| Уметь управлять своей познавательной деятельностью
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Понимать основные типы реакции алканов.
Уметь определять типы хим-их р-ций алканов, характеризовать строение и свойства углеводородов.
| 18
| Применение и способы получения алканов.
| Высказывать свое мнение о применении алканов в быту.
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды.
| 19
| Обобщение по теме: «Алканы»
| Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Знать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификация и номенклатура;
Уметь называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип хим-ой связи, изомеры и гомологи, проводить расчеты по ф-лам и уравнениям, определять типы х-ой р-ций; хар-ть строение и св-ва углев-ов.
| 20-21
| Циклоалканы: строение, изомерия, номенклатура, получение, свойства.
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия; основные теории химии. Уметь определять: изомеры, гомологи, типы р-ций.
| 22
| П.р. №1 «Качественный анализ органических соединений»
| развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем
| учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.
| Уметь выполнять хим-ий эксперимент по получению в-в или распознавать органические вещества.
| 23
| Семинар по теме «Углеводороды»
| Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Ззнать понятия: радикал, атомные орбитали, гибридизация орбиталей пространственное строение молекул алканов, гомология, структурная изомерия; основныетипы р-ций. Уметь определять: типы р-ций, выполнять хим. эксперимент, хар-ть строение и св-ва алканов, проводить расчеты по ф-лам и ур-иям.
| Тема 3. Непредельные углеводороды (16 часов)
| 24
| Алкены: гомологический ряд, строение, номенклатура, физические свойства.
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Уметь называть алкены, определять пространственное строение алкенов, изомеры и гомологи, типы р-ций.
| 25-26
| Химические свойства непредельных углеводородов
| Уметь управлять своей познавательной деятельностью
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Знать: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы р-ций, мех-м р-ций;
Уметь определять типы хим-их р-ций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов; выполнять хим-ий эксперимент по получению этилена.
| 27-28
| Обобщение по теме: «Алканы», «Алкены», «Циклоалканы».
| Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Знать: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, основные типы р-ций; природные источники углеводородов; вещ-ва используемые в практике.
Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, хар-ть строение и св-ва углеводородов
| 29-30
| Решение задач на вывод формул органических веществ по продуктам сгорания
| овладение навыками для практической деятельности
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций
| 31
| П.р.№2 «Углеводороды»
| развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем
| учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату.
| описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; уметь выполнять хим-ий эксперимент по получению конкретного в-ва (этилена).
| 32
| Алкадиены.
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Уметь называть алкадиены, определять изомеры и гомологи, типы хим-их р-ций.
| 33-34
| Основные понятия химии высокомерных соединений
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать в-ва и материалы, широко используемые в практике: каучуки, пластмассы, волокна.
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; хар-ть строение и св-ва полимеров.
| 35
| Алкины. Гомологический ряд, химические свойства.
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: гибридизация орбиталей, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия;
Уметь называть алкины, определять пространственное строение алкинов, изомеры и гомологи, типы р-ций.
| 36-37
| Способы получения и применение алкинов.
| гордость за российскую науку
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать вещества и материалы, широко используемые в практике: углеводороды (ацетилен):
уметь определять тип р-ции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
| 38-39
| Решение задач по теме: «Алкины и алкены»
| овладение навыками для практической деятельности
| Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач
| Уметь проводить расчеты по химическим ф-лам и уравнениям реакций
| Тема 4. Ароматические углеводороды (10 часов)
| 40
| Лекция «Ароматические углеводороды: состав, строение».
| формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
| Использование различных иcточников для получения химической информации
| Знать хим-ие понятия:s- и p-орбитали, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул;
уметь объяснять природу и способы образования хим-ой связи.
| 41-42
| Изомерия и номенклатура гомологов бензола. Способы получения.
| гордость за российскую науку
| использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности.
| Знать понятия: гомология, структурная изомерия, электрофил основные типы р-ций.
Уметь называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре, изомеры и гомологи, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
| |
|
|