Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 213.33 Kb.
НазваниеПояснительная записка
О. С. Габриеляна
Дата07.04.2016
Размер213.33 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и с учетом авторской программы О. С. Габриеляна «Химия 9».

Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Рабочей программой предусмотрено 3 контрольных, 1 итоговая контрольная и 6 практических работ.

В содержании курса 9 класса вначале раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в ранг которой вступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения положенного в основу конструирования программы, и освобождение её от избытка конкретного материала.

Цели:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;




  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;




  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;







  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.


Содержание программы

За основу взята программа курса химии для VIII–IX классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Тема 1. Введение (7часов).

Периодический закон и ПСХЭ им. Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Участие простых веществ в ОВР.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей.

Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Реакции ионного обмена.

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Решение задач на выход продукта реакции (W).
Тема 2. Металлы (12часов).
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Контрольная работа №1: « Металлы и их соединения».
Тема 3. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений (3часа.)
Пр.р №1 Осуществление цепочки химических превращений металлов

Пр.р №2 Осуществление цепочки химических превращений металлов

Пр.р № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ

Тема 4. Неметаллы (23часа).

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов— простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Контрольная работа №2« Неметаллы и их соединения».
Тема 5. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений (3часа).

Пр.р. №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Пр. р. № 5 « Подгруппа азот и углерод»

Пр.р. № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

Тема 6. Органическая химия (10часов).

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом. Контрольная работа №3 по теме: «Органические вещества».

Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8часов.)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

Резерв времени- 2часа

1. Повторение темы: "Металлы".

2. Повторение темы: "Неметаллы".

Подведение итогов

Учебно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

1. Введение

7ч.

  1. Металлы



Из них контрольных работ:

12ч.

1ч.

  1. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений.




3ч.

  1. Неметаллы



Из них контрольных работ:

23ч.

1ч.

5. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений

3ч.

  1. Органическая химия



Из них контрольных работ:

10ч.

1ч.

  1. Обобщение знаний по химии за курс основной школы



Из них контрольных работ:

8ч.
1ч.

Резерв времени



Всего

68ч


Календарно-тематический план


темы

урока в теме

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Тема 1. Введение (7часов). 2ч. в неделю.

1

2

3

4

5

6

7


1

Повторение. Реакции ионного обмена.

03.09-08.09


2

ОВР.


03.09-08.09




3

Характеристика Me по положению в ПС


10.09-15.09




4

Характеристика неMe по положению в ПС

10.09-15.09




5

Характеристика переходного элемента по положению в ПС

17.09-22.09




6

ПЗ и ПС Д.И.Менделеева

17.09-22.09




7

Урок-упражнение

24.09-29.09




Тема 2. Металлы (12 часов). 2ч. в неделю.

8

Положение металлов в ПСХЭ. Строение их атомов, кристаллических решеток.

24.09-29.09




9

Общие физические свойства Ме

01.10-06.10




10

Сплавы

01.10-06.10




11

Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений.

08.10-13.10




12

Коррозия металлов и способы защиты от нее.

08.10-13.10


13

Металлы в природе, общие способы их получения.

15.10-20.10




14

Щелочные металлы: положение, получение, свойства.

15.10-20.10




15

Соединения щелочных металлов

22.10-27.10




16

Щелочноземельные металлы: положение, получение, свойства.

22.10-27.10




17

Алюминий: положение, получение, свойства, применение.

05.11-10.11




18

Железо: положение, получение, свойства, применение.

05.11-10.11




19

Контрольная работа №1 по теме:

« Металлы и их соединения»


12.11-17.11




Тема 3. Практикум № 1. Свойства металлов и их соединений

(3часа) 2ч. в неделю._еталлов и их соединений. нта по поло

20

Пр.р №1 “Определение выхода продукта реакции”.

12.11-17.11

21

Пр.р №2 “Осуществление цепочки химических превращений металлов”.

19.11-24.11




22

Пр.р № 3 “Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ”.

19.11-24.11




Тема 4. Неметаллы (23 часа). 2ч. в неделю.

23

Общая характеристика неметаллов в ПС. Особенности строения атомов. Аллотропия.

26.11-01.12



24

НеМе в природе и способы их получения.

26.11-01.12




25

Общие химические свойства неМе

03.12-08.12




26

Водород: положение, получение, свойства, применение.

03.12-08.12




27

Галогены: положение, получение, свойства, применение.

10.12-15.12




28

Кислород: положение, получение, свойства, применение.

10.12-15.12




29

Сера: положение, получение, свойства, применение.

17.12-22.12




30

Сероводород

17.12-22.12




31

Оксиды серы

24.12-29.12




32

Серная кислота: свойства, применение,

соли.

24.12-29.12




33

Азот: положение, получение, свойства, применение.

14.01-19.01




34

Аммиак. Соли аммония

14.01-19.01




35

Оксиды азота

21.01-26.01




36

Азотная кислота:cвойства, применение.

21.01-26.01




37

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения

28.01-02.02




38

Фосфор: положение, получение, свойства, применение.

28.01-02.02




39

Соединения фосфора

04.02-09.02




40

Углерод: положение, получение, свойства, применение.

04.02-09.02




41

Соединения углерода

11.02-16.02




42

Кремний: положение, получение, свойства, применение.

11.02-16.02




43

Силикатная промышленность

18.02-23.02




44

Обобщение знаний по теме «Неметаллы». Подготовка к контрольной работе

18.02-23.02




45

Контрольная работа №2 по теме:

« Неметаллы и их соединения»



25.02-02.03




Тема 5. Практикум № 2. Свойства неметаллов и

их соединений(3часа). 2ч. в неделю.

46

Пр.р. №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

25.02-02.03




47

Пр. р. № 5

« Подгруппа азот и углерод»

04.03-09.03




48

Пр.р. № 6 «Получение, собирание и распознавание газов»

04.03-09.03




Тема 6. Органическая химия (10 часов). 2ч. в неделю.

49

Предмет органической химии.

11.03-16.03




50

Углеводороды


11.03-16.03




51

Спирты

18.03-23.03




52

Карбоновые кислоты

18.03-23.03




53

Сложные эфиры и жиры.

01.04-06.04




54

Аминокислотыи белки

01.04-06.04




55

Углеводы

08.04-13.04




56

Полимеры

08.04-13.04




57

Обобщение знаний по теме «Органическая химия».

15.04-20.04




58

Контрольная работа №3 по теме:

«Органические вещества».


15.04-20.04




Тема 7. Обобщение знаний по химии за курс основной

школы (8 часов). 2ч. в неделю.

59

Строение атома

22.04-27.04




60

Химическая связь

22.04-27.04




61

Классификация химических реакций

29.04-04.05




62

Простые и сложные вещества.

29.04-04.05




63

Химические свойства основных классов неорганических веществ

06.05-11.05




64

Генетическая связь

06.05-11.05




65

Контрольная работа №4:”Итоговая контрольная работа за курс основной школы”.


13.05-18.05




66

Анализ контрольной работы

13.05-18.05




67

Резервное время - повторение темы "Металлы"

20.05-25.05




68

Резервное время - повторение темы "Неметаллы"

20.05-25.05




Итого: 68 ч





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
Ученик должен знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая реакция, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава; периодический закон;

Ученик должен уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПСХЭ им Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ им Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов,; схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ им Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться:с химической посудой и оборудованием;

распознавать опытным путем: растворы кислот, щелочей;, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы; кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

вычислять:массовую долю химического элемента по формуле соединения; :массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов.

Требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования.

В результате изучения химии выпускник должен

знать/понимать

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, химическая реакция, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава; периодический закон;

уметь:

называть: химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПСХЭ им Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовть: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ им Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

составлять: формулы неорганических соединений изученных классов,; схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ им Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

обращаться: с химической посудой и оборудованием;

распознавать опытным путем: растворы кислот, щелочей; хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы; кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; :массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;



критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.

Литература и средства обучения

За основу взят учебник О. С. Габриелян, «Химия 9». В качестве информационного материала используется дидактический раздаточный материал состоящий из таблиц: периодической, основные соотношения в химии, требования к решению и оформлению расчётных задач, относительной молекулярной массы неорганических и органических веществ, ряд электроотрицательности неметаллов, качественные реакции на органические вещества и функциональные группы, виды изомерии, обобщающие таблицы сравнительной характеристики по всем изучаемым гомологическим рядам, обучающий дидактический материал по теме «Строение и классификация органических соединений и следующие источники информации:

1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
5. Химия 9 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8»/ О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003 – 2006.
6. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
7. Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2005 – 2006.
8. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
9. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Согласовано:

Протокол заседания методического

объединения учителей химии

Протокол №

Согласовано:

Заместитель директора по УВР___________________________/Хохлина М.Д

“_31__” августа 2012 г.