|
Пояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по химии и с учетом авторской программы в X – XI классах общеобразовательных учреждений автор: О.С. Габриелян , «Химия. 11класс.»
Рабочей программой предусмотрено проведение 4-х контрольных и 2-х практических работ.
Основное содержание курса химии 11 класса составляют современные представления о строении веществ и химическом процессе; обобщение о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал химии, изученный в 8–9, 10 классах, поэтому некоторые темы курса химии рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне.
Реализация принципа развивающего обучения достигается изучением основ теоретического содержания органической химии с последующим переходом к их использованию на конкретном фактологическом материале, где теоретические знания играют объясняющую и прогнозирующую роль.
Цели:
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения и применения дидактической многомерной технологии.
Содержание программы
За основу взята программа курса химии для X– XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Введение в общую химию (1час).
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии.
Знать:
основные теории химии;
Уметь:
проводить самостоятельный поиск химической информации; использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева (8 часов).
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Знать:
основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная масса, ион, изотоп, периодический закон.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: заряд иона.
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПС.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Строение вещества (11 часов).
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Единая природа химических связей.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Знать:
понятие химической связи, теорию химической связи.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: тип химической связи в соединениях.
объяснять: природу химической связи ( ионной, ковалентной, металлической).
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Химические реакции (10 часов).
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Знать:
основные химические понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель.
объяснять: зависимость скорости химических реакций и положения химического равновесия от различных факторов.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах (8 часов).
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели).
Знать:
основные химические понятия: растворы, электролит, неэлектролит.
Уметь:
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Вещества, их классификация (26 часов).
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.
Знать:
важнейшие вещества: серная, соляная, азотная и уксусная кислота, щелочи, аммиак, основные металлы и сплавы.
важнейшие понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Уметь:
называть: вещества по “тривиальной” и международной номенклатуре.
определять: принадлежность веществ к различным классам.
характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений.
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.
Химия в жизни общества (4 часа).
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Уметь:
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать:
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно - тематическое планирование.
Тема
| Количество часов
| Введение
| 1ч.
|
|
| Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева.
| 8 ч.
| Из них контрольных работ:
| 1 ч.
| Из них практических работ:
| -
| Строение вещества.
| 11 ч.
| Из них контрольных работ:
| 1 ч.
| Из них практических работ:
| 1 ч.
| Химические реакции.
| 10 ч.
| Из них контрольных работ:
| -
| Из них практических работ:
| -
| Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах.
| 8 ч.
| Из них контрольных работ:
| 1 ч.
| Из них практических работ:
| 1 ч
| 6. Вещества, их классификация.
Из них контрольных работ:
Из них практических работ:
| 26 ч.
1 ч.
-
| 7. Химия в жизни общества.
| 4 ч.
| Итого: 68ч.
|
Календарно – тематический план
№ темы
| № урока
в теме
| Наименование разделов и тем
| Плановые сроки прохождения
| Скорректированные сроки прохождения
| Введение (1 час). 2ч. в неделю.
|
| 1.
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в общую химию
| 03.09-08.09
|
| Тема 1. Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева (8 часов).
2ч. в неделю
| 1.
| 2.
| Атом сложная частица.
| 03.09-08.09
|
|
| 3.
| Состояние электрона в атоме
| 10.09-15.09
|
|
| 4.
| Электронная конфигурация атомов химических элементов.
| 10.09-15.09
|
|
| 5.
| Урок – семинар по теме: «Электронное строение атома»
| 17.09-22.09
|
|
| 6.
| Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления.
| 17.09-22.09
|
|
| 7.
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома.
| 24.09-29.09
|
|
| 8.
| Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе. Значение Периодического закона. Самостоятельная работа №1 «ПЗ и ПС ХЭ Д.И. Менделеева»
| 24.09-29.09
|
|
| 9.
| Контрольная работа №1 по теме:
«Строение атома. Периодический закон »
| 01.10-06.10
|
| Тема 2. Строение вещества (11 часов).
2ч. в неделю.
| 2.
| 10.
| Виды химических связей. Типы кристаллических решеток.
| 01.10-06.10
|
|
| 11.
| Виды химических связей. Типы кристаллических решеток.
| 08.10-13.10
|
|
| 12.
| Металлическая и водородная связи. Единая природа химической связи. Самостоятельная работа №2 «Виды химической связи».
| 08.10-13.10
|
|
| 13.
| Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул.
| 15.10-20.10
|
|
| 14.
| Урок обобщающего повторения по теме «Виды химических связей. Гибридизация»
| 15.10-20.10
|
|
| 15.
| Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.
| 22.10-27.10
|
|
| 16.
| Универсальность теории химического строения А.М.Бутлерова. Современные направления развития теории.
| 22.10-27.10
|
|
| 17.
| Полимеры – высокомолекулярные соединения.
| 12.11-17.11
|
|
| 18.
| Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры. Волокна.
| 12.11-17.11
|
|
| 19.
| Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
| 19.11-24.11
|
|
| 20.
| Контрольная работа № 2 «Строение вещества»
| 19.11-24.11
|
| Тема 3. Химические реакции (10 часов).2ч. в неделю.
| 3.
| 21.
| Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
| 26.11-02.12
|
|
| 22.
| Окислительно-восстановительные реакции.
Самостоятельная работа №3 «Типы химических реакций»
| 26.11-02.12
|
|
| 23.
| Составление ОВР методом электронного баланса.
| 03.12-08.12
|
|
| 24.
| Урок упражнений в составлении уравнений ОВР. Самостоятельная работа «ОВР».
| 03.12-08.12
|
|
| 25.
| Энергетика химических реакций.
| 10.12-15.12
|
|
| 26.
| Скорость химических реакций.
| 10.12-15.12
|
|
| 27.
| Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
| 17.12-22.12
|
|
| 28.
| Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия.
| 17.12-22.12
|
|
| 29.
| Самостоятельная работа №4 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
| 24.12-29.12
|
|
| 30.
| Зачёт по теме: «Химические реакции».
| 24.12-29.12
|
| Тема 4. Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах (8 часов). 2ч. в неделю.
| 4.
| 31.
| Дисперсные системы.
| 14.01-19.01
|
|
| 32.
| Количественная характеристика растворов, растворение, растворимость.
| 14.01-19.01
|
|
| 33.
| Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов. Самостоятельная работа №5«Растворы электролитов»
| 21.01-26.01
|
|
| 34.
| Водородный показатель.
| 21.01-26.01
|
|
| 35.
| Гидролиз неорганических веществ – солей.
| 28.01-02.02
|
|
| 36.
| Гидролиз органических веществ.
| 28.01-02.02
|
|
| 37.
| Практическая работа №2 «Гидролиз. Реакции ионного обмена»
| 04.02-09.02
|
|
| 38.
| Контрольная работа № 3 « Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах».
| 04.02-09.02
|
| Тема 5. Вещества, их классификация (26 часов). 2ч. в неделю.
| 5.
| 39.
| Классификация неорганических веществ.
| 11.02-16.02
|
|
| 40.
| Классификация органических веществ.
| 11.02-16.02
|
|
| 41.
| Металлы.
| 18.02-23.02
|
|
| 42.
| Общие химические свойства металлов.
| 18.02-23.02
|
|
| 43.
| Оксиды и гидроксиды металлов. Самостоятельная работа №6 «Свойства металлов»
| 25.02-02.03
|
|
| 44.
| Коррозия металлов.
| 25.02-02.03
|
|
| 45.
| Металлы в природе.
| 04.03-09.03
|
|
| 46.
| Способы получения металлов.
| 04.03-09.03
|
|
| 47.
| Химия s-, p- элементов.
| 11.03-16.03
|
|
| 48.
| Химия d- , f- элементов.
| 11.03-16.03
|
|
| 49.
| Неметаллы.
| 18.03-23.03
|
|
| 50.
| Соединения неметаллов: оксиды, гидроксиды, водородные соединения.
| 18.03-23.03
|
|
| 51.
| Химия неметаллов.
| 01.04-06.04
|
|
| 52.
| Урок обобщающего повторения по теме: «Неметаллы».
| 01.04-06.04
|
|
| 53.
| Зачёт по теме: «Неметаллы» (тестирование).
| 08.04-13.04
|
|
| 54.
| Оксиды.
| 08.04-13.04
|
|
| 55.
| Органические и неорганические кислоты.
| 15.04-20.04
|
|
| 56.
| Специфические свойства неорганических и органических кислот.
| 15.04-20.04
|
|
| 57.
| Органические и неорганические основания.
| 22.04-27.04
|
|
| 58.
| Амфотерные органические и неорганические соединения.
| 22.04-27.04
|
|
| 59.
| Самостоятельная работа №7 «Вещества и их свойства».
| 29.04-04.05
|
|
| 60.
| Генетическая связь органических и неорганических соединений.
| 29.04-04.05
|
|
| 61.
| Решение задач.
| 06.05-11.05
|
|
| 62.
| Решение задач. Самостоятельная работа №8 «Вещества, их свойства».
| 06.05-11.05
|
|
| 63.
| Обобщение знаний по теме: «Вещества, их свойства»
| 13.05-18.05
|
|
| 64.
| Контрольная работа № 4 «Вещества, их свойства»
| 13.05-18.05
|
| Тема 6. Химия в жизни общества (4 часа). 2ч. в неделю.
| 6.
| 65.
| Химия и производство.
| 20.05-25.05
|
|
| 66.
| Доклады. Химия и производство.
| 20.05-25.05
|
|
| 67.
| Химия в сельском хозяйстве, быту, медицине.
| 27.05-31.05
|
|
| 68.
| Доклады. Химия в сельском хозяйстве, быту, медицине.
| 27.05-31.05
|
| Итого: 68ч.
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,лабораторным оборудованием;
- приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
Литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2001-2004 г.г.
3. Габриелян О.С. .Химия, 11 класс. Базовый уровень (учебник не имеет грифа Минобразования)
4. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Методичесмкие рекомендации по использованию учебников «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс» при изучении химии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004.
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия. Методическое пособие. 11 класс» М.: Дрофа, 2002.
6. Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 11 класс – М.: Дрофа, 2003-2006 г.г..
7. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. «Настольная книга учителя. Химия. 11 класс» (в двух частях). – М.: Дрофа, 2004.
8. Габриелян О.С., Воловик В.Б. «Единый государственный экзамен. Химия». – М.: Просвещение, 2004.
9. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. «Готовимся к Единому государственному экзамену. Химия». – М.: Дрофа, 2003-2004 г.г.
10. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2005.:
Согласовано:
Протокол заседания методического
объединения учителей химии
Протокол №
Согласовано:
Заместитель директора по УВР___________________________/Хохлина М.Д
“_31_” августа 2012 г. |
|
|