|
Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства
Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, МХК, история искусства. Класс: 9 (профиль – архитектурный). Характер проекта: межпредметный. Тип проекта: практико-ориентировочный. Методы: метод проекта, метод сотрудничества. Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально. Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации) Средства обучения:таблицы, схемы, презентации, подготовление учащимися.
Урок 1. «Оксиды. Классификация. Химические свойства. Получение.» Тип урока: «Обобщение и систематизация знаний.» Цель: Обеспечить осмысление, восприятие, обобщение и систематизацию знаний учащихся о свойствах оксидов, их получения ипрактического применения. Оснащение: Учебник: Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.Химия. 9кл.-М.:Просвещение, 2010. таблица «классификация оксидов». набор реактивов:CaO, CuO, ZnO,CaCO3 растворы:HCl, H2SO4). Презентация «Оксиды в руках художников».
Ход урока: Ход урока: - Организационный этап (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- 1. Определение класса соединений «Оксиды».
- 2. Классификация оксидов по свойствам (основные, амфотерные, кислотные), по агрегатному состоянию, по типу химической связи, по растворимости в воде.
- Мотивация к применению знаний при написании уравнений химических реакций (20 мин.)
Создание проблемной ситуации: Какими химическими свойствами должны обладать основные, кислотные и амфотерные оксиды?
3.1 Составление и написание уравнений реакций:
3.2. Получение оксидов: Самостоятельно напишите уравнения реакций разложения: 1.оксикислота = кислотный оксид + Н2О 2.Ме (ОН)х ↓ = основный оксид + Н2О 3.разложение карбонатов Ме (II) Применение знаний и способов действий учащихся. Работа по вариантам. Напишите уравнения реакций получения и химические свойства следующих оксидов: вариант I - MgO; вариант II - Al2O3 вариант III - SO3 Домашнее задание: п. Учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов, подготовленности и уровня обученности. Темы творческих проектов: I. Репродуктивный уровень Дайте современные названия краскам, напишите их формулы, определите вид оксида: белила цинковые, титановые, свинцовый сурик, хромовая зелень, ультрамарин, умбра, охра, массикот, синий кобальт, церелиум, сиена жжёная. II. Конструктивный или эвристический уровень 1. Почему темнеет поверхность масляных картин? 2. Какие химические процессы лежат в основе старинного рецепта: «Раствори серебро в селитряной кислоте и, обмакнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шёлковой материи и положи её под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ…» 3. Выпадение кислотных дождей вызывает коррозию металлов и разрушение многих исторических памятников. С этой целью их покрывают пастой из смеси гидроксида бария и карбамида. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? III. Творческий уровень 1. Оксиды в руках художников. 2. Оксиды в руках строителей. 3. Красящие вещества (пигменты) в текстильной промышленности. Для выполнения проекта формируются группы, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта. Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защитить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.
Оксиды металлов – хромофоры художественных красок.
Вывод: На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды». Вывод: На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды». Оксиды играют важную роль в нашей повседневной жизни, в художественном творчестве, строительстве, в различных отраслях промышленности, в экологии.
Список литературы Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.-М.: Российское педагогическое агентство, 1998 Злотникова Э.Г. Урок окончен - занятия продолжаются.-М.:Просвещение,2002 Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11кл.:В 2ч.-М.:Дрофа,1996 Оржековский П.А. и др. Экспериментальные творческие занятия по неорганической химии.-М.,1998 Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного процесса.-Белгород, 2006 Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Практика административной работы в школе №3. 2004 |
|
|