Главная страница

Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства



НазваниеПрактико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства
Дата16.03.2016
Размер445 b.
ТипПрезентация


Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека».

  • Предмет: химия, МХК, история искусства.

  • Класс: 9 (профиль – архитектурный).

  • Характер проекта: межпредметный.

  • Тип проекта: практико-ориентировочный.

  • Методы: метод проекта, метод сотрудничества.

  • Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально.

  • Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации)

  • Средства обучения:таблицы, схемы, презентации, подготовление учащимися.

  • Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.


Урок 1. «Оксиды. Классификация. Химические свойства. Получение.»

  • Тип урока: «Обобщение и систематизация знаний.»

  • Цель: Обеспечить осмысление, восприятие, обобщение и систематизацию знаний учащихся о свойствах оксидов, их получения ипрактического применения.

  • Оснащение:

  • Учебник: Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г.Химия. 9кл.-М.:Просвещение, 2010.

  • таблица «классификация оксидов».

  • набор реактивов:CaO, CuO, ZnO,CaCO3 растворы:HCl, H2SO4).

  • Презентация «Оксиды в руках художников».



Ход урока:

  • Ход урока:

    • Организационный этап (2 мин.)
    • Актуализация знаний (5 мин.)
    • 1. Определение класса соединений «Оксиды».
    • 2. Классификация оксидов по свойствам (основные, амфотерные, кислотные), по агрегатному состоянию, по типу химической связи, по растворимости в воде.
    • Мотивация к применению знаний при написании уравнений химических реакций (20 мин.)
  • Создание проблемной ситуации:

  • Какими химическими свойствами должны обладать основные, кислотные и амфотерные оксиды?



3.1 Составление и написание уравнений реакций:



3.2. Получение оксидов:

  • Самостоятельно напишите уравнения реакций разложения:

  • 1.оксикислота = кислотный оксид + Н2О

  • 2.Ме (ОН)х ↓ = основный оксид + Н2О

  • 3.разложение карбонатов Ме (II)

  • Применение знаний и способов действий учащихся. Работа по вариантам. Напишите уравнения реакций получения и химические свойства следующих оксидов:

  • вариант I - MgO;

  • вариант II - Al2O3

  • вариант III - SO3

  • Домашнее задание: п.

  • Учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов, подготовленности и уровня обученности.



  • Темы творческих проектов:

  • I. Репродуктивный уровень

  • Дайте современные названия краскам, напишите их формулы, определите вид оксида: белила цинковые, титановые, свинцовый сурик, хромовая зелень, ультрамарин, умбра, охра, массикот, синий кобальт, церелиум, сиена жжёная.

  • II. Конструктивный или эвристический уровень

  • 1. Почему темнеет поверхность масляных картин?

  • 2. Какие химические процессы лежат в основе старинного рецепта: «Раствори серебро в селитряной кислоте и, обмакнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шёлковой материи и положи её под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ…»

  • 3. Выпадение кислотных дождей вызывает коррозию металлов и разрушение многих исторических памятников.

  • Чтобы сохранить памятники культуры, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам.

  • С этой целью их покрывают пастой из смеси гидроксида бария и карбамида. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект?



  • III. Творческий уровень

  • 1. Оксиды в руках художников.

  • 2. Оксиды в руках строителей.

  • 3. Красящие вещества (пигменты) в текстильной промышленности.

  • Для выполнения проекта формируются группы, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта.

  • Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защитить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.



Оксиды металлов – хромофоры художественных красок.





Вывод: На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды».

  • Вывод: На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды».

  • Оксиды играют важную роль в нашей повседневной жизни, в художественном творчестве, строительстве, в различных отраслях промышленности, в экологии.



Список литературы

  • Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.-М.: Российское педагогическое агентство, 1998

  • Злотникова Э.Г. Урок окончен - занятия продолжаются.-М.:Просвещение,2002

  • Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11кл.:В 2ч.-М.:Дрофа,1996

  • Оржековский П.А. и др. Экспериментальные творческие занятия по неорганической химии.-М.,1998

  • Полат Е.С. Новые педагогические и инфармационные технологии в системе образования,20068

  • Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного процесса.-Белгород, 2006

  • Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Практика административной работы в школе №3. 2004