|
Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства
Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, МХК, история искусства. Класс: 9 (профиль – архитектурный). Характер проекта: межпредметный. Тип проекта: практико-ориентировочный. Методы: метод проекта, метод сотрудничества. Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально. Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации) Средства обучения:таблицы, схемы, презентации, подготовление учащимися. Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.
Урок 2. Защита творческих проектов по теме «Оксиды и их применение» Цель урока: 1. Обобщить и углубить знания: - - о строении, физических и химических свойствах оксидов.
- - о широком спектре практического применения оксидов.
- 2. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением
веществ и их свойствами. 3. Используя межпредметные связи, формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира. 4. Развивать у учащихся образное, критическое мышление, способность к рефлексии.
Ход урока Организационный этап – 2 мин. Актуализация знаний – 3 мин. Повторение классификации, физических и химических свойств оксидов (фронтальный опрос). Мотивация к применению знаний – 3 мин. Теоретическая и практическая значимость химических знаний. Применение знаний. Защита проектов по направлениям. Ответы на вопросы оппонентов. Контроль усвоения знаний. Дифференцированный тест Домашнее задание
Проект информационный. «От старинного названия к современному». Во все времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище. Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни. Самые первые рисунки выполнены древнейшим красителем – сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкая были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь, потом к ним добавились также свинцовые белила, сурик, умбра. Все эти названия старинные, они несут на себе отпечаток не одного столетия. Основу многих пигментов (от лат. pigmentum – краска) составляют оксиды металлов – Fe, Zn, Pb, Ni, Cu и т.д.
Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца (II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца (II) – соединения черного цвета. Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца (II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца (II) – соединения черного цвета.
В основе старения краски лежат химические свойства свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца: Pb3(OH)2(CO3)2. Под действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращаются в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели: - В основе старения краски лежат химические свойства свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца: Pb3(OH)2(CO3)2. Под действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращаются в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели:
- Pb3(OH)2(CO3)2 + 3H2S = 3PbS + 4H2O + 2CO2
- чёрный осадок
Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины становится совсем другим. Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины становится совсем другим. Обычный пероксид водорода позволяет перевести сульфид свинца черного цвета в сульфат свинца белого цвет PbS ↓ + 4H2O2 = PbSO4 ↓ + 4H2O
Cвинцовые белила под действием сероводорода темнеют. Cвинцовые белила под действием сероводорода темнеют.
Какие химические процессы лежат в основе наблюдаемых явлений? - Какие химические процессы лежат в основе наблюдаемых явлений?
- Попробуем решить и эту проблему. Прежде всего, нужно понять, что собой представляет «селитряная» кислота.
- Сразу приходит на ум название «чилийская селитра», залежи которой находятся в Чили (это вспомнили географию).
- Чилийская селитра – это соль азотной кислоты, то есть нитрат натрия. Следовательно, «селитряной кислотой» может быть только азотная кислота.
-
- Серебро реагирует с азотной кислотой с образованием нитрата серебра:
- Ag + 2HNO3 AgNO3 + NO2 + 2H2O
-
- Раствор нитрата серебра является бесцветным. Если нарисовать цветы таким раствором на белой шелковой ткани, то рисунок будет бесцветным.
-
- Под стеклянным колоколом сжигаем серу:
- S + O2 = SO2 образуется оксид серы (IV), который обладает восстановительными свойствами. Что же может произойти с рисунком?
SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO 2AgNO3 + H2SO4 = Ag2SO4 + 2HNO3
Выпадение кислотных дождей в настоящее время стало широко распространенным явлением и привело к существенному изменению экологии целых регионов. Выпадение кислотных дождей в настоящее время стало широко распространенным явлением и привело к существенному изменению экологии целых регионов.
Дождевая вода в естественных условиях нейтральна или имеет слабокислый характер (слабоминерализованные осадки, находящиеся в равновесии с углекислым газом при его средних концентрациях в атмосфере, имеют pН 5,6).B последние годы среднегодовые значения pН осадков достигли значения 4,1-4,3. В промышленных районах кислотность дождевой воды еще выше. Дождевая вода в естественных условиях нейтральна или имеет слабокислый характер (слабоминерализованные осадки, находящиеся в равновесии с углекислым газом при его средних концентрациях в атмосфере, имеют pН 5,6).B последние годы среднегодовые значения pН осадков достигли значения 4,1-4,3. В промышленных районах кислотность дождевой воды еще выше.
В результате выпадения кислотных дождей ухудшаются питательные свойства почвы и продуктивность сельскохозяйственных растений, разрушаются не только металлические конструкции и сооружения (усиливается коррозия), но и многие исторические памятники. В результате выпадения кислотных дождей ухудшаются питательные свойства почвы и продуктивность сельскохозяйственных растений, разрушаются не только металлические конструкции и сооружения (усиливается коррозия), но и многие исторические памятники. Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой, состоящей из смеси гидроксида бария и карбамида. Проверьте эффективность защитной пасты на опыте. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество? Экспериментально подтвердите свои предположения.
Памятники из мрамора, известняка, гранита, гипса, под действием физических и химических агентов окружающей среды постепенно разрушаются. В результате этих воздействий появляется пористость верхнего слоя, трещины. Памятники из мрамора, известняка, гранита, гипса, под действием физических и химических агентов окружающей среды постепенно разрушаются. В результате этих воздействий появляется пористость верхнего слоя, трещины. Особенно реакционно-способны к карбонатным соединениям: SO2, NO2,HCl, CO2.
*** *** Для отчистки от грязи используют трилон Б, антисептик, воду. Для удаления пятен ржавчины используют щавелевую, плавиковую, лимонную кислоты. Для укрепления трещин и пор используют флюатирование: MgSiF6 + 2CaCO3 = 2CaF2 + MgF2 + SiO2 + CO2 Для предохранения скульптур от атмосферных воздействий применяют различные пасты.
Образуется нерастворимый карбонат бария в виде тонкой взвеси. Образуется нерастворимый карбонат бария в виде тонкой взвеси. В составе кислотных осадков наряду с другими веществами входит и серная кислота H2SO4 . В результате взаимодействия карбоната бария с серной кислотой образуется осадок сульфата бария, который не растворяется в кислотах и защищает мрамор от дальнейшего разрушения: ВаСО3 + H2SO4 = BaSO4 + Н2СОз
Резюме: Резюме: На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды», который, как мы убедились играет значительную и многообразную роль в нашей повседневной жизни, в художественном творчестве, строительстве, в различных отраслях промышленности, в экологии. Метод проекта позволил учащимся приобрести опыт сотрудничества в группе, позволил расширить кругозор по данной теме, проявить самостоятельность и творческое применение знаний для решения конкретных проблем окружающей действительности. |
|
|