Главная страница


Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства



НазваниеПрактико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека». Предмет: химия, мхк, история искусства
Дата16.03.2016
Размер445 b.
ТипУрок


Практико-ориентировочный проект «Оксиды на службе у человека».

  • Предмет: химия, МХК, история искусства.

  • Класс: 9 (профиль – архитектурный).

  • Характер проекта: межпредметный.

  • Тип проекта: практико-ориентировочный.

  • Методы: метод проекта, метод сотрудничества.

  • Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально.

  • Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации)

  • Средства обучения:таблицы, схемы, презентации, подготовление учащимися.

  • Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.


Урок 2. Защита творческих проектов по теме «Оксиды и их применение»

  • Цель урока:

  • 1. Обобщить и углубить знания:

    • - о строении, физических и химических свойствах оксидов.
    • - о широком спектре практического применения оксидов.
    • 2. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением
  • веществ и их свойствами.

  • 3. Используя межпредметные связи, формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.

  • 4. Развивать у учащихся образное, критическое мышление, способность к рефлексии.



Ход урока

  • Организационный этап – 2 мин.

  • Актуализация знаний – 3 мин. Повторение классификации, физических и химических свойств оксидов (фронтальный опрос).

  • Мотивация к применению знаний – 3 мин. Теоретическая и практическая значимость химических знаний.

  • Применение знаний. Защита проектов по направлениям. Ответы на вопросы оппонентов.

  • Контроль усвоения знаний. Дифференцированный тест

  • Домашнее задание



Проект информационный. «От старинного названия к современному».

  • Во все времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище. Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни.

  • Самые первые рисунки выполнены древнейшим красителем – сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкая были известны мел и охра.

  • Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь, потом к ним добавились также свинцовые белила, сурик, умбра.

  • Все эти названия старинные, они несут на себе отпечаток не одного столетия. Основу многих пигментов (от лат. pigmentum – краска) составляют оксиды металлов – Fe, Zn, Pb, Ni, Cu и т.д.





Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца (II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца (II) – соединения черного цвета.

  • Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца (II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца (II) – соединения черного цвета.





В основе старения краски лежат химические свойства свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца: Pb3(OH)2(CO3)2. Под действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращаются в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели:

    • В основе старения краски лежат химические свойства свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца: Pb3(OH)2(CO3)2. Под действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращаются в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели:
    • Pb3(OH)2(CO3)2 + 3H2S = 3PbS + 4H2O + 2CO2
    • чёрный осадок


Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины становится совсем другим.

  • Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины становится совсем другим.

  • Обычный пероксид водорода позволяет перевести сульфид свинца черного цвета в сульфат свинца белого цвет

  • PbS ↓ + 4H2O2 = PbSO4 ↓ + 4H2O



Cвинцовые белила под действием сероводорода темнеют.





Какие химические процессы лежат в основе наблюдаемых явлений?

    • Какие химические процессы лежат в основе наблюдаемых явлений?
    • Попробуем решить и эту проблему. Прежде всего, нужно понять, что собой представляет «селитряная» кислота.
    • Сразу приходит на ум название «чилийская селитра», залежи которой находятся в Чили (это вспомнили географию).
    • Чилийская селитра – это соль азотной кислоты, то есть нитрат натрия. Следовательно, «селитряной кислотой» может быть только азотная кислота.


    • Серебро реагирует с азотной кислотой с образованием нитрата серебра:
    • Ag + 2HNO3  AgNO3 + NO2 + 2H2O
    • Раствор нитрата серебра является бесцветным. Если нарисовать цветы таким раствором на белой шелковой ткани, то рисунок будет бесцветным.
    • Под стеклянным колоколом сжигаем серу:
    • S + O2 = SO2 образуется оксид серы (IV), который обладает восстановительными свойствами. Что же может произойти с рисунком?


SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO

  • SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 + NO

  • 2AgNO3 + H2SO4 = Ag2SO4 + 2HNO3





Выпадение кислотных дождей в настоящее время стало широко распространенным явлением и привело к существенному изменению экологии целых регионов.

  • Выпадение кислотных дождей в настоящее время стало широко распространенным явлением и привело к существенному изменению экологии целых регионов.



Дождевая вода в естественных условиях нейтральна или имеет слабокислый характер (слабоминерализованные осадки, находящиеся в равновесии с углекислым газом при его средних концентрациях в атмосфере, имеют pН 5,6).B последние годы среднегодовые значения pН осадков достигли значения 4,1-4,3. В промышленных районах кислотность дождевой воды еще выше.

  • Дождевая вода в естественных условиях нейтральна или имеет слабокислый характер (слабоминерализованные осадки, находящиеся в равновесии с углекислым газом при его средних концентрациях в атмосфере, имеют pН 5,6).B последние годы среднегодовые значения pН осадков достигли значения 4,1-4,3. В промышленных районах кислотность дождевой воды еще выше.



В результате выпадения кислотных дождей ухудшаются питательные свойства почвы и продуктивность сельскохозяйственных растений, разрушаются не только металлические конструкции и сооружения (усиливается коррозия), но и многие исторические памятники.

  • В результате выпадения кислотных дождей ухудшаются питательные свойства почвы и продуктивность сельскохозяйственных растений, разрушаются не только металлические конструкции и сооружения (усиливается коррозия), но и многие исторические памятники.

  • Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой, состоящей из смеси гидроксида бария и карбамида.

  • Проверьте эффективность защитной пасты на опыте. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество? Экспериментально подтвердите свои предположения.



Памятники из мрамора, известняка, гранита, гипса, под действием физических и химических агентов окружающей среды постепенно разрушаются. В результате этих воздействий появляется пористость верхнего слоя, трещины.

  • Памятники из мрамора, известняка, гранита, гипса, под действием физических и химических агентов окружающей среды постепенно разрушаются. В результате этих воздействий появляется пористость верхнего слоя, трещины.

  • Особенно реакционно-способны к карбонатным соединениям: SO2, NO2,HCl, CO2.



***

  • ***

  • Реставрация памятников включает в себя прежде всего снятие загрязнений, укрепления трещин и защита от дальнейших разрушений.

  • Для отчистки от грязи используют трилон Б, антисептик, воду. Для удаления пятен ржавчины используют щавелевую, плавиковую, лимонную кислоты.

  • Для укрепления трещин и пор используют флюатирование:

  • MgSiF6 + 2CaCO3 = 2CaF2 + MgF2 + SiO2 + CO2

  • Для предохранения скульптур от атмосферных воздействий применяют различные пасты.





Образуется нерастворимый карбонат бария в виде тонкой взвеси.

  • Образуется нерастворимый карбонат бария в виде тонкой взвеси.

  • В составе кислотных осадков наряду с другими веществами входит и серная кислота H2SO4 .

  • В результате взаимодействия карбоната бария с серной кислотой образуется осадок сульфата бария, который не растворяется в кислотах и защищает мрамор от дальнейшего разрушения:

  • ВаСО3 + H2SO4 = BaSO4 + Н2СОз





Резюме:

  • Резюме:

  • На уроке мы рассмотрели один из важнейших классов соединений «Оксиды», который, как мы убедились играет значительную и многообразную роль в нашей повседневной жизни, в художественном творчестве, строительстве, в различных отраслях промышленности, в экологии.

  • Метод проекта позволил учащимся приобрести опыт сотрудничества в группе, позволил расширить кругозор по данной теме, проявить самостоятельность и творческое применение знаний для решения конкретных проблем окружающей действительности.