|
«Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций» План-конспект урока по учебнику «ХИМИЯ 8 КЛАСС » Авторы: О.С. Габриелян
Тема: «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»
Технологическая карта урока.
Предмет, класс,
дата проведения
| Химия, 8 класс,
3.02.15 . МБУ СОШ №13
| Учитель
| Алексеева Галина Ивановна
| Тема урока,
№ урока по теме,
| Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций.
Тема: Изменения, происходящие с веществами, урок № 36
| Цель урока
| формирование знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, умений применять закон сохранения массы для решения задач; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.
| Задачи урока
| обучающие
| развивающие
| воспитательные
| экспериментально доказать закон сохранения массы веществ.
на основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ.
| развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;
развивать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами,
развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
| продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуры работы в лаборатории, общества, на примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.
| Тип урока:
| урок формирования знаний, умений, навыков.
| Используемые
технологии
| технология проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные технологии.
| Используемые учебники
| Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М., Дрофа, 2013
| Используемое оборудование и реактивы:
| компьютер, проектор, экран, весы с разновесами, химические стаканы, пробирки,
CuSO4, NaOH, Cu(OH)2. HCl, фенолфталеин, CaCO3, H2SO4
|
Организационная структура урока
Этапы урока
| Время, мин
| Содержание учебного материала
| Методы, приемы и технологии
обучения
| Деятельность учителя
| Деятельность
учеников
| Организацион
ный
момент
| 1-2
| Организация учащихся на усвоение новых знаний.
| Здоровье -сберегающие
| Напоминание учащимся, как сидеть во время работы за партой, чтобы сохранить здоровье, красоту тела, повысить работоспособность.
| Управляют своим поведением и деятельностью
| Актуализация
знаний
| 3
| Активизировать ранее изученные понятия «физические и химические явления, химическая реакция», разграничить эти понятия, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала. определить цели и задачи урока.
| Дидактичес
кая задача
Компьютер
ные технологии
Игровые технологии
| Совсем недавно вы начали открывать для себя новую науку – химию. Давайте вспомним вместе, что такое химия?
Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы. Какие это группы?
Давайте вспомним с вами, чем одни явления отличаются от других и приведем примеры Что такое физическое явление?
Что такое химическое явление?
| Высказывают свою точку зрения и аргументируют её.
Химия – наука о веществах и их превращении.
Физическое явление -это явление которое сопровождается изменением формы или агрегатного состояния вещества
Химическое явление – превращение одних веществ в другие.
Игра «Крестики — нолики». Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления
(Приложение 1)
| Постановка
проблемы
| 4
| Проблемная задача ставится в форме демонстрационного опыта:
в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) и гидроксида калия
и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) и раствор сульфата калия Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2?
| Проблемное обучение
Здоровье -сберегающие
|
Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук. Совместно с учеником проводит опыт, соблюдая технику безопасности.
| Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Строят логические цепи рассуждений
Повторяют технику безопасности
Ученик проводит опыт По одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета
| Изучение
нового
материала
| 18
| Решение проблемной задачи - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Правила подбора коэффициентов в уравнениях химических реакции, используя алгоритм.
| Компьютер
ные технологии
Информационные технологии
| Организует обсуждение результатов.
Вспомним, что представляют собой химические реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения?
Что происходит с веществами во время химических реакций?
Из чего состоят вещества?
К какому результату мы пришли опытным путем?
Данное утверждение является законом сохранения массы веществ.
(Формулировка на слайде)
К такому же выводу еще в 18 веке независимо друг от друга пришли русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и француз Антуан Лавуазье. Зная закон сохранения массы веществ, мы с вами можем отражать суть химических реакций с помощью химических формул
Составляет уравнения реакции
и объясняет алгоритм действий
(приложение 3)
| формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
составляют план и последовательность действий
Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.
Вывод: Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции
записывают формулировку закона в тетрадь сообщения учащихся о
А.Лавуазье и
М. В. Ломоносове.
(Приложение 2)
записывают уравнения в тетрадь
| Закрепление
нового
материала
| 8
| Лабораторные опыты с целью доказательства закона
|
| Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и определим признаки химических реакций
| Выполняют учебно-познавательные действия
Один ученик проводит реакции, а другой ученик у доски составляет уравнение химической реакции
Называют признаки химических реакции
| Подведение
итогов
Домашнее задание
| 2
| Подведение
итогов
Записывается на доске и комментируется
домашнее задание.
|
| Организует обсуждение результатов,
оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание
| Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели
| Рефлексия
| 3
| Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
| - Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?
- Где мы сможем применить полученные сегодня знания?
- Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?
Что осталось непонятным?
- Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?
| Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.
|
Используемая литература:
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. - М. - :Прсвещение, 2011.-44с. -(Стандарты второго поколения)
https://sites.google.com/site/konstruktorurokovtehkarta/konstruktory-urokov-tehnologiceskaa-karta Приложение 1
Совместно с учителем ученик показывает опыты в пробирках.
Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно появляются на слайде.
- образование осадка ( CuSO4 и NaOH)
- растворение осадка ( Cu(OH)2 и HCl)
- изменение окраски (NaOH и фенолфталеин)
- выделение газа ( CaCO3 и H2SO4)
- выделение тепла, света (реакция горения)
Приложение 2
Экспериментальный метод в химии начал широко использоваться после исследований Р. Бойля в 17 в. Английский естествоиспытатель прокаливал металлы в незапаянных сосудах – ретортах и обнаружил, что после прокаливания масса металла становилась больше.
Основываясь на этих опытах, он не учитывал роль воздуха и сделал неправильный вывод, что масса веществ в ходе химических реакций изменяется.
М.В. Ломоносов, в отличие от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется воздух (кислород в то время не был еще открыт). Но Ломоносов не опубликовал результаты своих исследований.
В 1774 г. опыты Р. Бойля повторил А. Лавуазье с совершенно такими же результатами, как и Ломоносов. Но он сделал новое, очень важное, наблюдение, а именно, что только часть воздуха запаянной реторты соединилась с металлом и что увеличение веса металла, перешедшего в окалину, равно уменьшению веса воздуха в реторте. Вместе с тем часть металла осталась в свободном виде.
Таким образом, независимо друг от друга, М.В. Ломоносов и А. Лавуазье подтвердили справедливость предположения о сохранении массы веществ в результате химической реакции.
Это предположение стало законом лишь после десятилетнего исследования немецкого химика Г. Ландольта в начале 20 века.
Сегодня закон сохранения массы веществ формулируется так:
Масса веществ, участвующих в реакции, равна массе продуктов реакции.
Приложение 3
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.
1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.-наименьшее общее кратное.
3. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.
4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.
5. Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ). |
|
|