Главная страница

«Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»



Скачать 106.61 Kb.
Название«Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»
О.С. Габриелян
Дата15.03.2016
Размер106.61 Kb.
ТипУрок

План-конспект урока по учебнику «ХИМИЯ 8 КЛАСС » Авторы: О.С. Габриелян

Тема: «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

Технологическая карта урока.

Предмет, класс,

дата проведения

Химия, 8 класс,

3.02.15 . МБУ СОШ №13

Учитель

Алексеева Галина Ивановна

Тема урока,

урока по теме,

Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций.

Тема: Изменения, происходящие с веществами, урок № 36

Цель урока

формирование знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, умений применять закон сохранения массы для решения задач; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

экспериментально доказать закон сохранения массы веществ.

на основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ.

 развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;

развивать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами,

развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуры работы в лаборатории, общества, на примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.

Тип урока: 

урок формирования знаний, умений, навыков.

Используемые

технологии

технология проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные технологии.

Используемые учебники

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М., Дрофа, 2013


Используемое оборудование и реактивы: 

компьютер, проектор, экран, весы с разновесами, химические стаканы, пробирки,

CuSO4, NaOH, Cu(OH)2. HCl, фенолфталеин, CaCO3, H2SO4



Организационная структура урока


Этапы урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы,
приемы и технологии

обучения

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организацион

ный

момент

1-2

Организация учащихся на усвоение новых знаний.

Здоровье -сберегающие

Напоминание учащимся, как сидеть во время работы за партой, чтобы сохранить здоровье, красоту тела, повысить работоспособность.


Управляют своим поведением и деятельностью


Актуализация

знаний

3


Активизировать ранее изученные понятия «физические и химические явления, химическая реакция», разграничить эти понятия, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала. определить цели и задачи урока.

Дидактичес

кая задача

Компьютер

ные технологии

Игровые технологии

Совсем недавно вы начали открывать для себя новую науку – химию. Давайте вспомним вместе, что такое химия?

Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы.  Какие это группы?

Давайте вспомним с вами, чем одни явления отличаются от других и приведем примеры
Что такое физическое явление?

Что такое химическое явление?

Высказывают свою точку зрения и аргументируют её.

Химия – наука о веществах и их превращении.

Физическое явление -это явление которое сопровождается изменением формы или агрегатного состояния вещества

Химическое явление – превращение одних веществ в другие.

Игра «Крестики — нолики». Следует указать выигрышный путь, который составляют только химические явления

(Приложение 1)

Постановка

проблемы

4

Проблемная задача ставится в форме демонстрационного опыта:

в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) и гидроксида калия

и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) и раствор сульфата калия Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2?

Проблемное обучение


Здоровье -сберегающие


Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук.
Совместно с учеником проводит опыт, соблюдая технику безопасности.


Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Строят логические цепи рассуждений


Повторяют технику безопасности

Ученик проводит опыт
По одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета



Изучение

нового

материала

18

Решение проблемной задачи - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Правила подбора коэффициентов в уравнениях химических реакции, используя алгоритм.

Компьютер

ные технологии


Информационные технологии

Организует обсуждение результатов.

Вспомним, что представляют собой химические реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения?

Что происходит с веществами во время химических реакций?

Из чего состоят вещества?

К какому результату мы пришли опытным путем?

Данное утверждение является законом сохранения массы веществ.

(Формулировка на слайде)

К такому же выводу еще в 18 веке независимо друг от друга пришли русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и француз Антуан Лавуазье.
Зная закон сохранения массы веществ, мы с вами можем отражать суть химических реакций с помощью химических формул

Составляет уравнения реакции

и объясняет алгоритм действий

(приложение 3)


формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

составляют план и последовательность действий

Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся приходят к следующему выводу: m1=m2, так как  атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.

Вывод: Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции

записывают формулировку закона в тетрадь
сообщения учащихся о

А.Лавуазье и

М. В. Ломоносове.

(Приложение 2)

записывают уравнения в тетрадь

Закрепление

нового

материала

8

Лабораторные опыты с целью доказательства закона




Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и определим признаки химических реакций

Выполняют учебно-познавательные действия

Один ученик проводит реакции, а другой ученик у доски составляет уравнение химической реакции

Называют признаки химических реакции


Подведение

итогов

Домашнее задание

2

Подведение

итогов

Записывается на доске и комментируется

домашнее задание.




Организует обсуждение результатов,

оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание



Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели


Рефлексия

3

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.




- Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

- Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

- Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?

Что осталось непонятным?

- Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.


Используемая литература:

Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений - 2-е изд., дораб.- М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., дораб. - М. - :Прсвещение, 2011.-44с. -(Стандарты второго поколения)

https://sites.google.com/site/konstruktorurokovtehkarta/konstruktory-urokov-tehnologiceskaa-karta
Приложение 1

Совместно с учителем ученик показывает опыты в пробирках.

Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно появляются на слайде.

- образование осадка ( CuSO4 и NaOH)

- растворение осадка ( Cu(OH)2 и HCl)

- изменение окраски (NaOH и фенолфталеин)

- выделение газа ( CaCO3 и H2SO4)

- выделение тепла, света (реакция горения)


Приложение 2

Экспериментальный метод в химии начал широко использоваться после исследований Р. Бойля в 17 в. Английский естествоиспытатель прокаливал металлы в незапаянных сосудах – ретортах и обнаружил, что после прокаливания масса металла становилась больше.

Основываясь на этих опытах, он не учитывал роль воздуха и сделал неправильный вывод, что масса веществ в ходе химических реакций изменяется.

М.В. Ломоносов, в отличие от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется воздух (кислород в то время не был еще открыт). Но Ломоносов не опубликовал результаты своих исследований.

В 1774 г. опыты Р. Бойля повторил А. Лавуазье с совершенно такими же результатами, как и Ломоносов. Но он сделал новое, очень важное, наблюдение, а именно, что только часть воздуха запаянной реторты соединилась с металлом и что увеличение веса металла, перешедшего в окалину, равно уменьшению веса воздуха в реторте. Вместе с тем часть металла осталась в свободном виде.

Таким образом, независимо друг от друга, М.В. Ломоносов и А. Лавуазье подтвердили справедливость предположения о сохранении массы веществ в результате химической реакции.

Это предположение стало законом лишь после десятилетнего исследования немецкого химика Г. Ландольта в начале 20 века.

Сегодня закон сохранения массы веществ формулируется так:

Масса веществ, участвующих в реакции, равна массе продуктов реакции.

Приложение 3

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.

1.   Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2.   Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.-наименьшее общее кратное.

3.  Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.

4.  Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.  Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).