|
Внеклассное мероприятие «Химия в моей будущей профессии» Внеклассное мероприятие
«Химия в моей будущей профессии» Пояснительная записка.
Современному обществу необходимы специалисты, обладающие высоким профессионализмом и способные осуществлять самостоятельную деятельность разных видов. Следовательно, фундаментальная подготовка специалистов включает формирование прочных знаний, умений и навыков, необходимых для решения производственных задач, ответственного отношения деятельности, развитие потребности в самообразовании.
Образовательный процесс в учебных заведениях предполагает развитие личности студентов, их способностей и интересов, между которыми существует тесная взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно-познавательной деятельности, которая стимулируется мотивами и интересом к дисциплине.
Практика обучения химии показывает, что большой интерес у студентов вызывают глобальные, социально и личностно значимые проблемы и, конечно же, вопросы, касающиеся профессиональной подготовки.
Между техническими объектами и законами природы существует многосторонняя взаимосвязь. Но явления и законы естествознания служат предметом изучения общеобразовательных дисциплин, а технические объекты, технологические процессы – общетехнических и специальных. Именно поэтому важнейшей характеристикой обучения химии стали его профессиональная направленность, интеграция со специальными дисциплинами.
В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Химия в моей будущей профессии» Цель мероприятия: Активизировать интерес студентов к химии; показать взаимосвязь химии с их будущей профессиональной деятельностью.
Задачи:
Образовательная: формирование химических знаний студентов; расширение их кругозора за счет межпредметных связей со специальными дисциплинами.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, взаимовыручки, общительности, коммуникативности.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Метод урока: игра.
Оборудование, наглядные пособия: Магнитофон, фотоаппарат, мультимедийное оборудование; карточки с заданиями, стенгазеты, Продолжительность проведения: 45 мин.
Участники: студенты I курса. Этапы выполнения мероприятия:
Подготовка
Из студентов первого курса разных групп создаются три команды по шесть человек. Первую команду «Механики» представляют студенты групп 11эр и 12эр, вторую - «Строители» - студенты групп 11сз и 11 сзо, третью - «Мостостроители» - студенты группы 11см. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия.
Готовим комплекты вопросов и заданий для каждого конкурса и мультимедийную презентацию, а также сценку, которая будет показана в конце мероприятия.
Каждая команда за месяц до мероприятия получает следующие задания:
1) придумать девиз;
2) подготовить презентацию и стен.газету по теме «Химия в моей будущей профессии».
2. Проведение
Мероприятие «Химия в моей будущей профессии» проводится в кабинете химии и экологии, в котором для каждой команды ставим стол, готовим бумагу, ручки. Кабинет украшается шарами, стенгазетами.
Находчивость и смекалку команд оценивает жюри, которое информирует об итогах конкурсов, определяет и награждает победителей. В его состав приглашаются преподаватели химии и специальных дисциплин. Обучающее значение внеклассного мероприятия значительно усиливается, когда жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет зрителям, какие неточности допустили участники при ответе. Такую информацию, как правило, внимательно выслушивают и хорошо воспринимают все присутствующие студенты.
Анализ
Подведение итогов.
План мероприятия:
1. Представление команд
2. Конкурс стенгазет
3. Зашифрованное послание
4. Конкурс капитанов
5. Конкурс «Ребусы»
6. Конкурс «Черный ящик»
7. Конкурс презентаций
Сценарий мероприятия.
Вступительное слово преподавателя: Добрый день! Человек в своей жизнедеятельности, даже далекой от химии и химической технологии, постоянно соприкасается с химическими веществами и материалами, полученными на их основе. Повсюду нас окружает бесчисленное множество продуктов химической промышленности. Химические вещества и их композиции использует работник сельского хозяйства, медик, строитель и механик. Приготовление пищи или напитков, обычная стирка практически всегда являются химическими процессами. Поэтому любому грамотному человеку необходимо иметь представление о химических веществах, с которыми он встречается, или о химической сущности процессов, которые он, не задумываясь, осуществляет в повседневной практике или в своей профессиональной деятельности.
Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «Химия в моей будущей профессии». Я надеюсь, что вы расширите свои знания и сможете по-новому взглянуть на химию, через призму своей будущей профессиональной деятельности.
Состязаться будут три команды: «Мостостроители», «Строители», «Механики». Они заранее получили задание подготовить девиз, презентацию и стен.газету.
А оценивать работу команд на протяжении всех конкурсов будет наше многоуважаемое и справедливое жюри, в состав которого входят… (преподаватель представляет членов жюри)
1. Представление команд.
Каждая команда должна представить себя: название, девиз, капитан команды.
Максимальное количество баллов - 2 балла. 2. Конкурс стенгазет
Жюри оценивает стенгазеты, подготовленные командами заранее, учитывая эстетическое оформление, информативность, занимательность, соответствие теме.
Максимальное количество баллов - 3 балла.
Пока жюри оценивает работу команд мы начинаем следующий конкурс. 3. Зашифрованное послание
В адрес участников турнира пришло зашифрованное химическим способом послание. Весь текст за редким исключением записан символами химических элементов. Чтобы расшифровать послание вы должны выписать первые буквы русских названий соответствующих химических элементов. Ш Y Rn Os K Os Pt Ra Os S Ti Rb N Eu Te Hs I Mg Y Я Ru U Si I Se W Os I Bi Db Eu Li Ar Ч Eu La Os Bi Eu Ч Еu S Co I Eu (Ответ: Широко простирает химия руки свои в дела человеческие)
Первая команда, правильно выполнившая это задание, получает 5 баллов, вторая – 4 балла, третья – 3 балла.
Это высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова будет девизом нашего сегодняшнего мероприятия.
Пока команды расшифровывают послание, преподаватель играет со зрителями (разгадывают ребусы). Каждый правильный ответ болельщика приносит один балл его команде.
Ребусы для болельщиков (Ответ – никель)
Применяется в качестве покрытия для защиты железа от коррозии. Добавка никеля придает, стали вязкость, механическую прочность и коррозионную стойкость. Такие стали используются для изготовления турбин электростанций и реактивных двигателей, деталей, работающих при высоких температурах.
(Ответ – мышьяк)
Применяют в составе сплавов и для получения полупроводниковых материалов.
(Ответ – марганец)
Придает, стали твердость, механическую прочность, устойчивость против ударов и трений. Из такой стали изготавливают детали дробильных установок, железнодорожные рельсы, зубья ковшей экскаваторов.
(Ответ – азот)
Применяется в качестве инертной среды в химических и металлургических процессах; при сварке металлов.
(Ответ – гелий)
Используют как инертную среду для дуговой электросварки. Большие количества гелия применяют в дыхательных смесях для работ под давлением (например, при создании подводных тоннелей и сооружений). Гелий используют также для наполнения летательных устройств. 4. Конкурс капитанов.
А сейчас мы проверим капитанов команд на смекалку и сообразительность. Капитаны выбирают карточку с загадкой и разгадывают ее. Причем они должны будут назвать химический элемент и привести пример использования данного элемента или его соединений в своей будущей профессиональной деятельностью. Правильный ответ оценивается в 4 балла.
Карточка №1.
Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть,
Если «Л» на «Д» заменят,
То металлом окажусь.
(Ответ: мель – медь)
Карточка №2.
Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас!
(Ответ: углерод)
Карточка №3.
Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь «самолетный металл»,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
(Ответ: алюминий)
5. Конкурс «Ребусы»
Каждая команда получает карточку с ребусом, который она должна разгадать. Правильный ответ оценивается в 3 балла + 1 балл за скорость выполнения.
(Ответ – кремний)
Соединения кремния используют для производства строительных материалов, которые составляют основу силикатной промышленности - стекла, керамики, цемента, фарфора, силикатного кирпича.
(Ответ – углерод)
Графит применяют для изготовления огнеупорных материалов, электродов, смазок, карандашей, красок, наполнителей пластических масс. Сажа используется как наполнитель в производстве резины, в качестве пигмента при изготовлении черных красок. Технические алмазы применяют для изготовления резцов, сверл, фрез, шлифпорошков, буровых долот. (Ответ – аргон) Используют как инертную среду для дуговой электросварки. Продувкой аргона через жидкую сталь из нее удаляют газовые включения, что улучшает свойства металла.
Пока команды выполняют задания, болельщики разгадывают ребусы, принося дополнительные баллы своей команде. Ребусы для болельщиков
(Ответ – цинк) Обладает высокой коррозионной стойкостью, поэтому служит для оцинковывания различных стальных изделий. На основе цинковой пыли изготавливают краску, которая отлично предохраняет от коррозии металлические мосты, пролеты заводских цехов и другие крупногабаритные изделия из металла, придавая им серый цвет.
(Ответ – ванадий) Придает, стали высокую прочность, упругость и устойчивость к ударам. Используется для изготовления деталей автомобилей, тракторов и других машин, подвергающихся при работе ударам.
(Ответ – вольфрам) Самый тугоплавкий металл. Придает стали твердость, жаропрочность, износоустойчивость. Применяют для изготовления быстрорежущих инструментов, пил, фрез, нитей электрических ламп. Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает о свойствах лекарственных растений названия, которых звучат в названиях команд.
Пока жюри оценивает работу команд, преподаватель рассказывает об интересных особенностях некоторых животных. 6. Конкурс «Черный ящик».
В черном ящике находятся три предмета. Каждая команда поочередно выбирает себе карточку с заданием. Время на размышление 1 минута. Если команда не может ответить на свой вопрос, право ответа переходит к другим командам, а затем к болельщикам. Оцениваются правильные ответы соответственно 3 балла, 2 балла и 1 балл.
Карточка №1.
Участники второй экспедиции Колумба в Америку в 1496 г, вернувшись в Европу, рассказали, как индейцы острова Гаити играют в мяч. Индейские мячи, ударившись о землю, высоко подскакивали и прыгали. Они были совершенно не похожи на тряпичные и кожаные мячи европейцев. Вещество, которое лежит в черном ящике, получают путем вулканизации того соединения, которое индейцы использовали в качестве мяча. Это вещество обладает исключительной пластичностью и прочностью, поэтому широко применяется в производстве транспорта и в строительстве.
(Ответ – резина)
Карточка №2.
Это вещество представляет собой тяжелую маслянистую жидкость. Нет другого представителя данного класса, который был бы нужнее и применялся бы чаще, чем это вещество. Оно необходимо для получения синтетических волокон, удобрений, красителей, взрывчатых веществ, медикаментов, ядохимикатов, моющих средств. В больших количествах это вещество используют в свинцовых аккумуляторах.
(Ответ – серная кислота)
Карточка №3.
История цивилизации неразрывно связана с этим металлом. В древности у некоторых народов этот металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из этого металла, причем нередко в золотой оправе. Постепенно, по мере развития металлургии, этот металл становился доступнее и дешевле. И все же еще сравнительно недавно многие отсталые народы готовы были платить за него огромную цену. Известный английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук рассказывал об отношении к этому металлу туземцев Полинезийских островов: «…Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; он всегда был для них самым желанным, самым драгоценным товаром».
(Ответ – железо)
Жюри объявляет оценки за этот и предыдущие конкурсы. 7. Конкурс презентаций.
Каждая команда представляет подготовленную заранее презентацию на тему «Химия в моей будущей профессии».
Жюри оценивает презентации, учитывая их эстетическое оформление, информативность, соответствие теме, а также выступления докладчиков.
Максимальное количество баллов – 5баллов.
В конце мероприятия пока жюри подводит окончательные итоги студенты показывают сценку о роли химии в будущей профессиональной деятельности. Сценка.
Действие первое
Ведущий. 1 сентября. ВГКСМГС. Два студента первого курса у расписания.
Строитель. Представляешь, и здесь химия, кошмар какой-то. В школе она меня достала, а теперь еще и здесь. Я мосты собираюсь строить, а не новые вещества открывать.
Механик. (Смеялся над строителем и вдруг разглядел в расписании, что у него тоже химия) Нет, ну ты посмотри, что творится! В среду после физкультуры химия. Да для меня химия дремучий лес. Я будущий механик, мне она вообще ни к чему.
Ведущий. Они ругали химию и не подозревали, что последствия такого легкомысленного отношения к этой науке могут быть весьма плачевными. Этой ночью им всем приснились необычные сны …
Действие второе
На сцену выходит тетка, которая будет принимать документацию на будущий мост, за ней строитель с документами.
Тетка. Так, Роман Иванович, давайте сюда ваш проект, накладные и всю остальную документацию. И быстрее, пожалуйста, у меня очень мало времени. Так, так, … а это что такое? А какие материалы вы предлагаете брать для строительства моста, каков состав бетонной смеси? Чем будем защищать мост от коррозии? Где это все? Где?
Строитель. Ой, простите, Валентина Федоровна, я так торопился сдать проект, что видимо пропустил.
Тетка. Ладно, Роман Иванович, садитесь и доработайте свой проект. Я скоро вернусь.
Строитель. Какие материалы? А кто его знает? Эх, говорили мне: «Химию учи!» Ладно, вспомним металлы. Так, какие я знаю металлы? А, вспомнил, алюминий! Так и напишем. Состав бетонной смеси … Ну пусть будет такой.
Возвращается тетка и строитель отдает ей свой проект. Вместе уходят.
Ведущий. 26 ноября 2010 года мост был сдан.
Двое держат ленточку, строитель ее разрезает, его поздравляют.
Ведущий. 27 ноября 2010 года мост рухнул. (Звук обрушения)
Ведущий. 28 ноября 2010 года камера местного СИЗО.
Двое держат картинку с решеткой перед Строителем и все вместе уходят.
Действие третье
Ведущий. А в это время Механику тоже снился сон.
Механик делает вид, что смешивает бензин и спирт. В это время к нему подходит друг.
Друг. Здорово. Чем занимаешься?
Механик. Здорово. Да вот мне один приятель рассказал, что можно смешать бензин и спирт и машина на 94 будет летать как на 97. Он мне там еще про октановое число какое-то и многое другое рассказывал. Но я не понял. Ты же знаешь, как я химию учил.
Друг. Ну, а может, какая-то пропорция должна быть?
Механик. А ерунда. Я на глаз всегда ориентируюсь. Ну что поехали, прокачу?
Друг. Нет. Я, пожалуй, лучше со стороны посмотрю.
Звук захлопывающейся двери, отъезжающей машины, авария. Механик появляется на сцене с гипсом.
Друг. Ну что долетался?..
Действие четвертое
Ведущий. Мораль сей сценки такова:
Строитель. Не важно химик ты, строитель,
Механик. Или простой автолюбитель.
Ведущий. Наука химия важна!
Все вместе. И в жизни каждому нужна!
Список использованной литературы: 1. Пан Н.В. Химия в профессии: интеграция со специальными дисциплинами. // Химия в школе. 2010 №1.
2. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. – М.: Глобус, 2007.
3. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг 2000 г. |
|
|