|
Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Презентация на тему
«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
(из опыта работы)
Слайд № 2
МБДОУ № 1 «МАЛЫШ» Ярош Алла Александровна
Воспитатель высшей категории
Слайд № 3 (актуальность) В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция. Всё это, а так же неуклонный рост числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи привели нас к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь. Поэтому мы, с Ольгой Александровной Зикеевой, решили использовать фольклор для развития речи детей раннего возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.
Слайд № 4 - Цель
Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество
Слайд № 5-Задачи
- развивать активную речь детей
- показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
- сформировать у детей интерес к устному народному творчеству;
- обогатить словарный запас детей; Слайд №6 Виды устного народного творчества
Слайд № 7
В адаптационный период использовали потешки:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду
Красно яблочко в саду. Слайд № 8
Потешки мы включали во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана
И я сам теперь умею
Вымыть личико и шею С пестушками приступаем к приёму пищи.
Травка – муравка
со сна поднялась.
Птичка – синичка
за зерно взялась.
Зайка за капусту,
Мышка за корку,
Детки за молочко. Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот! Слайд № 9
Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать. Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
Слайд № 11
Они же помогают нам весело одеться на прогулку или после сна.
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два Слайд № 11
Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками
Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет интереса, радости, желания повторить еще и еще. Большие ноги шли
Шли по дороге
Т-о-о-п, т-о-о-п, т-о-о-п.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик буду Я,
Вот и вся моя семья. Слайд № 12
Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
Через народный фольклор мы знакомили детей с домашними животными. Дети с удовольствием пели песенки и рассказывали стихи про «Собачку Жучку, «Бобика», «Жили у бабуси» и др.. Слайд № 13
Заклички и народные игры помогали нам весело провести прогулку
Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:
Солнышко – вёдрышко
Выгляни в окошко
Твои детки плачут
По камушкам скачут. Слайд № 14
На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит. И здесь большое значение мы уделяем книге, знакомим со сказкой, рассматриваем картины и иллюстрации. Слайд № 15
Мы также младшей группе решили использовать народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности. Слайд № 16
Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «У Маланьи», «Пузырь», «Карусель», и др. Слайд № 17
Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.
Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации. Слайд № 18
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Слайд №19
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого
В помощь родителям нами были подготовлены консультации: «Развитие активной речи детей. Что значит развивать речь детей?», «Дети любят потешки», «Книга в жизни ребенка», и др. Слайд №20
Для развития словаря рекомендуем:
1.Родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.
2. Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.
3. Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне: Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?
4. Использовать игровые упражнения «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».
5. Советуем разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.
6. Проводим родительские собрания вместе с детьми, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.
7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях. Слайд № 21
Папка раскладушка «Артикуляционная гимнастика»
У нас есть также картотека по звукопроизношению, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и подборка народных и хороводных игр.
Слайд № 22
Вывод:
Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь, учим детей ориентировке в пространстве давали понятие о временных представлениях, величине, цвете.
Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи.
Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.
Конечно, в своей работе мы пока не смогли охватить все виды народного творчества. Но в дальнейшем мы будем продолжать эту работу по развитию речи детей.
Слайд № 23
Литература
1.Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова
раздел «Развитие речи детей через народное творчество».
2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.
4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва
5. Хрестоматия для маленьких.
6. Песенки, потешки для детей младшего возраста. Слайд № 24 Спасибо за внимание! |
|
|