Главная страница


Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике



Скачать 71.87 Kb.
НазваниеПрименение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике
Дата08.04.2016
Размер71.87 Kb.
ТипДокументы

А.Л. Ламкина

МКОУ «Гавриловская СОШ», Суздальский район

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Во многих странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи. Широко использовались для тех же целей учебные радиопередачи. Существовал такой опыт, правда, не очень успешный, и в нашей стране в системе школьного образования. Широкого распространения эта практика не получила.

Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет уже успешно решает дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

По мнению Е.С. Полат «дистанционное обучение – это специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Любая форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано».[4]

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модернизации системы российского образования. Дистанционные образовательные технологии — это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.

Сегодня можно выделить следующие направления дистанционного обучения школьников:

  • углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;

  • подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

  • дополнительное образование по интересам;

  • подготовка школьников к экзаменам.[3]

Подробнее остановимся на последнем направлении. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на экзамен?

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в ходе подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА по математике, могут быть сформулированы следующим образом:

  • Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ и календарно-тематических планирований с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ и ГИА.

  • Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

  • Необходимость дифференцированного подхода к подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Для того чтобы помочь учащимся подготовиться к успешной сдаче экзаменов, можно использовать дистанционное обучение.
Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

  • дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;

  • дистанционное обучение с использованием тренажеров;

  • дистанционное обучение с использованием вебинаров;

  • дистанционное обучение с использованием видеоуроков;

  • полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.[3]


Рассмотрим применение дистанционного обучения с использованием тренажеров и дистанционных курсов при подготовке к итоговой аттестации по математике.

В настоящее время существует множество интернет-ресурсов, предназначенных для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, но не все они качественные. Необходимо проводить тщательный отбор тех сайтов, которые можно использовать самому учителю и рекомендовать для учащихся. Очень важна, на мой взгляд, бесплатная возможность подготовки к экзаменам по математике. Рассмотрим некоторые интернет-ресурсы.

  1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике https://mathege.ru и Открытый банк заданий ГИА по математике https://mathgia.ru разработаны в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по математике, действующими учебниками и учебными пособиями. Задания, представленные на сайте, соответствуют проекту перспективной демоверсии ГИА и ЕГЭ по математике, разработанной ФИПИ. Эти сайты позволяют, в первую очередь, овладеть базовыми математическими навыками всем учащимся, обеспечивают возможности получить образование на необходимом уровне учащимся, планирующим продолжение образования в сферах, предусматривающих использование математики. Здесь можно найти отдельные задания, собранные в отдельные каталоги: по заданиям, по содержанию, по умениям. Заданий очень много, что позволяет использовать эти сайты как тренажеры. Предусмотрена возможность работать в on-line режиме. Также на сайте есть раздел, содержащий диагностические и тренировочные работы.

  2. Система СтатГрад МИОО https://statgrad.mioo.ru/sg12_13/index.htm. С помощью системы СтатГрад в текущем учебном году можно получать тексты тренировочных и диагностических работ по математике, физике, биологии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, химии, информатике, иностранному языку, географии для выявления проблемных зон в подготовке учащихся, для подготовки к ЕГЭ, ГИА-9 и другим формам итогового и промежуточного контроля. Система разработана по заданию Рособрнадзора, в настоящий момент используется более чем в 13000 образовательных учреждений России.

  3. Сайт https://uztest.ru является, по-моему мнению, одним из лучших для учителей математики. Использую его постоянно при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Работа в дистанционном режиме очень удобна для учителя и детей. Задания, получаемые через uztest.ru стараются выполнять все учащиеся независимо от уровня подготовки. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят в свой кабинет на сайте и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки. Учащимся предлагаются следующие возможности: онлайн тесты для подготовки к ЕГЭ по математике 2013 и ГИА по математике 2013, 9 класс, информация о спецификации и правилах ЕГЭ, о составе экзаменационной работы, мировой опыт проведения подобных экзаменов, демонстрационные варианты и ответы; конспекты по алгебре и геометрии; рефераты по математике.

  4. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» https://решуегэ.рф ( https://reshuege.ru) предлагает следующие возможности:

    • разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним.

    • предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа.

    • предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ 2012 года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.

    • система ведет статистику изученных тем и решенных задач.

    • сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.

  1. Одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки процесса очного обучения. Система Мооdle имеет развитую архитектуру, что позволяет разработчикам курсов вводить новые элементы курса, использовать различные системы оценок, создавать и использовать различные тестовые задания, и при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, так как в системе предусмотрена обратная связь преподавателя с учениками (как в виде форума, так и в виде чата). Одним из сайтов, созданных на базе Moodle, материалы которого можно использовать при подготовке к экзаменам, является https://uztest.com – дистанционные курсы UzTest.

На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике.

Библиографический список

      1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2006.

      2. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.

      3. Селищева С.И. Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-distancionnogo-obucheniya-dlya

      4. Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: https://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm