|
«Опыт работы по подготовке к егэ по русскому языку.»
ТЕМА: «Опыт работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.» В связи с утверждением Минобразования новой формы итоговой аттестации по русскому языку перед каждым словесником встала достаточно сложная задача – подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, не допустить «натаскивания» к аттестации и одновременно продолжить осваивать базовую программу. В ходе экзамена ученик должен продемонстрировать, насколько прочны его умения и навыки, полученные на уроках русского языка, насколько сформированы его взгляды на жизнь, насколько глубоки и самостоятельны его суждения. На это направлены все три части, составляющие основу КИМов. Более 5 лет работаю над темой самообразования «Различные формы контроля на уроках русского языка» и активно применяю на разных уровнях урока разнообразные виды тестов: альтернативные, компенсирующие и т.д.. Это позволило мне и моим ученикам, с 5 класса знакомыми с этими формами работы, безболезненно войти в подготовку к ЕГЭ. Если в начале работы над этой темой самообразования цель ставилась – систематизировать формы контроля за качеством знаний и определять эффективность системы обучения, то на новом этапе задача стала намного шире. Первая задача, которую предстояло решить – это скорректировать программу, распределить темы таким образом, чтобы к концу курса оставались резервные уроки на повторение, отработку наиболее трудного материала, на подготовку к сочинению. Последние три года с 2005-2008 в двух 10-11 классах я работала по УМК Гольцова Н.Г., Шамшина И.В.. Проанализировав материал упражнений учебника, пришла к выводу, что в нем не только представлены все базовые уровни, ведущие циклы, но и хорошо подобраны тексты на самые различные темы. А это было достаточно важным , поскольку если раньше экзамен по русскому языку и литературе проводился по конкретным темам, которые отрабатывались (хотя их и было более 300), но они были известны, то на экзамене в форме ЕГЭ ученик работает по совершенно незнакомому тексту и пишет работу так сказать «с чистого листа». Поэтому подготовка к творческой части (части С) проводилась практически на каждом уроке .
Ученики писали сочинения-миниатюры, стараясь сохранить четкую систему требований к творческой работе:
сформулировать проблему, поставленную автором
отобразить позицию автора
высказать свое мнение (согласен или нет с автором)
привести аргументы с опорой на литературный или жизненный опыт
Разнообразие текстов, которые подбирала дополнительно из разных источников (газет, научных статей, художественной литературы, философских текстов), заставляло учеников применять знания по другим учебным предметам: истории, обществознанию, биологии, литературе, музыке – с целью создания полноценного собственного рассуждения в части С.
В работе по подготовке к ЕГЭ использовались различные памятки, которые были доступны ученикам в кабинете и подготавливали их психологически
«требования к сочинению»
«как работать над ошибками в творческой части»
«правильное оформление документов»
«критерии оценки творческой части»
опорные слова
Ученики внимательно изучали памятки и при анализе работ исправляли ошибки, дополняли, изменяли написанные работы. На каждом уроке 10-15 минут отводилось на анализ работ с точки зрения грамотности, речевого оформления. Такая работа привела к тому, что учащиеся начали вдумываться в тему, осмысливать ее границы, подчинять свое сочинение определенной мысли, приобрели умение отбирать материал для работы, систематизировать его, наконец, отработали умение исправлять, переделывать, улучшать написанное. Ведь прочные знания и высокие результаты возможны тогда, когда в обучении мышление будет главенствовать над памятью. |
|
|