№ слайда
| Участники урока
| Ход урока :
|
1
| Учитель
| Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам обсудить один из важнейших процессов в органическом мире - естественный отбор.
Наш урок будет называться «Естественный отбор» в вопросах и ответах. Правило урока- Все присутствующие могут задавать друг другу вопросы и совместно искать ответы на них
|
2
| Ученик 1
| Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова Дарвина -Нет ничего более невыносимого чем безделье. И я предлагаю начать работу
|
3
| Ученик 1
| Вашему вниманию я предлагаю детский стишок
Есть у меня шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг
Всё знаю я от них
Они по знаку моему
Являются к нужде
Зовут их : Как и Почему
Кто? Что ?Когда и Где?
Р.Киплинг
|
4
| Ученик 1
| И сегодня мы обсудим следующие вопросы
ЧТО это такое?
КАК он происходит ?
ПОЧЕМУ это главный фактор эволюции?
КОГДА возникает борьба за существование?
КТО основоположник эволюционной биологии?
ГДЕ нам найти ответ на все эти вопросы? Этот стишок и эти вопросы легли в основу Алгоритма нашего урока 1.Понятие естественного отбора (Мозговой штурм)
2.Формы естественного отбора (Французские мастерские)
3.Факторы эволюции
4.Количественная характеристика естественного отбора
(Решение задач )
5.Механизм действия естественного отбора (Виртуальный эксперимент )
|
5
| Ученик 1
| Ответы на вопросы мы сможем найти в книгах, интернете,а главное в совместном диалоге. Кроме этого нам поможет наш гость-сам Чарльз Дарвин
|
6
| Дарвин
| Главным моим наслаждением и единственным занятием в течении всей жизни была научная работа, которая позволяет забывать или совсем устраняет моё плохое самочувствие.
Ч.Дарвин Не все знают что кроме книги«Происхождение видов»я ещё написал книгу «Выражение эмоций у человека и животных».И считаю одной из самых главных и важных эмоций это радость.Пусть сегодня это будет радость познания.Желаю вам сегодня удачи успешной работы и позитивного настроения
|
7
| Ученик 1
| Итак давайте попытаемся дать определение .Что же такое естественный отбор? я предлагаю вам такое определение .А вы как думаете? Запишите пожалуйста на листах и дополните мою схему. Молодцы! А какие формы естест.отбора существуют?
|
8
| Ученики 2 и 3 Ученики 4 5,6,7
Ученик 2
| Выделяют несколько форм естественного отбора
Какие примеры вы можете привести? Графики
Формы естественного отбора можно представить в виде графиков
Какой же вывод сделал Дарвин?
Предполагаемые ответы учеников
|
9
| Дарвин
Ученик 6
Ученик 7
Дарвин
Ученик 8 Дарвин
Дарвин
Дарвин
| Я сделал вывод
Естественный отбор - это процесс выживания наиболее приспособленных к условиям окружающей среды организмов и гибель неприспособленных. Это основной движущий фактор эволюции всех живых организмов. К такому открытию пришли почти одновременно несколько ученых: В. Уэллс, Э. Блайт, А. Уоллес и Ч. Дарвин. Последний создал на основе естественного отбора целую теорию
Движущие силы эволюции это-наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.Определив движущие силы эволюции я обратился к анализу процесса размножения организмов.Все организмы оставляют большое!иногда многочисленное потомство.Даже медленно размножающиеся организмы потенциально способны оставить огромное число потомков.И тогда я сделал вывод что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии.Так ли это? Да это так.этому посвящена целая глава «Быстрое размножение» в книге Перельмана «Живая математика»и я вам докажу это на примере(задача) Примеры
А как вы можете проанализировать данные таблицы
Рост численности популяций Альбатроса и Беркута? Графики Рассмотрите гистограмму роста численности деревенской ласточки.Во сколько раз численность каждого следующего поколения ласточки больше предыдущего?Какой закономерности подчиняется рост численности?При каких условиях возможен такой рост?
Ответы учеников Сравните данные о численности волнистого попугайчика и королевского пингвина.Какие выводы можно сделать?
Ответы учеников Противоречия между интенсивностью размножения и ограниченностью средст жизни приводят к борьбе за существование.Какой она бывает?
|
10
| Ученик 9
Дарвин
Ученик 10
| Борьба за существование бывает 3 видов
Я предлагаю вам привести примеры
Запишите маркерами на листах и дополните мою схему Естественному отбору можно дать математическую характеристику с помощью которой определяется иненсивность гибели особей.коэффициент ест.отбора и его эффективность.Предлагаю решить задачу. ЗАДАЧА :Провели эксперимент.На зелёный покров выпустили 2400 особей обыкн.богомола.имеющих 2 разновидности окраски –бурую и зелёную.Опыт показал что птицы поедают 75% бурых богомолов и 45% зелёных.Произведите расчёт и определите какое количество особей зелёной окраски погибает,т.е.определите коэффициент отбора
Кто может решить её? Решение задачи
|
11 12 13
14
15
| Ученик 11
Ученики 12 и 13
| Теперь рассмотрим механизм действия естест.отбора приводящего к возникновению приспособлений в популяции вида бабочки берёзовой пяденицы Меланизм – это существование темно окрашенных (чёрных) форм
в популяциях животных. Примеров меланизма множество: темно окрашенные леопарды
(чёрные пантеры), хомяки, полёвки,
божьи коровки, бабочки-монашенки Индустриальным меланизмом называется феномен повышения частоты меланистических форм, связанный во времени и пространстве с интенсивным развитием промышленности. Почему же именно березовая пяденица – «самая популярная бабочка мира»?
Причин много.
1. Березовая пяденица – это широко распространенный вид.
2. Березовая пяденица – вредитель березовых лесов.
Однако самая веская причина – хорошая изученность генетики этих насекомых.
Ведь естественный отбор – это не избирательная выживаемость фенотипов, а дифференциальное воспроизведение генотипов в популяциях. Во второй половине XX в.
– светлые формы встречались в Англии (f. betularia) и Канаде (f. typica) в относительно чистых березовых лесах,
– чёрная форма (f. carbonaria) – встречалась в Восточной Англии (высокий уровень загрязнения окружающей среды),
– темно-сераяформа (f. insularia) – в ЮжнойАнглии (умеренныйуровеньзагрязнения).
Обозначения генов, аллелей и соответствующих вариантов окраски:
ген carbonaria: А – черная окраска, а – светлая окраска;
ген insularia: В – темно-серая, b – светлая окраска;
ген-модификатор С, контролирующий межаллельные взаимодействия А и а(полное или неполное доминирование А над а)
составим схему.и сравним новую и прежнюю формы бабочек
|
Ученик 1
| Итак :Естественный отбор – это дифференциальное выживание и размножение особей, которые отличаются друг от друга генетически детерминированными признаками. Более приспособленные к данным условиям среды особи оставляют больше потомков, чем менее приспособленные. Мы можем измерить относительную приспособленность особи долей её потомков среди особей следующего поколения и, следовательно, частотой ее аллелей, которые вошли в генофонд следующего поколения.
|
Дарвин
| Я хочу сказать что …Наука заключаетсяв такой группировке фактов ,которая позволяет выводить на основании их общие законы и заключения.
Ч.Дарвин Какие же общие выводы мы можем сделать?
|
16
17 18
19
|
Ученик 2
| Здесь вы видите что представляет собой естественный отбор в современном понимании биологов
Ключевые моменты вы можете записать себе в тетрадь
|
Ученик 10
| И с точки зрения математики
|
Дарвин
| Я начал с удовольствием следить за жизнью животных и в своей простоте удивлялся, как это каждый джентльмен не делается естествоиспытателем
Дарвин И сегодня я надеюсь вы нашли достойное применение своим математическим и другим знаниям. Предлагаю проверить свои знания в виде теста и письменной работы Все проходят к компьютерам
|
Ученик 2
| Спасибо всем за работу.
Домашнее задание - Сравнить естественный и искуственный отбор.
Придумайте сами критерии. Составьте таблицу.
|
Ученик 1
| Мы проделали большую предварительную работу.и плодотворно поработали все вместе сегодня.Теперь мы сможем применить полученные знания и умения и на других предметах и в жизни. Сегодня мы увидели как важно быть одной командой. Нам удалось изучить практически самостоятельно сложнейший вопрос биологии. Ещё раз спасибо всем за работу)
|