Главная страница


Проблема оценки внеаудиторной деятельности студентов педагогического колледжа по предмету «иностранный язык»



Скачать 98.28 Kb.
НазваниеПроблема оценки внеаудиторной деятельности студентов педагогического колледжа по предмету «иностранный язык»
Дата18.04.2016
Размер98.28 Kb.
ТипДокументы

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Несомненно, внеаудиторная деятельность по предмету является очень важной составляющей образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении.

Проведение мероприятий в рамках внеаудиторной работы прочно занимает значительное место в работе преподавателей иностранного языка, в том числе, и в нашем педагогическом коллеже. Системная работа в этом направлении способствует повышению мотивации обучающихся к изучению английского языка, организации их досуга, выработке положительных качеств личности.

В методической литературе последних лет существует огромное количество теоретических и практических разработок по данной тематике.

Внеаудиторная работа по иностранному языку по своему содержанию и назначению помогает решать различные задачи : практическую, образовательную, воспитательную, а также ставит перед собой ряд задач, а именно:

  • Развитие личностно-смыслового отношения к английскому и родному языкам

  • Развитие лингвистической компетенции

  • Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности

  • Воспитание толерантности и уважительного отношения к культурным традициям другого народа

  • Развитие социокультурной компетентности и профессиональной ориентации

  • Мотивация к предмету

  • Адаптация к новой образовательной среде

  • Организация профессионально-ориентрированной работы


Внеаудиторная работа разнообразна по форме и содержанию, доступна, интересна и максимально приближена к реальным условиям общения на изучаемом языке.

Активное вовлечение студентов педагогического коллежа во внеаудиторную деятельность способствует развитию навыков общения, так необходимых в их будущей профессии, укрепляет межличностные отношения, способствует росту мотивации к изучению иностранного языка, помогает достижению целей обучения, предусмотренных стандартом и программой.

Рассмотрим основные виды мероприятий, организованной в рамках внеаудиторной деятельности в нашем колледже, а затем поговорим о проблеме ее оценивания.

Под внеаудиторной деятельностью мы с коллегами понимаем широкий диапазон мероприятий, таких как экскурсии, круглые столы, конкурсы и викторины, выставки работ студентов и многое другое.

Сразу хотим оговориться, что без помощи заинтересованных коллег извне наша внеаудиторная работа не была бы столь насыщенной.

С прошлого года мы заключили договор о сотрудничестве с известнейшей в нашем городе библиотекой им. Маяковского, а в частности с отделом литературы на иностранных языках . Этот договор стал результатом многолетнего сотрудничества, а именно наших посещений отдела со студентами коллежа. Одним из последних и на наш взгляд ярких мероприятий стал круглый стол со студентами американских вузов по теме «Книги в нашей жизни». Студенты говорили с носителями языка на интересующие их темы, высказывали свое мнение, рассказали о колледже. Были заметны некоторые трудности наших студентов по преодолению языкового барьера, но надо отдать должное их американским коллегам (причем самых разных возрастов) – они свели его к минимуму, а наши студенты насладились общением.

Говоря о нашем сотрудничестве с Библиотекой, следует отметить, что в этом году мы решили попробовать свои силы в художественном переводе литературного произведения в рамках международного проекта «Читающий Петербург 2012. Выбираем лучшего литературного писателя», объявленного Библиотекой. Студенты колледжа старших групп трудились над переводом оной из глав романа современной английской писательницы Триззы Аццопарди “Remember me” 2004 года, который еще не был переведен в России.

Следует сказать о системе работы наших преподавателей по художественному переводу малых стихотворных форм (в том числе и фольклорных). Такие конкурсы проводятся регулярно, а результаты оформляются на стендах и выносятся на суд всех учащихся и преподавателей.

В рамках внеаудиторной работы нельзя не сказать о нашем многолетнем сотрудничестве с образовательным центром «Релод», представляющем в нашем городе учебную литературу «Оксфорд юнивёрсити пресс». С ними мы обмениваемся опытом, посещаем их методические мероприятия, заключен договор о сотрудничестве.

Не так давно на базе колледжа был проведен городской семинар, на котором выступали студенты 5 курса с докладом об опыте практического использования оксфордских пособий и УМК для работы в дошкольном учреждении.

Для студентов колледжа методисты центра «Релод» организовывали систему выездных семинаров по ознакомлению с британской методологической системой преподавания английского языка.

Также совместно со студентами мы стараемся посещать городские семинары и конференции различных образовательных и методических центров.

Одним из центральных мероприятий прошлого учебного года стало участие наших преподавателей в проекте колледжа «Успешное чтение», а именно проект My Perfect Teacher, что можно перевести как «Мой идеальный учитель». Среди целей и задач учебного проекта можно выделить следующие:

  1. развитие умений изучающего чтения и активизация мыслительного процесса на английском языке;

  2. развитие умений монологической речи с использованием тематической лексики;

  3. развитие интереса к предмету;

  4. воспитание чувства уважения и ответственности к профессии учителя;

  5. развитие умений написания текстов различного формата и характера;

  6. мотивация к работе педагога, основанная на интересе к педагогической тематике.

Напомним, что в основу проекта легла книга “Up the down staircase” («Вверх по лестнице, ведущей вниз») американской писательницы Б.Кауфманн.

Основная идея проекта - составить образ идеального учителя средствами английского языка. Например, для описания были предложены положительные прилагательные (noble, intelligent, flexible), а также

с отрицательной окраской (shallow minded, ordinary, weak-willed).

Студенты зачитывали и переводили высказывания школьников из книги «Вверх по лестнице ведущей вниз», определяли стиль написания книги,

раскладывали предложенный материал по папкам, конвертам или опускали в «Suggestion box» – коробку пожеланий и предложений, играли в лексическую игру

  1. My perfect teacher is noble.

  2. Your perfect teacher is noble, but my perfect teacher is flexible …

  3. Your perfect teacher is noble, flexible, but my perfect teacher is …

отвечали на вопросы по группам,

What would you say of a person:

a) Who is simple without a fire in the soul?

b) Who is easy to get along with?

c) Who makes friends easily?

d) Who is lazy all the time?

e) Who knows little and doesn’t like reading?

писали записки по аналогии с записками школьников из книги и опускали их в “Suggestion box”.

Перед студентами и преподавателями была поставлена цель по выявлению общих качеств идеального учителя, создание группового собирательного портрета учителя.

Итог проекта – написание студентами эссе по темам.

Хочется отметить, что над проектом работали студенты разных групп и курсов, все, кому была интересна тема проекта и книга Белл Кауфманн. Мы думаем, что все преподаватели, принимающие участие в проекте, ставили себе главной целью создание условий для расширения познавательных интересов студентов, а в дальнейшем - возможностей их самообразования в процессе практического применения полученных знаний.

Эту мысль подтверждает и тот факт, что вскоре после данного мероприятия, а также с обобщением опыта по проведению проектной деятельности с докладами на практической студенческой конференции выступали студенты колледжа.

Следует сказать о том, что наши преподаватели тесно сотрудничают со школами и в рамках практики, и в рамках внеаудиторных мероприятий. Одним из наиболее ярких примеров этого сотрудничества явился конкурс проектов по английскому языку, проводимый нашими преподавателями и студентами, а также преподавателями и учениками английской школы 306.

Конкурс получился интересным, познавательным и полезным в плане практических знаний как для школьников, так и для наших студентов.

Хочется сказать и о нашем тесном взаимодействии с коллегами по цеху – преподавателями ПЦК филологических дисциплин. Последнее наше совместное мероприятие – конкурс чтецов поэзии Серебряного века, где нам была отведена « англоязычная роль» - отобрать студентов для исполнения стихотворений в стенах музея им. Л.Гумилева на английском языке, а также мы были в составе жюри конкурса. В этом году мы подготовили студентов для чтения поэзии И. Мандельштама на английском языке, которое проходило у памятника поэту.

Следует выделить такую форму внеклассной работы как викторина по иностранному языку. Известно, что эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников. Ролевая, познавательно-развлекательная форма подачи учебного материала такой работы поможет педагогу углубить знания студентов по предмету, развить навыки активного говорения, умения работать в команде и идти к общему результату.

Викторина по английскому языку способствует целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по предмету, формированию творческих отношений между студентами и преподавателями, предоставляет студентам возможность на практике применить полученные на занятиях знания, независимо от их уровня, и дает возможность поверить в свои силы в изучении иностранного языка.

В качестве примера хотим рассказать о проведенной нами викторине «Английский с удовольствием». Участниками конкурса-викторины стали

команды студентов групп 1-го курса по специальностям «Преподавание в начальной школе», «Педагог дополнительного образования» из 5-6 человек и

команда школьников 306 школы Адмиралтейского района.

Тематика вопросов касалась исторических мест Лондона, фразеологизмов и устойчивых выражений, были предложены считалки, загадки и скороговорки.

У каждой команды было название на английском языке (English children, Smiling people), которое они обыгрывали в нарисованных эмблемах, а также командный цвет (желтый, синий, белый и др).

Для проведения викторины были задействованы студенты старших курсов.

Переходим к проблемам оценивания и оценки, которые неизбежно возникают при организации и проведении внеаудиторной работы по иностранному языку. Очевидно, что одной из основных задач педагога является правильная и своевременная оценка выполненных студентом заданий по предмету. Не секрет, что каждый год к нам приходят студенты с очень разным уровнем базовых знаний по предметам, иностранный язык - не исключение, можно сказать, что он в «лидерах». Наша задача – предложить студенту нестандартные, привлекательные варианты работы по предмету, а внеаудиторная деятельность всецело соответствует этому. Встает вопрос – как ее оценить? В оценках, баллах, очках…? Это практически невозможно. Мы с коллегами пришли к выводу, что вполне приемлемой формой для такой оценки может послужить знакомое нам всем портфолио, прописанное как вариант оценивания и в тех программах по новым ФГОСам, которые мы уже создали по своему предмету.

Портфолио (или языковой портфель) является гибким технологическим средством по оцениванию достижений учащихся в различных областях изучения языка, а также, что очень важно, средством оценивания овладения языком в процессе самостоятельной и внеаудиторной деятельности.

Цель портфолио , таким образом, заключается в выполнении роли индивидуальной накопительной оценки и, наряду с традиционной системой оценивания по результатам тестов и экзаменов, в определении рейтинга выпускника учебного заведения.

Учебный портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по предмету, перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, интеграцию количественной и качественной оценок . При этом основной смысл порфолио – показать все, на что учащийся способен а данной области знаний.

В нашей работе наряду с основными функциями портфолио (диагностической, мотивационной, развивающей и другими) нам прежде всего важна и нужна рейтинговая функция, а именно показ диапазона навыков и умений. При этом оценка должна быть мотивированной, учащийся должен не сомневаться в ее объективности и воспринимать как полезную для себя.

Учитывая вышеизложенное, очевидно что , и модели языкового портфеля обучающегося были разработаны исходя из условий альтернативной формы оценивания и самооценивания на основе Общеевропейского языкового портфеля (1997 год).

Принято выделять несколько видов портфолио, среди которых портфолио документации, портфолио процесса, показательный, оценочный.

Нам при оценивании внеаудиторной деятельности по предмету наиболее интересным и соответствующим задаче видится портфолио работ или досье языкового портфеля, как его еще принято называть. Прежде всего, такой портфолио – продукт творческой деятельности и сотрудничества как между студентами, так и между студентом и преподавателем. Он представляет собой «копилку» различных творческих и проектных работ учащихся, а также описаний основных форм и содержания его творческой активности, например, участие в научно-практических студенческих конференциях. конкурсах, викторинах и т.д. Такой портфолио-досье как некий банк материалов отвечает двум основным целям:

-демонстрацию умения студентов самостоятельно использовать ИЯ в реальной жизни (письменные творческие работы, различные эссе, проектные работы, материалы конкурсов);

- отбор учащимися того, что им может понадобиться и быть полезным в процессе дальнейшего изучения языка, самостоятельной работы с ним.

Так, наши студенты уже могут вложить в свой портфолио эссе по проекту

«Мой идеальный учитель», материалы конкурса проектов и творческих переводов, практические задачи-проблемы и задачи-парадоксы и другие из материалов викторины «Английский с удовольствием» и многий другой материал, собранный ими за годы обучения в колледже.

Среди неоспоримых достоинств такого портфолио-работ можно, прежде всего, выделить качественную оценку по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качестве представленных работ, ориентированности на выбранных профиль обучения.

Мы думаем, что качественная оценка портфолио, критерии которой нам представляется важным и возможным разработать, может в будущем дополнить результаты итоговой аттестации студентов по предмету «Иностранный язык», войти в нее в качестве суммарной составляющей.
Мы считаем эту задачу перспективной, интересной и нацелены на ее практическое решение.