Главная страница

Проект программы «Умные пальчики»



Скачать 274.18 Kb.
НазваниеПроект программы «Умные пальчики»
Дата14.04.2016
Размер274.18 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15комбинированного вида 2 категории

Проект программы

«Умные пальчики»

по формированию графических навыков у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель – дефектолог МБДОУ д/сад № 15

Лякишева О.Г.

г. Алейск 2013г.

Пояснительная записка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского. Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.

У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья, функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.

Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

При составлении данной проекта учитывался важнейший дидактический принцип о развивающем обучении С.Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.

Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.

Основная цель проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму

Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:

  • Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.

  • Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.

  • Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  • Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.

  • Использование игровой мотивации на всех занятиях.

  • Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.

  • Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.

  • Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).

  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Проект рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.

Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.

Результативность проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:

- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;

- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;

- совершенствуется зрительно-двигательная координация;

- ориентировка в микропространстве;

- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;

-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.

К концу второго года обучения дети должны уметь:

- правильно держать карандаш;

- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;

- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры.

Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.

Паспорт проекта

Участники проекта: дети, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: долгосрочный

Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму?

Сроки реализации проекта: 2 года.

1 этап - старшая группа – 1 год.

2этап - подготовительная группа – 2 год.

Технология организации проекта.

Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений

  • «Поставь точки в центр круга» Оценка:

    • 1 уровень—движения выполняются четко, точно

    • 2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками

    • 3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции

  • «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания

  • «Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:

  • 1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок

  • 2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор

  • 3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор

  • «Проведи путь по лабиринту». Оценка:

    • 1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий

    • 2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание

    • 3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор

  • «Заштрихуй фигуру». Оценка:

  • 1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры

  • 2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий

  • 3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

  • «Скопируй фигуры». Оценка:

    • 1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление

    • 2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления

    • 3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление

  • «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]

Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.

Занятия включают в себя несколько частей:

    1. Пальчиковую гимнастику

    2. Игры с палочками

    3. Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.

    4. Рисование, аппликация

    5. Графическая работа в тетрадях.

Основные направления работы при обучении графическим навыкам:

  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения

  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;

  • несколько раз выполнить движение в медленном темпе;

  • попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;

  • нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.

  • особое внимание следует уделить направлению письма слева направо

Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

1 этап проекта – 1 год.

(старшая группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга

  • Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание

  • Овладевать несложными упражнениями для пальцев

  • Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима

  • Познакомить с тетрадью

  • Развивать ориентировку на рабочей строке

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

  • Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях

  • Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию

Перспективно – тематический план

Дата

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей







3 неделя

Осень. Овощи

  • Массаж фалангов пальчев;

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Фигурки из палочек;

  • Игры;

  • Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой.

  • Палочки

  • Горох

  • Фасоль, бобы

  • Геометрические фигуры

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика;

  • Игры с бумагой;

  • Знакомство со штриховкой.

  • Палочки

  • Бумага




Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»;

  • Фигурки из палочек «Гриб»;

  • Игры с крупой;

  • Игра «Чудесный мешочек»;

  • Работа в тетради

  • Палочки;

  • Перловка;

  • Геометрические фигуры;

  • Мелкие игрушки;

  • Грибок.




2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»;

  • Фигурки из палочек «Колосок»;

  • Игра с проволокой;

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Проволока

3 неделя




  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»

  • Фигурки из палочек «Колосок»

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

  • Фигурки из палочек «Конфета»

  • Занятия для детей

  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»

  • Фигурки из палочек «Качели»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бобы

  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Зернышки», «Петушок», «Курочка»;

  • Задания для детей;

  • Работа в тетради.

  • Гуашь;

  • Бумага;

  • Фасоль, пшено, пшеница, рис.

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки»; «Кошка», «Коза»;

  • Задание для детей;

  • Фигурки из палочек;

  • Работа в тетради.

  • Трафареты,

  • Палочки




3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»;

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Геометрические фигуры

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Крокодил»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Разрезные картинки животных

  • Арбузные семечки

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья»

  • Фигурки из палочек

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки




Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Музыканты»

  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Лопата»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Карандаши




2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»

  • Фигурки из палочек «Горка»

  • Задания для детей

  • Игры с крупой

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бумага

  • Ножницы

  • Фасоль

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок»

  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Геометрические фигуры

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «Елочка»

  • Фигурки из палочек «Елочка»

  • Игры с нитками, елочными игрушками

  • Лабиринт

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Лабиринт

  • Ножницы

  • Нарисованная елочка

  • Нитки

  • Елочные игрушки

  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми








3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Домик»

  • Фигурки из палочек «Дом и ворот», «Табуретка»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Разрезная картинка

  • Проволока




4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

  • Фигурки из палочек «Конфета»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Рис, горох

  • Набор игрушечной посуды

  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Крючки»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Мелкие пуговицы

  • Резинка

  • Шнурки

  • Пришитые пуговицы, крючки




Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика

  • Фигурки из палочек «Сани»

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Рис

  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Воробьи», «Филин»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Геометрические фигуры

  • Цветная бумага




3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Солдаты»

  • Фигурки из палочек «Звезды», «Флажок»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Рис

  • Веревочки

Март

1 неделя

Семья. 8 марта

  • Пальчиковая гимнастика

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Бусинки

  • Клубок шерстяных ниток

  • Цветная бумага

  • Геометрические фигуры

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка»

  • Фигурки из палочек «Лодка»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Геометрические фигуры




3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Флажок»

  • Задания для детей

  • Бумага

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия с детьми





Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Птенчики в гнезде»

  • Фигурки из палочек

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Горох, бобы

  • Бумага

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями

  • Пальчиковая гимнастика

  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бумага

  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Геометрические фигуры

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед», «Весенний дождик», «Флажок»

  • Фигурки из палочек «Горка»

  • Задания для детей

  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»

  • Фигурки из палочек

  • Задания для детей

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Рис

  • Различные семена

  • Мяч

  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Пекарь»

  • Фигурки из палочек «Письмо», «Книга»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бумага




3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Жук», «Бабочка»

  • Игры

  • Фигурки из палочек

  • Работа в тетради

  • Палочки,

  • Геометрические фигуры

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак»

  • Фигурки из палочек «Мак»

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Гуашь




Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу

  • Правильно держать карандаш

  • Раскрашивать изображения, ограниченные контуром

  • Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке

  • Штриховать фигуры в заданном направлении

  • Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради

  • Вырезать по нарисованному контуру

  • «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.

2 этап проекта – 2 год.

(подготовительная группа)

Задачи:

  • Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму

  • Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность

  • Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма

  • Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой

  • Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления

  • Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы

  • Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы

Перспективно – тематический план

Дата

Тема

Содержание занятия

Дидактический материал

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

Обследование детей







3 неделя

Осень. Овощи

  • Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «морковка», «Пальчики», «Грабли»

  • Фигурки из палочек

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

4 неделя

Осень, Фрукты

  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива»

  • Фигурки из палочек

  • Игры с бумагой

  • Палочки

  • Бумага

  • Проволока

  • Нитки и минифланелеграф

Октябрь

1 неделя

Деревья, кустарники

  • Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Елка», «Дерево», «Лес»

  • Фигурки из палочек «Елочка»

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Цветная бумага

  • Шерстяные нитки

  • Сосновые шишки

2 неделя

Откуда хлеб пришел

  • Пальчиковая гимнастика «Пекарь», «Женщины гости»

  • Фигурки из палочек «Мельница»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Геометрические фигуры

3 неделя

Продукты питания

  • Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»

  • Фигурки из палочек «Колосок»

  • Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

  • Фигурки из палочек «Конфета»

  • Занятия для детей

  • Палочки

4 неделя

Игрушки

  • Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»

  • Фигурки из палочек «Качели»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бобы

  • Мелкие игрушки

Ноябрь

1 неделя

Домашние птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Уточка», «Курочка пьет воду»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Мозаика

2 неделя

Домашние животные

  • Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечка», «Собака», «Кошка»

  • Задание для детей

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Палочки

  • Перловка

  • Ножницы, бумага

3 неделя

Дикие животные

  • Пальчиковая гимнастика «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и баран», «Мышка», «Ежик»

  • Пальчиковая гимнастика «Зайка и уши»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Проволока

  • Нитки, минифланелегграф

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Животные жарких стран

  • Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Карандаши

5 неделя

Наше тело

  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто приехал», «Очки»

  • Фигурки из палочек

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Манка

  • Бумага

Декабрь

1 неделя

Бытовые приборы

Инструменты

  • Пальчиковая гимнастика «Питер», «Пылесос»

  • Фигурки из палочек «Телевизор», «Часы»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Карандаши

  • Бумага

2 неделя

Зима

  • Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед»

  • Фигурки из палочек «Снежинка»

  • Задания для детей

  • Игры с крупой

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Карандаши

  • Бумага

3 неделя

Дикие животные зимой

  • Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Геометрические фигуры

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Новый год

  • Пальчиковая гимнастика «праздник»

  • Фигурки из палочек «Елочка», «Мешок деда Мороза»

  • Игры с нитками, елочными игрушками

  • Лабиринт

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Шерстяные нитки

  • Проволока

  • Лабиринт

  • Ножницы

  • Минифланелеграф

Январь

1 неделя

2 неделя

Индивидуальная работа с детьми







3 неделя

Мебель. Наш дом

  • Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол»

  • Фигурки из палочек «Окно», «Кроватка», «Табуретка»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Проволока

  • Горох, рис

  • Мелкие игрушки

4 неделя

Посуда

  • Пальчиковая гимнастика «Шалун»

  • Фигурки из палочек «Коробка»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Рис, горох

  • Ножницы, бумага

  • Палочки

5 неделя

Одежда. Обувь

  • Пальчиковая гимнастика «Варежки»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Геометрические фигуры

  • Лабиринт

Февраль

1 неделя

Зимние забавы

  • Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Нитки

  • Минифланелеграф

  • Бумага

2 неделя

Зимующие птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Голуби»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Геометрические фигуры

  • Цветная бумага

  • Разрезные картинки

  • Перо, пух, мех

3 неделя

Наша армия. Наша Родина

  • Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы», «Флажок»

  • Фигурки из палочек «Танк», «Пароход»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Рис

  • Лабиринт

Март

1 неделя

Семья. 8 марта

  • Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Ладушки»

  • Фигурки из палочек «Цветок»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

2 неделя

Транспорт

  • Пальчиковая гимнастика «переход», «Обогрей», «Пароход»

  • Фигурки из палочек «Лодка», «Машина», «Самолет»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Проволока

  • Геометрические фигуры

  • Бумага

3 неделя

Весна

  • Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Нитки

  • Палочки

  • Проволока

4 неделя

Весенние каникулы

Индивидуальные занятия с детьми







Апрель

1 неделя

Перелетные птицы

  • Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птицы», «Грачи прилетели», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»

  • Игры

  • Работа в тетради

  • Лабиринт

  • Перо, пух, мух

  • Горох, семечки

  • Нитки, минифланелеграф

  • Разрезные картинки

  • Лабиринт

2 неделя

Космос

  • Игра ладонями

  • Пальчиковая гимнастика

  • Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бумага

  • Рис

3 неделя

Дикие и домашние животные весной

  • Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»

  • Игра «Чудесный мешочек»

  • Игра «Собери картинку»

  • Работа в тетради

  • Трафареты

  • Разрезные картинки

  • Геометрические фигуры

  • Мелкие игрушки животных

4 неделя

Времена года

  • Пальчиковая гимнастика «Лед»

  • Фигурки из палочек «Горка»

  • Задания для детей

  • Бумага

Май

1 неделя

Школа

  • Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»

  • Фигурки из палочек

  • Задания для детей

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Рис

  • Различные семена

  • Мяч

  • Матрешки

2 неделя

Профессии

  • Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «щели», «Домик»

  • Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост»

  • Задания для детей

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Бумага

  • Клубок ниток

  • Носовой платок

3 неделя

Насекомые

  • Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Бабочки»

  • Фигурки из палочек «Жук», «Бабочка»

  • Игра работа в тетради

  • Палочки,

  • Мелкие игрушки

  • Фасоль

  • Проволока

4 неделя

Цветы. Цветущие деревья

  • Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Одуванчик», «Хризантемы»

  • Фигурки из палочек «Кактус»

  • Игра

  • Работа в тетради

  • Палочки

  • Гуашь

  • Разрезанные картинки

  • Нитки, минифланелеграф

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению

  • Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты

  • Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты

  • Штриховать фигуры в разных направлениях

  • Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам

  • Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры

  • Создавать изображения предметов по представлению

Вырезать фигуры различной сложности

Работа с родителями.

  • Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".

  • Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»

«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

  • Папки – передвижки:

«Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»

«Приемы развития мелкой моторики рук»

«Первые шаги в освоении письма»

Литература.

1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.

2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.

6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.

7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.

8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994

9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997

Приложение 1

Развитие тонкокоординированных движений

И.Ф. ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий




Поставь точки в центр круга

Посчитай пальчики

Проведи прямые линии от точки до крестика

Проведи путь по лабиринту

Заштрихуй фигуры

Итоговый уровень
































































Развитие зрительно--двигательных координаций

И.Ф.ребенка

Задания

Оценка выполненных заданий




«Скопируй фигуры»

«Дорисуй рисунки»

Итоговый уровень