|
Проект программы «Умные пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15комбинированного вида 2 категории
Проект программы
«Умные пальчики»
по формированию графических навыков у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель – дефектолог МБДОУ д/сад № 15
Лякишева О.Г.
г. Алейск 2013г.
Пояснительная записка.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
Развитие психической коррекции связано с именем Л.С.Выготского. Им проводились многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии. Общим для всех видов аномального развития является раннее возникновение первичной патологии. Например, при раннем поражении интеллекта у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Это проявляется в позднем развитии ходьбы, в недоразвитии мелкой моторики. Системно-структурный подход к анализу дефекта у детей с нарушениями в развитии, предложенный Л.С.Выготским, позволяет нам оценить все многообразие их развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованный, психокоррекционный проект.
У многих детей задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, по данным центра комплектования специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья, функциональные нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и вызывает необходимость организации специальных занятий.
Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического обследования показывают, что у детей 5-6 лет с ОВЗ, поступающих в коррекционные группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в заданных направлениях, копировать, изображать предметы. Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является одной из основных задач коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта, основанной на основных требованиях « Программы обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.
При составлении данной проекта учитывался важнейший дидактический принцип о развивающем обучении С.Выготского о том, что правильное обучение ведет за собой развитие.
Данная проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с наращиванием объема материала.
Основная цель проекта коррекционной работы—развитие зрительно-моторной координации, тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму
Для достижения целей проекта первостепенное значение имеют:
Диагностическое изучение ребенка при поступлении его в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей.
Установление обратной связи с семьей воспитанника с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке.
Построение занятий и отбор материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Проведение дифференцированной предварительной индивидуальной помощи перед проведением занятия.
Использование игровой мотивации на всех занятиях.
Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция.
Креативность процесса коррекционно-развивающего обучения.
Контроль психофизической нагрузки (индивидуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).
Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Проект рассчитан на 2 года коррекционно-развивающей работы. План-проект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей.
Проект разработан в 2013 году, ожидается хороший развивающий эффект.
Результативность проекта: у детей, поступающих в группу с низким уровнем развития мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций, за два года коррекционной работы наблюдаются:
- положительная динамика развития по всем параметрам обучения;
- укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки;
- совершенствуется зрительно-двигательная координация;
- ориентировка в микропространстве;
- развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь;
-умение рассуждать, делать выводы, фантазировать.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- правильно держать карандаш;
- ориентируются на рабочей строке, выполняют вертикальные, горизонтальные штрихи, способны делать циклические движения, наносить штриховку в разных направлениях;
- срисовывать любую геометрическую фигуру и сочетание фигур, умеют писать печатные буквы и цифры.
Уровень развития зрительно-двигательных координаций и мелкой моторики достигает нормы, а иногда и высокого уровня.
Паспорт проекта
Участники проекта: дети, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный
Вид проекта: долгосрочный
Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться высокого уровня подготовки руки ребенка к письму?
Сроки реализации проекта: 2 года.
1 этап - старшая группа – 1 год.
2этап - подготовительная группа – 2 год.
Технология организации проекта.
Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо провести диагностическое обследование. Для этого можно предложить ребенку выполнить несколько заданий.
Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений
«Поставь точки в центр круга» Оценка:
1 уровень—движения выполняются четко, точно
2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками
3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции
«Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания
«Проведи прямые линии, не отрывая руки». Оценка:
1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок
2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор
3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор
«Проведи путь по лабиринту». Оценка:
1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий
2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание
3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор
«Заштрихуй фигуру». Оценка:
1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры
2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий
3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций
«Скопируй фигуры». Оценка:
1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление
2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления
3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление
«Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)
Полученные результаты целесообразно занести в таблицу. [См. Приложение 1]
Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.
Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю. Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук. Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.
Занятия включают в себя несколько частей:
Пальчиковую гимнастику
Игры с палочками
Игры с мозаикой, бумагой, крупой, геометрическими фигурами.
Рисование, аппликация
Графическая работа в тетрадях.
Основные направления работы при обучении графическим навыкам:
необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движения
вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
попросить ребенка «продиктовать» инструкцию взрослому, чтобы ребенок еще раз осознал, что и как нужно делать;
нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.
особое внимание следует уделить направлению письма слева направо
Занятия строятся с учетом тематического планирования. Упражнения, проводимые с детьми, усложняются постепенно. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.
1 этап проекта – 1 год.
(старшая группа)
Задачи:
Развивать тонкую моторики, как основу формирования элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования Рече двигательного центра коры головного мозга
Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание
Овладевать несложными упражнениями для пальцев
Научить правильно держать карандаш, тренировать в силе нажима
Познакомить с тетрадью
Развивать ориентировку на рабочей строке
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги
Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных направлениях
Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-пространственное восприятие, фантазию
Перспективно – тематический план
Дата
| Тема
| Содержание занятия
| Дидактический материал
| Сентябрь
1 неделя
2 неделя
| Обследование детей
|
|
| 3 неделя
| Осень. Овощи
| Массаж фалангов пальчев;
Пальчиковая гимнастика;
Фигурки из палочек;
Игры;
Знакомство с тетрадкой в клетку, рабочей строкой, клеткой.
| Палочки
Горох
Фасоль, бобы
Геометрические фигуры
| 4 неделя
| Осень, Фрукты
| Пальчиковая гимнастика;
Игры с бумагой;
Знакомство со штриховкой.
|
| Октябрь
1 неделя
| Деревья, кустарники
| Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»;
Фигурки из палочек «Гриб»;
Игры с крупой;
Игра «Чудесный мешочек»;
Работа в тетради
| Палочки;
Перловка;
Геометрические фигуры;
Мелкие игрушки;
Грибок.
| 2 неделя
| Откуда хлеб пришел
| Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»;
Фигурки из палочек «Колосок»;
Игра с проволокой;
Работа в тетради
| | 3 неделя
|
| Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
Фигурки из палочек «Колосок»
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Фигурки из палочек «Конфета»
Занятия для детей
| | 4 неделя
| Игрушки
| Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
Фигурки из палочек «Качели»
Игра «Чудесный мешочек»
Работа в тетради
| Палочки
Бобы
Мелкие игрушки
| Ноябрь
1 неделя
| Домашние птицы
| Пальчиковая гимнастика «Зернышки», «Петушок», «Курочка»;
Задания для детей;
Работа в тетради.
| Гуашь;
Бумага;
Фасоль, пшено, пшеница, рис.
| 2 неделя
| Домашние животные
| Пальчиковая гимнастика «Лошадки»; «Кошка», «Коза»;
Задание для детей;
Фигурки из палочек;
Работа в тетради.
|
| 3 неделя
| Дикие животные
| Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»;
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Геометрические фигуры
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Животные жарких стран
| Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Крокодил»
Задания для детей
Работа в тетради
| Разрезные картинки животных
Арбузные семечки
| 5 неделя
| Наше тело
| Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья»
Фигурки из палочек
Игры
Работа в тетради
|
| Декабрь
1 неделя
| Бытовые приборы
Инструменты
| Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
Фигурки из палочек «Телевизор», «Лопата»
Задания для детей
Работа в тетради
|
| 2 неделя
| Зима
| Пальчиковая гимнастика «Лед»
Фигурки из палочек «Горка»
Задания для детей
Игры с крупой
Работа в тетради
| Палочки
Бумага
Ножницы
Фасоль
| 3 неделя
| Дикие животные зимой
| Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Пальчиковая гимнастика «Зайка и ушки»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Геометрические фигуры
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Новый год
| Пальчиковая гимнастика «Елочка»
Фигурки из палочек «Елочка»
Игры с нитками, елочными игрушками
Лабиринт
Задания для детей
Работа в тетради
| Палочки
Лабиринт
Ножницы
Нарисованная елочка
Нитки
Елочные игрушки
Минифланелеграф
| Январь
1 неделя
2 неделя
| Индивидуальная работа с детьми
|
| | 3 неделя
| Мебель. Наш дом
| Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Домик»
Фигурки из палочек «Дом и ворот», «Табуретка»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Палочки
Разрезная картинка
Проволока
| 4 неделя
| Посуда
| Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Фигурки из палочек «Конфета»
Задания для детей
Работа в тетради
| Рис, горох
Набор игрушечной посуды
Палочки
| 5 неделя
| Одежда. Обувь
| Пальчиковая гимнастика «Крючки»
Задания для детей
Работа в тетради
| Мелкие пуговицы
Резинка
Шнурки
Пришитые пуговицы, крючки
| Февраль
1 неделя
| Зимние забавы
| Пальчиковая гимнастика
Фигурки из палочек «Сани»
Игры
Работа в тетради
| | 2 неделя
| Зимующие птицы
| Пальчиковая гимнастика «Воробьи», «Филин»
Игра
Работа в тетради
| Геометрические фигуры
Цветная бумага
| 3 неделя
| Наша армия. Наша Родина
| Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
Фигурки из палочек «Звезды», «Флажок»
Задания для детей
Работа в тетради
| | Март
1 неделя
| Семья. 8 марта
| Пальчиковая гимнастика
Задания для детей
Работа в тетради
| Бусинки
Клубок шерстяных ниток
Цветная бумага
Геометрические фигуры
| 2 неделя
| Транспорт
| Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка»
Фигурки из палочек «Лодка»
Задания для детей
Работа в тетради
| Палочки
Геометрические фигуры
| 3 неделя
| Весна
| Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Флажок»
Задания для детей
| | 4 неделя
Весенние каникулы
| Индивидуальные занятия с детьми
| | | Апрель
1 неделя
| Перелетные птицы
| Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Птенчики в гнезде»
Фигурки из палочек
Игры
Работа в тетради
| | 2 неделя
| Космос
| Игра ладонями
Пальчиковая гимнастика
Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
Игра
Работа в тетради
| | 3 неделя
| Дикие и домашние животные весной
| Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Геометрические фигуры
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Времена года
| Пальчиковая гимнастика «Лед», «Весенний дождик», «Флажок»
Фигурки из палочек «Горка»
Задания для детей
| | Май
1 неделя
| Школа
| Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
Фигурки из палочек
Задания для детей
Игра
Работа в тетради
| Палочки
Рис
Различные семена
Мяч
Матрешки
| 2 неделя
| Профессии
| Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Пекарь»
Фигурки из палочек «Письмо», «Книга»
Задания для детей
Работа в тетради
|
| 3 неделя
| Насекомые
| Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Жук», «Бабочка»
Игры
Фигурки из палочек
Работа в тетради
| Палочки,
Геометрические фигуры
| 4 неделя
| Цветы. Цветущие деревья
| Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак»
Фигурки из палочек «Мак»
Игры
Работа в тетради
|
| Прогнозируемый результат к концу года:
Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу
Правильно держать карандаш
Раскрашивать изображения, ограниченные контуром
Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке
Штриховать фигуры в заданном направлении
Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради
Вырезать по нарисованному контуру
«Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.
2 этап проекта – 2 год.
(подготовительная группа)
Задачи:
Развивать тонкую моторику, как основу подготовки детей к письму
Совершенствовать оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
Совершенствовать ориентирование на рабочей строке, навыки безотрывного письма
Совершенствовать навыки счета и измерения условной меркой- клеткой
Синхронизировать словесную инструкцию и изображение, развивать пространственные представления
Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предприятия предметов сложной формы
Развивать умственные способности, умение рассуждать, делать выводы
Перспективно – тематический план
Дата
| Тема
| Содержание занятия
| Дидактический материал
| Сентябрь
1 неделя
2 неделя
| Обследование детей
|
|
| 3 неделя
| Осень. Овощи
| Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «морковка», «Пальчики», «Грабли»
Фигурки из палочек
Игры
Работа в тетради
| | 4 неделя
| Осень, Фрукты
| Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива»
Фигурки из палочек
Игры с бумагой
| Палочки
Бумага
Проволока
Нитки и минифланелеграф
| Октябрь
1 неделя
| Деревья, кустарники
| Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Елка», «Дерево», «Лес»
Фигурки из палочек «Елочка»
Игры
Работа в тетради
| Палочки
Цветная бумага
Шерстяные нитки
Сосновые шишки
| 2 неделя
| Откуда хлеб пришел
| Пальчиковая гимнастика «Пекарь», «Женщины гости»
Фигурки из палочек «Мельница»
Игра
Работа в тетради
| Палочки
Геометрические фигуры
| 3 неделя
| Продукты питания
| Пальчиковая гимнастика «Хлебушек»
Фигурки из палочек «Колосок»
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Фигурки из палочек «Конфета»
Занятия для детей
| | 4 неделя
| Игрушки
| Пальчиковая гимнастика «Дружба», «Шарик»
Фигурки из палочек «Качели»
Игра «Чудесный мешочек»
Работа в тетради
| Палочки
Бобы
Мелкие игрушки
| Ноябрь
1 неделя
| Домашние птицы
| Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Уточка», «Курочка пьет воду»
Игра
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Мозаика
| 2 неделя
| Домашние животные
| Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечка», «Собака», «Кошка»
Задание для детей
Работа в тетради
| Трафареты
Палочки
Перловка
Ножницы, бумага
| 3 неделя
| Дикие животные
| Пальчиковая гимнастика «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и баран», «Мышка», «Ежик»
Пальчиковая гимнастика «Зайка и уши»
Игра «Чудесный мешочек»
Работа в тетради
| Трафареты
Проволока
Нитки, минифланелегграф
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Животные жарких стран
| Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон»
Задания для детей
Работа в тетради
| | 5 неделя
| Наше тело
| Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кто приехал», «Очки»
Фигурки из палочек
Игры
Работа в тетради
| | Декабрь
1 неделя
| Бытовые приборы
Инструменты
| Пальчиковая гимнастика «Питер», «Пылесос»
Фигурки из палочек «Телевизор», «Часы»
Задания для детей
Работа в тетради
| | 2 неделя
| Зима
| Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед»
Фигурки из палочек «Снежинка»
Задания для детей
Игры с крупой
Работа в тетради
| | 3 неделя
| Дикие животные зимой
| Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Зайка и ушки»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Геометрические фигуры
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Новый год
| Пальчиковая гимнастика «праздник»
Фигурки из палочек «Елочка», «Мешок деда Мороза»
Игры с нитками, елочными игрушками
Лабиринт
Задания для детей
Работа в тетради
| Палочки
Шерстяные нитки
Проволока
Лабиринт
Ножницы
Минифланелеграф
| Январь
1 неделя
2 неделя
| Индивидуальная работа с детьми
|
|
| 3 неделя
| Мебель. Наш дом
| Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол»
Фигурки из палочек «Окно», «Кроватка», «Табуретка»
Игра
Работа в тетради
| Палочки
Проволока
Горох, рис
Мелкие игрушки
| 4 неделя
| Посуда
| Пальчиковая гимнастика «Шалун»
Фигурки из палочек «Коробка»
Задания для детей
Работа в тетради
| Рис, горох
Ножницы, бумага
Палочки
| 5 неделя
| Одежда. Обувь
| Пальчиковая гимнастика «Варежки»
Задания для детей
Работа в тетради
| Геометрические фигуры
Лабиринт
| Февраль
1 неделя
| Зимние забавы
| Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»
Игры
Работа в тетради
| Нитки
Минифланелеграф
Бумага
| 2 неделя
| Зимующие птицы
| Пальчиковая гимнастика «Птицы», «Голуби»
Игра
Работа в тетради
| Геометрические фигуры
Цветная бумага
Разрезные картинки
Перо, пух, мех
| 3 неделя
| Наша армия. Наша Родина
| Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы», «Флажок»
Фигурки из палочек «Танк», «Пароход»
Задания для детей
Работа в тетради
| | Март
1 неделя
| Семья. 8 марта
| Пальчиковая гимнастика «Мамочка», «Ладушки»
Фигурки из палочек «Цветок»
Задания для детей
Работа в тетради
| | 2 неделя
| Транспорт
| Пальчиковая гимнастика «переход», «Обогрей», «Пароход»
Фигурки из палочек «Лодка», «Машина», «Самолет»
Задания для детей
Работа в тетради
| Палочки
Проволока
Геометрические фигуры
Бумага
| 3 неделя
| Весна
| Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц»
Задания для детей
Работа в тетради
| | 4 неделя
Весенние каникулы
| Индивидуальные занятия с детьми
|
|
| Апрель
1 неделя
| Перелетные птицы
| Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Птицы», «Грачи прилетели», «Скворечник», «Птенчики в гнезде»
Игры
Работа в тетради
Лабиринт
| Перо, пух, мух
Горох, семечки
Нитки, минифланелеграф
Разрезные картинки
Лабиринт
| 2 неделя
| Космос
| Игра ладонями
Пальчиковая гимнастика
Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета»
Игра
Работа в тетради
| | 3 неделя
| Дикие и домашние животные весной
| Пальчиковая гимнастика «Лошадки», «Кошка», «На лужок», «зайка и ушки»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Собери картинку»
Работа в тетради
| Трафареты
Разрезные картинки
Геометрические фигуры
Мелкие игрушки животных
| 4 неделя
| Времена года
| Пальчиковая гимнастика «Лед»
Фигурки из палочек «Горка»
Задания для детей
| | Май
1 неделя
| Школа
| Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик»
Фигурки из палочек
Задания для детей
Игра
Работа в тетради
| Палочки
Рис
Различные семена
Мяч
Матрешки
| 2 неделя
| Профессии
| Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «щели», «Домик»
Фигурки из палочек «Дом и ворота», «Мост»
Задания для детей
Работа в тетради
| Палочки
Бумага
Клубок ниток
Носовой платок
| 3 неделя
| Насекомые
| Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Бабочки»
Фигурки из палочек «Жук», «Бабочка»
Игра работа в тетради
| Палочки,
Мелкие игрушки
Фасоль
Проволока
| 4 неделя
| Цветы. Цветущие деревья
| Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Одуванчик», «Хризантемы»
Фигурки из палочек «Кактус»
Игра
Работа в тетради
| Палочки
Гуашь
Разрезанные картинки
Нитки, минифланелеграф
| Прогнозируемый результат к концу года:
Выкладывать различные фигуры из палочек, геометрических фигур по образцу и по представлению
Воспроизводить из пальцев различные предметы и объекты
Выполнять графические упражнения, зрительные и слуховые диктанты
Штриховать фигуры в разных направлениях
Самостоятельно печатать буквы и цифры по клеткам
Точно срисовывать по клеткам предметы сложной формы, сохраняя размеры
Создавать изображения предметов по представлению
Вырезать фигуры различной сложности
Работа с родителями.
Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики".
Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать»
«Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»
«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры» «Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики»
«Приемы развития мелкой моторики рук»
«Первые шаги в освоении письма» Литература.
1.Безруких М.М. «Как научить писать ребенка красиво»,М., 1995.
2.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – БГПИ., 1996.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.
5 . Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. – 1992.
6. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995.
7. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970.
8.Триггер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А., «Я учусь писать», Москва, 1994
9.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997
Приложение 1
Развитие тонкокоординированных движений
И.Ф. ребенка
| Задания
Оценка выполненных заданий
|
| Поставь точки в центр круга
| Посчитай пальчики
| Проведи прямые линии от точки до крестика
| Проведи путь по лабиринту
| Заштрихуй фигуры
| Итоговый уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Развитие зрительно--двигательных координаций
И.Ф.ребенка
| Задания
Оценка выполненных заданий
|
| «Скопируй фигуры»
| «Дорисуй рисунки»
| Итоговый уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|