|
Программа для 10, 11 классов. Пояснительная записка Рабочая программа для 10, 11 классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Р.Ф. количество учебных часов в году - 35 в, в неделю 1 час.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -18 часов. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся в области информатики и ИКТ
10 класс Учащиеся должны знать:
Общие принципы размещения информации в электронной таблице и основные способы получения результатов с её использованием;
Определение и назначение баз данных и ИПС;
Понятие признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;
Возможности текстового редактора;
Основные понятия машинной графики; основные принципы редактирования изображения.
Учащиеся должны уметь:
Определять количество информации в конкретных сообщениях (при заданном способе кодирования);
Определять объём памяти компьютера, необходимый для хранения данной информации;
Размещать информацию в электронной таблице;
Решать простейшие, хорошо поставленные вычислительные задачи с помощью электронных таблиц.
11 класс
Учащиеся должны знать:
Историю развития вычислительной техники;
Архитектуру персонального компьютера, ММП;
Методы защиты информации;
Системный подход к моделированию, формализация и её визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей;
Определение и назначение баз данных и ИПС;
Понятие признака и запроса (простого и сложного) на поиск информации в ИПС;
Право и этику в глобальной компьютерной сети Интернет;
Учащиеся должны уметь:
Определять основные характеристики операционных систем;
Получать сведения о логических разделах дисков;
Лечить и удалять файловые вирусы из зараженных объектов;
Предотвращать проникновение сетевых червей из локальной и глобальной сети Интернет на локальный компьютер;
Обнаруживать и обезвреживать руткиты и защищать компьютер от хакерских атак;
Создавать табличные базы данных в СУБД, формы для табличных баз данных;
Осуществлять поиск записей в табличной баз данных с использованием фильтров и запросов, сортировку записей в табличной базе данных.
Содержание курса информатики и ИКТ для 10, 11 классов (70 часов)
10 класс
Повторение (2 ч).
Информационные технологии (17ч).
Коммуникационные технологии (15ч).
11 класс 1). Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. (12ч).
2). Моделирование и формализация (6ч).
3). Базы данных. Системы управления базами данных (7ч).
4). Информационное общество (2ч).
5).Подготовка к ЕГЭ (3 ч).
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе
«Информатика и ИКТ» 10 класс
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| Повторение
| 2
| 2
| Информационные технологии
| 15
| 3
| Коммуникационные технологии
| 17
|
| ВСЕГО:
| 34
|
Примерное распределение часов по темам в базовом курсе
«Информатика и ИКТ» 11 класс
№
| Тема
| Количество часов
| 1
| Повторение.
| 1
| 2
| Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.
| 12
| 3
| Моделирование и формализация
| 6
| 4
| Базы данных. Системы управления базами данных
| 7
| 5
| Информационное общество
| 2
| 6
| Повторение. Подготовка к ЕГЭ
| 6
|
| ВСЕГО:
| 34
|
Календарно-тематическое планирование (10 класс)
Четверть
| № п/п
| № ур. в теме
| Тема уроков
| Домашнее задание
| Дата
| Дата проведения
| I четверть
| Повторение (2 часа)
|
| 1
| 1
| Повторение. Инструктаж по технике безопасности.
| Повторение тем 9 класса, введение
|
|
|
|
| 2
| 2
| Введение «Информация и информационные процессы».
| введение
|
|
|
|
| Итого: 2 часа
| Глава 1. Информационные технологии
(17 часов)
| 3
| 1
| Кодирование и обработка текстовой информации.
Практическая работа №1.1 «Кодирование русских букв»
| §1.1(1)
|
|
|
|
| 4
| 2
| Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа №1.2 «Создание и форматирование документа»
| §1.1(2,3)
|
|
|
|
| 5
| 3
| Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №1.3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»
| §1(4)
|
|
|
|
| 6
| 4
| Системы оптического распознавания документов.
| §1.1(5)
|
|
|
|
| 7
| 5
| Кодирование графической информации. Практическая работа №1.5 «Кодирование графической информации»
| §1.2(1)
|
|
|
|
| 8
| 6
| Растровая графика
| §1.2(2) (повторение)
|
|
|
|
| 9
| 7
| Контрольная работа №1
|
|
|
|
|
| II четверть
| 10
| 8
| Практическая работа №1.6 «Растровая графика»
|
|
|
|
|
| 11
| 9
| Векторная графика
| §1.2(3)
|
|
|
|
| 12
| 10
| Практическая работа №1.8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
|
|
|
|
|
| 13
| 11
| Практическая работа №1.9 «Создание флэш-анимации»
|
|
|
|
|
| 14
| 12
| Кодирование звуковой информации
| §1.3
|
|
|
|
| 15
| 13
| Компьютерные презентации. Практическая работа №1.11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»
| §1.4
|
|
|
|
| 16
| 14
| Контрольная работа №2
|
|
|
|
|
| III четверть
| 17
| 15
| Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа №1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
| §1.5(1)
|
|
|
|
| 18
| 16
| Электронные таблицы. Практическая работа №1.14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
| §1.5(2)
|
|
|
|
| 19
| 17
| Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №1.15 «Построение диаграмм различных типов»
| §1.5(3)
|
|
|
|
| Итого: 17 часов
| Глава 2. Коммуникационные технологии (15 часов)
| 20
| 1
| Локальные компьютерные сети. Практическая работа №2.1 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети»
| §2.1
|
|
|
|
| 21
| 2
| Глобальная компьютерная сеть Интернет
| §2.2
|
|
|
|
| 22
| 3
| Подключение к Интернету. Практическая работа №2.3 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»
| §2.3
|
|
|
|
| 23
| 4
| Всемирная паутина
| §2.4
|
|
|
|
| 24
| 5
| Электронная почта
| §2.5
|
|
|
|
| 25
| 6
| Практическая работа №2.5 «Работа с электронной почтой»
|
|
|
|
|
| 26
| 7
| Контрольная работа №3
|
|
|
|
|
| IV четверть
| 27
| 8
| Общение в Интернете в реальном времени
| §2.6
|
|
|
|
| 28
| 9
| Файловые архивы. Практическая работа №2.7 «Работа с файловыми архивами»
| §2.7
|
|
|
|
| 29
| 10
| Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете.
| §2.8, 2.9
|
|
|
|
| 30
| 11
| Поиск информации в Интернете.
| §2.10
|
|
|
|
| 31
| 12
| Практическая работа №2.9«Поиск в Интернете»
|
|
|
|
|
| 32
| 13
| Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №2.10«Заказ в Интернет-магазине»
| §2.11, 2.12
|
|
|
|
| 33
| 14
| Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №2.11 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
| §2.13
|
|
|
|
| 34
| 15
| Итоговая контрольная работа за 10 класс
|
|
|
|
|
| Итого: 15 часов
|
| Всего: 34 часов
|
|
Календарно-тематическое планирование (11 класс)
Четверть
| № п/п
| № ур. в теме
| Тема уроков
| Домашнее задание
| Дата
| I четверть
| Повторение (1 час)
| 1
| 1
| Инструктаж по технике безопасности.
|
|
| Итого: 1 час
| Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 часов)
| 2
| 1
| История развития вычислительной техники. Практическая работа №1 «Виртуальные компьютерные музеи»
| §1.1
|
| 3
| 2
| Архитектура персонального компьютера
| §1.2
|
| 4
| 3
| Операционные системы. Практическая работа №2 «Сведения о логических разделах дисков»
| §1.3 (1), (доклады)
|
| 5
| 4
| Операционные системы Windows и Linux
| §1.3 (2, 3)
|
| 6
| 5
| Практическая работа №3 «Значки и ярлыки на Рабочем столе»
|
|
| 7
| 6
| Защита от несанкционированного доступа к информации
| §1.4, 1.5
|
| 8
| 7
| Защита от вредоносных программ
| §1.6 (1, 2)
|
| 9
| 8
| Практическая работа №4 «Защита от компьютерных вирусов»
|
|
| II четверть
| 10
| 9
| Сетевые черви и защита от них. Практическая работа №5 «Защита от сетевых червей»
| §1.6 (3)
|
| 11
| 10
| Троянские программы и защита от них. Практическая работа №6 «Защита от троянских программ»
| §1.6 (4)
|
| 12
| 11
| Хакерские утилиты и защита от них. Практическая работа №7 «Защита от хакерских атак»
| §1.6 (5)
|
| 13
| 12
| Контрольная работа № 1
|
|
| Итого: 12 часов
| Глава 2. Моделирование и формализация. (6 часов)
| 14
| 1
| Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.
| §2.1, 2.2
|
| 15
| 2
| Формы представления моделей. Формализация. Этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
| §2.3 – 2.5
|
| 16
| 3
| Исследование интерактивных компьютерных моделей
| §2.6 (1, 2)
|
| III четверть
| 17
| 4
| Исследование математических моделей
| §2.6 (3 - 5)
|
| 18
| 5
| Исследование химических и биологических моделей.
| §2.6 (6, 7)
|
| 19
| 6
| Контрольная работа №2
|
|
| Итого: 6 часов
| Глава 3. Базы данных. Система управления базами данных (СУБД). (7 часов)
| 20
| 1
| Базы данных. Система управления базами данных. Практическая работа №8 «Создание табличной базы данных»
| §3.1, 3.2 (1)
|
| 21
| 2
| Формы в БД. Практическая работа №9 «Создание формы в табличной базе данных»
| §3.2 (2)
|
| 22
| 3
| Фильтры и запросы в БД. Практическая работа №10 «Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов»
| §3.2 (3)
|
| 23
| 4
| Сортировка записей в БД. Отчёты в БД. Практическая работа №11 «Сортировка записей в БД». Практическая работа №12 «Создание отчёта в БД»
| §3.2 (4, 5)
|
| 24
| 5
| Иерархические и сетевые БД
| §3.3, 3.4
|
| 25
| 6
| Практическая работа №13 «Создание генеалогического древа семьи»
|
|
| 26
| 7
| Контрольная работа №3
|
|
| Итого: 7 часов
| IV четверть
| Глава 4. Информационное общество (2 часа)
| 27
| 1
| Право и этика в Интернете
| §4.1, 4.2
|
| 28
| 2
| Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий
| §4.3
|
| Итого: 2 часа
| Повторение. Подготовка к ЕГЭ (6 часа)
| 29
| 1
| Повторение
|
|
| 30
| 2
| Подготовка к ЕГЭ. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
|
|
| 31
| 3
| Подготовка к ЕГЭ. Моделирование и формализация
|
|
| 32
| 4
| Подготовка к ЕГЭ. Базы данных. Система управления базами данных
|
|
| 33
| 5
| Итоговая контрольная работа за 11 класс
|
|
| 34
| 6
| Анализ контрольной работы.
|
|
| Итого: 6 часа
| Всего: 34 часов
|
VII Учебно-методический комплект
Информатика и ИКТ. Учебник для 10 кл. / Н. Д. Угринович – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212с.
Информатика и ИКТ. Учебник для 11 кл. / Н. Д. Угринович –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 188 с.
Кузнецов А., Пугач В., Добудько Т., Матвеева Н. Информатика. Тестовые задания – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
Гусева И.Ю. Информатика в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2006.
Журнал «Информатика в школе».
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. Методическое пособие Н.Д.Угринович 7-11класс, БИНОМ, М.,2005г.
|
|
|