|
Программа элективного курса для учащихся 11класса Химия (решение задач)
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11класса _______ Химия (решение задач)_______
Название программы Срок реализации рабочей программы 2013 -2014 учебный год ,
Руководитель курса: учитель
биологии и химии А.Н.Кузнецова
пгт. Новоаганск
2013
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа элективного курса «Химия» для 11 класса составлена на основании:
- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования
// Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение.
Сост. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005;
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России - №14, 2004 г;
- Закона «Об образовании» РФ;
- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. Срок реализации рабочей учебной программы 1 год. Рабочая учебная программа рассчитана на 18 часов в год ( недели),
час в неделю. Цели элективного курса:
развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии.
Задачи элективного курса:
научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов.
Ведущие формы, методы и технологии обучения:
Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично–поисковые, проблемные методы. Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: контрольные работы, отчеты. Формы промежуточной и итоговой аттестации: защита творческой работы, зачет.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По итогам элективного курса учащиеся должны:
Знать: Уметь производить расчеты:
по формулам и уравнениям реакций;
определение компонентов смеси;
определение формул соединений;
растворимости веществ;
вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся
от нормальных;
энтальпии веществ;
переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждение и решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждение и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждение нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждение и в решение.
Отметка. «1»: отсутствие ответа на задание. Тематический план
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Практических
занятий
| Формы контроля
| 1
| Расчеты по формулам химических веществ
| 4
| 3
| Решенные задачи
| 2
| Расчеты по уравнениям реакций
| 4
| 4
| Решенные задачи
| 3
| Решение задач на растворы
| 4
| 4
| Решенные задачи.
| 4
| Задачи по органической химии
| 5
| 3
| Решенные задачи.
| 5
| Итоговое занятие. Защита авторских задач
| 1
| 1
| Зачет
|
|
| 18
| 15
|
|
Основное содержание разделов Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Тема 1. Задачи на газовые законы. Газовые законы - 4 часа.
КДЦ: научить обучающихся приемам решения задач на применение знаний газовых законов, понятий: массовая, объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса.
Знать: закон Авогадро и его следствия; объединены газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака, уравнение Менделеева-Клайперона, понятия: плотность газа, относительная плотность, нормальные условия и условия отличные от нормальных, международная система единиц (СИ)
Уметь: производить расчеты на применение знаний газовых законов, понятий: массовая,
объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:
- решать задачи на соотношение основных характеристик газов;
- задачи на нахождение молярной массы смеси газов;
- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;
- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.
Тема 2. Расчёты по уравнениям реакций – 4 часа
КДЦ: научить обучающихся производить расчеты по уравнениям реакций,
Знать: алгоритмы решения задач по уравнениям химических реакций.
Уметь:
- производить расчеты, если одно из веществ взято в избытке;
- определять состав соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в
реакцию;
-определять состав двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- решать задачи на электролиз, смешанные задачи.
Тема 3. Концентрация растворов. Выражение состава растворов-4часа
КДЦ: совершенствовать умения и навыки решения задач на применение знаний понятий: массовая доля, молярная концентрация, растворимость.
Знать: способы выражения концентрации растворов, понятия : массовая доля, молярная концентрация, растворимость.
Уметь: - вычислять массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;
- производить расчеты на основе использования графиков растворимости;
- вычислять рН растворов;
- производить вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
Тема 4. Задачи по органической химии – 5 часов + 1 час итоговое занятие
КДЦ: научить обучающихся решать задачи по органической химии.
Знать: основные классы органических соединений алгоритмы решения задач по
органической химии
Уметь:
- определять молекулярные формулы веществ;
- производить расчеты:
объемных отношений газов при химических реакциях;
массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму
одного из участвующих в реакции органических веществ;
массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- составлять цепочки генетической связи органических соединений;
- решать задачи с использованием схем превращений органических соединений,
смешанные задачи.- Календарно-тематическое планирование элективный курс химия 11 класс.
№
| Наименование раздела
| Элементы содержания
раздела
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
| №
занятия
| Тема занятия
| Кол-во
ч.
| Вид контроля
| Сроки
план.
| Сроки
Факт.
| 1
| Газовые законы.
Задачи на
газовые законы –
4 часа
| Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.
| Знать: закон Авогадро и его следствия.
Уметь: производить расчеты на применение знаний газовых законов, понятий: массовая, объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:
- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;
- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.
| 1
2
3
4
| Задачи на
соотношения
основных характеристик газов Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе и
Задачи на нахождение объёмной доли (%) компонентов газовой смеси. Задачи на нахождение мольной доли (%) компонентов газовой смеси
| 1 1
1
1
| устный Письм.
Отчет
Отчет
| 17.09.11
1.10.11
|
| 3
| Расчёты по уравнениям реакций –
4 часа
| Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи
| Знать: алгоритмы решения задач по уравнениям химических реакций.
Уметь:
- производить расчеты, если одно из веществ взято в избытке;
- определять состав соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в
реакцию;
-определять состав двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- решать задачи на электролиз, смешанные задачи.
| 5
6
7
8
| Составление и использование алгоритмических предписаний
Расчеты, если одно из веществ взято в избытке;
Расчеты по термохимическим уравнениям
Определение состава веществ по массам, вступившим в реакцию.
| 1
1
1
1
| Отчет
Отчет
Отчет
| 15.10.11
29.10.11
19.11.11
3.12.11
|
| 4
| Концентра-
ция растворов. Выражение состава растворов -
4 часа
| Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Расчеты на основе использования графиков растворимости. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний.
| Знать: способы выражения концентрации растворов, понятия: массовая доля, молярная концентрация, растворимость.
Уметь:
- вычислять массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;
- производить расчеты на основе использования графиков растворимости;
- вычислять рН растворов;
- производить вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
| 9
10
11
12
| Вычисления с использованием «правила
креста»
Приготовление определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;
Расчеты на основе использования графиков растворимости;
и вычисления рН растворов;
Вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Смешанные задачи
| 1 1
1
1
| Отчет
Отчет
Отчет
Отчет
| 4.02.12
18.02.12
3.03.12
17.03.12
|
| 5
| Задачи по органической химии – 5 часа+1 час итоговое занятие
| Задачи по органической химии. Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи
| Знать: основные классы органических соединений алгоритмы решения задач по
органической химии
Уметь:
- определять молекулярные формулы веществ;
- производить расчеты:
массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции органических веществ;
массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- решатяь задачи с использованием схем
превращений органических соединений,
| 13
14
15-
16
17
18
| Задачи с использованием схем превращений органических соединений
Определение
молекулярных формул веществ
Расчеты по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции органических веществ
Расчеты по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции органических веществ.
Итоговое занятие
| 1 1
2
1
1
| Отчет Отчет о самостоятельном решении задач.
Отчет
Защита творческого задания
| 7.04.12 21.04.12
5.05.12
19.05.12
|
|
Литература для учителя
Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.).
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.: Просвещение, 1992.
Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород, 1996.
Пак М. Алгоритмы в обучении химии. – М.: Просвещение, 1993.
Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001
Литература для учащихся
Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
|
|
|