Главная страница


Программа элективного курса по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»



Скачать 96.27 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»
составитель программы
Дата18.04.2016
Размер96.27 Kb.
ТипПрограмма

Программа элективного курса

по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»

Автор – составитель программы

учитель математики высшей

квалификационной категории

МОУ «СОШ № 3 города Козьмодемьянска» Республики Марий Эл

Кудрявцев Сергей Владимирович


Пояснительная записка
Решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, не получившие необходимых навыков в решении уравнений и неравенств с параметрами, смогут на ЕГЭ по математике получить высокий балл. Кроме того навыки в решении уравнений и неравенств с параметрами будут хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Подготовка к ЕГЭ по математике и успешность выступления на олимпиадах это лишь одна сторона вопроса. Другой, на мой взгляд, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления, математической культуры школьников, способствуют развитию интеллекта, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Практика показывает, что у большинства учащихся решение задач с параметрами вызывает значительные затруднения, которые обусловлены тем, что наличие параметра не позволяет решать уравнение или неравенство по шаблону, а требует рассматривать различные случаи, при которых методы решения, как правило, отличаются друг от друга.

Данный элективный курс позволяет глубже познакомиться с методами решения уравнений и неравенств с параметрами, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательной активности учащихся.

Цели элективного курса:

  • углубление и расширение знаний учащихся о способах и методах решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • систематизация полученных знаний, умений и навыков при решении заданий ЕГЭ, содержащих параметры;

  • развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их математических способностей, формирование интереса к предмету.

Задачи курса:



  • систематизировать основные приемы и методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

 способствовать формированию навыков исследовательской деятельности школьников при решении задач с параметрами;

  • подготовить учащихся к решению задач с параметрами части С единого государственного экзамена по математике.


Программа курса рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • усвоить основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • осуществлять выбор методов решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и проводить их полное обоснование;

  • повысить уровень логического мышления, овладеть навыками исследовательской деятельности.

Формы проведения
Основными формами проведения элективного курса являются лекции с элементами беседы, групповая работа, практикумы по решению задач, тестирование.

Содержание элективного курса
Тема 1. Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.


На первом занятии учащимся сообщаются цель и значение элективного курса. Рассматриваются понятие параметра и способы решения простейших уравнений с параметрами.


Тема 2. Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.

Вводится понятие линейного уравнения с одним или несколькими параметрами. Используя это понятие, решаются уравнения данного типа.


Тема 3. Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.

Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным: дробно-рациональных, уравнений, содержащих абсолютную величину.


Тема 4. Системы линейных уравнений с параметрами.
Решение систем линейных уравнений с параметрами, одно из уравнений которых содержит параметр.


Тема 5. Методы решения квадратных уравнений с параметрами.

Рассматривается понятие и методы решения квадратных уравнений с параметрами.

Тема 6. Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.

Рассматривается методы решения уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям с параметрами.

Тема 7. Линейные неравенства с параметром.

Рассматривается понятие и методы решения линейных неравенств с параметрами.

Тема 8. Неравенства с параметром, приводимые к линейным.

Рассматривается методы решения неравенств с параметрами, сводящихся к линейным неравенствам с параметрами.

Тема 9. Решение квадратичных неравенств с параметром.

Рассматривается понятие и методы решения квадратных неравенств с параметрами.

Тема 10. Показательные уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения показательных уравнений с параметрами и решения показательных уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 11. Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения логарифмических уравнений с параметрами и решения логарифмических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 12. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения тригонометрических уравнений с параметрами и решения тригонометрических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 13. Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами». Проверочная работа по курсу.

Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды
деятельности


1.


Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.


2


Лекция с элементами беседы.
Решение простейших задач.


2.


Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.


2


Лекция.
Практикум по решению задач.


3.


Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.


3

Проверка усвоения ранее изученного материала (самостоятельная работа).

Лекция. Решение задач.


4.


Системы линейных уравнений с параметрами.


2


Лекция с элементами беседы.
Решение задач.


5.


Методы решения квадратных уравнений с параметрами.


4


Лекция.
Практикум по решению задач.


6.


Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.


4

Проверка усвоения ранее изученного материала (тест).

Лекция. Решение задач.


7.


Линейные неравенства с параметром.


2

Лекция с элементами беседы.
Решение задач.


8.


Неравенства с параметром, приводимые к линейным.


2

Лекция с элементами беседы.
Решение задач.


9.


Решение квадратичных неравенств с параметром.


2


Лекция с элементами беседы.
Решение задач.


10.


Показательные уравнения и неравенства с параметрами.


3

Лекция с элементами беседы.
Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).


11.


Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.


3

Лекция с элементами беседы.
Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).


12.


Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.


3

Лекция с элементами беседы.
Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).


13.

Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами». Проверочная работа по курсу.


2

Групповая работа по решению заданий всего курса. Проверочная работа с последующим анализом (тест).




Общее количество часов

34





Пример одного занятия

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: «Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами».
(лекция с элементами беседы)
Цель: познакомить учащихся с понятием «параметр», с основными типами уравнений и неравенств, которые будут рассмотрены в курсе, учить анализировать, рассуждать, развивать логическое мышление.
План занятия:

1. Цели, задачи, содержание занятия.

2. Основная часть занятия:
- определение понятия «параметр»;
- решение некоторых простых уравнений с параметром;
3. Домашнее задание.
Содержание занятия.
Определение: (справочник по математике)

  • Переменная или постоянная величина в уравнении, неравенстве, системе уравнений и др., которая не рассматривается как искомая, а наоборот, решения отыскиваются в зависимости от этой величины.

  • Постоянная величина, характеризующая некоторый математический объект.

  • Вспомогательная переменная величина, от которой зависят другие величины, определяющий математический объект.

Параметры встречаются при введении некоторых понятий:
- функция, прямая пропорциональность: у = кх, (х и у - переменные, к – параметр);
- линейная функция: у = кх + в, (х и у – переменные, к и в – параметры)
- уравнение первой степени: ах + в = 0, (х- переменная, а и в – параметры);
- квадратное уравнение; ах2+вх+с=0, (х - переменная, а, в, с - параметры, а=0).

При первом знакомстве с параметром необходимо научить учащихся осторожно обращаться с фиксированным, но неизвестным числом - параметром.

Примеры:


1. Решить уравнение ах = 1.


Решение.

Решить уравнение с параметром – значит, для всех допустимых значений параметра найти множество всех решений уравнения.
1) если а ≠ 0, х = 1/а.

2) если а = 0, то данное уравнение решений не имеет.

Ответ: если а = 0, то нет решений;

если а ≠ 0, то х = 1/а.

2. Решить уравнение: (а2 – 1)х = а + 1.

Решение. Рассмотрим следующие случаи:
1. Если а =1, то уравнение принимает вид 0х = 2 и не имеет решений;
2. Если а = - 1, то уравнение принимает вид 0х = 0, и тогда х - любое действительное число;
3. Если а ≠ 1 и уравнение имеет единственное решение .

нным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. В решении уравнений с параметром составление ответа – это запись всех полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения.

Ответ: если а = -1, то х – любое действительное число;
если а = 1, то уравнение не имеет решений;

если а = а ≠ 1 , то .

Домашнее задание: Решить уравнения а) (а2- 9)х = а+3; б) (а2- 3а + 2)х = а – 1.


Список литературы


  1. Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир, 2011.- 316 с.

  2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С., Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.

  3. Иванов С.О., Войта Е.А., Ковалевская А.С., Ольховская Л.С.; под ред. Ф.Ф.Лысенко, Учимся решать задачи с параметром, Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2011. – 48с.

  4. Локоть В.В., Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2005. – 96 с.

  5. Локоть В.В., Задачи с параметром. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. – М.:АРКТИ, 2010. – 64 с.

  6. Локоть В.В., Задачи с параметром и их решение: Тригонометрия: уравнения и неравенства. Системы. 10 класс. – М.:АРКТИ, 2008. – 64 с.

  7. Локоть В.В., Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2004. – 96 с.

  8. Прокофьев А.А., Задачи с параметрами. – М.: МИЭТ, 2004. – 258 с.

  9. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г

  10. Ястребинецкий Г.А., Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.