|
Программа элективного курса по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами» Программа элективного курса
по теме «Решение уравнений и неравенств с параметрами»
Автор – составитель программы
учитель математики высшей
квалификационной категории
МОУ «СОШ № 3 города Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Кудрявцев Сергей Владимирович
Пояснительная записка Решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, не получившие необходимых навыков в решении уравнений и неравенств с параметрами, смогут на ЕГЭ по математике получить высокий балл. Кроме того навыки в решении уравнений и неравенств с параметрами будут хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.
Подготовка к ЕГЭ по математике и успешность выступления на олимпиадах это лишь одна сторона вопроса. Другой, на мой взгляд, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления, математической культуры школьников, способствуют развитию интеллекта, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Практика показывает, что у большинства учащихся решение задач с параметрами вызывает значительные затруднения, которые обусловлены тем, что наличие параметра не позволяет решать уравнение или неравенство по шаблону, а требует рассматривать различные случаи, при которых методы решения, как правило, отличаются друг от друга.
Данный элективный курс позволяет глубже познакомиться с методами решения уравнений и неравенств с параметрами, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательной активности учащихся.
Цели элективного курса:
углубление и расширение знаний учащихся о способах и методах решения уравнений и неравенств с параметрами;
систематизация полученных знаний, умений и навыков при решении заданий ЕГЭ, содержащих параметры;
развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их математических способностей, формирование интереса к предмету.
Задачи курса:
систематизировать основные приемы и методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
способствовать формированию навыков исследовательской деятельности школьников при решении задач с параметрами;
подготовить учащихся к решению задач с параметрами части С единого государственного экзамена по математике.
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
усвоить основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
осуществлять выбор методов решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и проводить их полное обоснование;
повысить уровень логического мышления, овладеть навыками исследовательской деятельности.
Формы проведения Основными формами проведения элективного курса являются лекции с элементами беседы, групповая работа, практикумы по решению задач, тестирование.
Содержание элективного курса Тема 1. Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.
На первом занятии учащимся сообщаются цель и значение элективного курса. Рассматриваются понятие параметра и способы решения простейших уравнений с параметрами.
Тема 2. Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.
Вводится понятие линейного уравнения с одним или несколькими параметрами. Используя это понятие, решаются уравнения данного типа.
Тема 3. Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.
Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным: дробно-рациональных, уравнений, содержащих абсолютную величину.
Тема 4. Системы линейных уравнений с параметрами. Решение систем линейных уравнений с параметрами, одно из уравнений которых содержит параметр.
Тема 5. Методы решения квадратных уравнений с параметрами.
Рассматривается понятие и методы решения квадратных уравнений с параметрами.
Тема 6. Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.
Рассматривается методы решения уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям с параметрами.
Тема 7. Линейные неравенства с параметром.
Рассматривается понятие и методы решения линейных неравенств с параметрами.
Тема 8. Неравенства с параметром, приводимые к линейным.
Рассматривается методы решения неравенств с параметрами, сводящихся к линейным неравенствам с параметрами.
Тема 9. Решение квадратичных неравенств с параметром.
Рассматривается понятие и методы решения квадратных неравенств с параметрами.
Тема 10. Показательные уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения показательных уравнений с параметрами и решения показательных уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 11. Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения логарифмических уравнений с параметрами и решения логарифмических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 12. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения тригонометрических уравнений с параметрами и решения тригонометрических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 13. Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Проверочная работа по курсу. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Виды деятельности
|
1.
|
Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.
|
2
|
Лекция с элементами беседы. Решение простейших задач.
|
2.
|
Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.
|
2
|
Лекция. Практикум по решению задач.
|
3.
|
Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.
|
3
| Проверка усвоения ранее изученного материала (самостоятельная работа).
Лекция. Решение задач.
|
4.
|
Системы линейных уравнений с параметрами.
|
2
|
Лекция с элементами беседы. Решение задач.
|
5.
|
Методы решения квадратных уравнений с параметрами.
|
4
|
Лекция. Практикум по решению задач.
|
6.
|
Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.
|
4
| Проверка усвоения ранее изученного материала (тест).
Лекция. Решение задач.
|
7.
|
Линейные неравенства с параметром.
|
2
| Лекция с элементами беседы. Решение задач.
|
8.
|
Неравенства с параметром, приводимые к линейным.
|
2
| Лекция с элементами беседы. Решение задач.
|
9.
|
Решение квадратичных неравенств с параметром.
|
2
|
Лекция с элементами беседы. Решение задач.
|
10.
|
Показательные уравнения и неравенства с параметрами.
|
3
| Лекция с элементами беседы. Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).
|
11.
|
Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.
|
3
| Лекция с элементами беседы. Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).
|
12.
|
Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.
|
3
| Лекция с элементами беседы. Практикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).
|
13.
| Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Проверочная работа по курсу.
|
2
| Групповая работа по решению заданий всего курса. Проверочная работа с последующим анализом (тест).
|
| Общее количество часов
| 34
|
|
Пример одного занятия
ЗАНЯТИЕ 1. Тема: «Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами». (лекция с элементами беседы) Цель: познакомить учащихся с понятием «параметр», с основными типами уравнений и неравенств, которые будут рассмотрены в курсе, учить анализировать, рассуждать, развивать логическое мышление. План занятия:
1. Цели, задачи, содержание занятия.
2. Основная часть занятия: - определение понятия «параметр»; - решение некоторых простых уравнений с параметром; 3. Домашнее задание. Содержание занятия. Определение: (справочник по математике)
Переменная или постоянная величина в уравнении, неравенстве, системе уравнений и др., которая не рассматривается как искомая, а наоборот, решения отыскиваются в зависимости от этой величины.
Постоянная величина, характеризующая некоторый математический объект.
Вспомогательная переменная величина, от которой зависят другие величины, определяющий математический объект.
Параметры встречаются при введении некоторых понятий: - функция, прямая пропорциональность: у = кх, (х и у - переменные, к – параметр); - линейная функция: у = кх + в, (х и у – переменные, к и в – параметры) - уравнение первой степени: ах + в = 0, (х- переменная, а и в – параметры); - квадратное уравнение; ах2+вх+с=0, (х - переменная, а, в, с - параметры, а=0).
При первом знакомстве с параметром необходимо научить учащихся осторожно обращаться с фиксированным, но неизвестным числом - параметром.
Примеры:
1. Решить уравнение ах = 1.
Решение.
Решить уравнение с параметром – значит, для всех допустимых значений параметра найти множество всех решений уравнения. 1) если а ≠ 0, х = 1/а.
2) если а = 0, то данное уравнение решений не имеет.
Ответ: если а = 0, то нет решений;
если а ≠ 0, то х = 1/а.
2. Решить уравнение: (а2 – 1)х = а + 1.
Решение. Рассмотрим следующие случаи: 1. Если а =1, то уравнение принимает вид 0х = 2 и не имеет решений; 2. Если а = - 1, то уравнение принимает вид 0х = 0, и тогда х - любое действительное число; 3. Если а ≠ 1 и уравнение имеет единственное решение .
нным этапом решения задач с параметрами является запись ответа. В решении уравнений с параметром составление ответа – это запись всех полученных результатов. И здесь очень важно не забыть отразить в ответе все этапы решения.
Ответ: если а = -1, то х – любое действительное число; если а = 1, то уравнение не имеет решений;
если а = а ≠ 1 , то .
Домашнее задание: Решить уравнения а) (а2- 9)х = а+3; б) (а2- 3а + 2)х = а – 1.
Список литературы
Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир, 2011.- 316 с.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С., Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.
Иванов С.О., Войта Е.А., Ковалевская А.С., Ольховская Л.С.; под ред. Ф.Ф.Лысенко, Учимся решать задачи с параметром, Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2011. – 48с.
Локоть В.В., Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2005. – 96 с.
Локоть В.В., Задачи с параметром. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. – М.:АРКТИ, 2010. – 64 с.
Локоть В.В., Задачи с параметром и их решение: Тригонометрия: уравнения и неравенства. Системы. 10 класс. – М.:АРКТИ, 2008. – 64 с.
Локоть В.В., Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2004. – 96 с.
Прокофьев А.А., Задачи с параметрами. – М.: МИЭТ, 2004. – 258 с.
Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
Ястребинецкий Г.А., Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.
|
|
|