Министерство образования и науки Республики Татарстан
Институт непрерывного педагогического образования
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
в 9 – ом классе
Т Е М А:
Минахметов Файзнур Гусманович
учитель технологии I категории
МОУ «Биюрганская средняя общеобра -
зовательная школа» Тукаевского района РТ
Набережные Челны
2006 год
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………. 3
Учебный план……………………………………………………………… 4
Содержание программы…………………………………………………… 4
Содержание практических работ…………………………………………. 5
Тест «Тип профессии»……………………………………………………... 5
Тезаурус…………………………………………………………………….. 8
Контроль……………………………………………………………………. 9
Литература………………………………………………………………….. 9
Пояснительная записка
Земледелие – одна из основных отраслей сельского хозяйства. Оно дает человеку основные продукты питания и обеспечивает кормами животноводство, а промышленность сырьем. Подъем сельского хозяйства – дело всего народа, но главная роль в этом процессе принадлежит работникам села. Нынешние социальные и экономические изменения в жизни общества затронули и село. Появилась частная собственность на землю, многие оформляют свои земельные паи на личное использование. Все эти изменения вызывают потребность участия и детей в функционировании домашней экономики.
Для этого нужны грамотные, квалифицированные работники, хорошо владеющие современной техникой и технологией выращивания растений. Все большее значение приобретают агрономические знания. Только хорошо зная потребности растений, всю технологию выращивания, можно получить высокие урожаи, рентабельно вести свое хозяйство.
В подготовке таких кадров важное место занимает сельская школа, которая еще имеет некоторую базу для практических работ, дидактическое обеспечение и учебники.
Представленная программа рассчитана на 14 часов, ориентирована на перспективу определения девятиклассником профиля обучения в старшем звене школы. Она включает и новые для учащихся знания, и содержащиеся в базовой программе, прослеживается связь с химией, биологией, физикой, экологией.
В программу включено психологическое тестирование, которое позволит определить соотношение личных возможностей, способностей и интересов учащихся с требованиями и условиями, которые предъявляются к той или иной профессии или виду трудовой деятельности.
Цели курса:
- подготовка учащихся к осознанному самоопределению в выборе профессии;
- формировать интерес и практические умения в области земледелия;
-применение знаний в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве;
Задачи курса:
- дать первоначальные сведения о земледелии;
- способствовать формированию общетрудовых и начальных профессиональных умений, необходимых для сельского труженика в условиях новых рыночных отношений;
- формирование умений ручной обработки почвы, применения удобрений, подготовки и посева семян;
- способствовать осмыслению ценностей трудовой деятельности гражданином современного общества;
- воспитание интереса к труду, умение оценивать свою деятельность;
- воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качества рачительных хозяев.
Методы и приемы обучения:
- лекционные занятия;
- демонстрация видеоматериалов, использование компьютера;
- собеседование;
- экскурсия;
- защита рефератов;
- тестирование. Учебный план
№
п/п
|
Темы занятий
| Количество часов
| всего
| теория
| практика
| 1
| Введение
| 1
| 1
|
| 2
| Основные факторы жизни растений
| 1
| 1
|
| 3
| Понятие о почве и ее плодородии
| 2
| 1
| 1
| 4
| Обработка почвы
| 2
| 2
|
| 5
| Система обработки почвы
| 2
| 2
|
| 6
| Удобрения и их свойства. Система применения удобрений
| 3
| 2
| 1
| 7
| Научно-практические основы семеноводства, подготовки семян и посева семян
| 2
| 1
| 1
| 8
| Психологическое тестирование
| 1
| 1
|
|
| Итого:
| 14
| 11
| 3
|
Содержание программы Тема 1. Введение. Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Задачи курса.
Тема 2. Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятие о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.
Тема 3. Понятие о почве и ее плодородии.
3.1. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический фактор и основное средство сельскохозяйственного производства. Понятие о плодородии почв. Состав почвы: органическое вещество почвы, его образование, превращение в почве и химический состав. Образование гумуса, его состав, свойства и роль в почвообразовании. Понятие о типах почв. Охрана почв.
3.2. Практическая работа.
Тема 4. Обработка почвы.
4.1. Научно-практические основы обработки почвы. Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Изменения в почве при механической обработке. Технологические операции при обработке почвы
4.2. Основная и поверхностная обработки почвы. Понятие о севообороте.
Тема 5. Система обработки почвы.
5.1. Система обработки почвы под яровые и озимые культуры. Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства.
5.2. Особенности обработки почвы под овощные культуры. Основы минимальной обработки почвы. Охрана почв.
Тема 6. Удобрения и их свойства. Система применения удобрений.
6.1. Минеральное питание растений и условия его регулирования. Органические и минеральные удобрения, их свойства и значение.
6.2. Понятие о научной системе применения удобрений, ее цели. Сроки и способы внесения удобрений. Дозы удобрений. Особенности применения удобрений под основные полевые культуры. Охрана окружающей среды.
6.3. Практическая работа.
Тема 7. Научно-практические основы семеноводства, подготовки семян и посева семян.
7.1. Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Показатели качества посевного материала.
Подготовка семян к посеву: калибровка, обеззараживание, термическая обработка, облучение, инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологически активными веществами. Значение комплексной предпосевной обработки семян. Агротехнические требования к посеву семян. Способы посева и посадки: сплошной, рядовой, перекрестный, узкорядный, широкорядный, ленточный, пунктирный, гнездовой и др. Сроки и глубина посева. Нормы посева семян. Выбор оптимальных сроков, способов, глубины посева и нормы высева в зависимости от крупности семян, биологических особенностей сортов, фона питания и зональных климатических условий.
7.2. Практическая работа.
Тема 8. Психологическое тестирование. Тест «Тип профессии». Содержание практических работ 3.2. Определение механического состава почвы местного хозяйства.
6.3. Определение обеспеченности растений элементами питания.
7.2. Определение чистоты и массы 1000 семян.
Тест «Тип профессии» Бланк для ответов
|
|
|
|
|
|
| «Я хочу»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| 32
| 33
| 34
| 35
|
|
|
|
|
|
|
| «Я могу»
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| 31
| 32
| 33
| 34
| 35
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция 1: Испытуемым необходимо выразить свое желание заниматься тем или иным видом деятельности, насколько нравится ему делать то или иное. Для этого надо оценить каждое высказывание по следующей шкале, соответствующей степени выраженности желания заниматься этим видом деятельности:
0 – не привлекает,
1 – не совсем привлекает,
2 – привлекает,
3 – очень привлекает. Я хочу
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Обслуживать людей
Управлять машинами
Обрабатывать тексты и таблицы
Заниматься художественным оформлением
Ухаживать за животными
Работать руками (физический труд)
Работать головой (умственный труд)
Заниматься лечением людей
Ремонтировать оборудование
Производить расчеты и вычисления
Рисовать или фотографировать
Заготавливать продукты
Выполнять чьи-то решения
Принимать решения
Обучать, воспитывать
Собирать и налаживать технику
Перерабатывать информацию
Создавать произведения искусства
Работать на открытом воздухе, на природе
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать
Создавать новое (придумывать, конструировать)
Защищать права и безопасность
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи
Работать с чертежами, картами и схемами
Выступать на сцене
Выращивать овощи и фрукты
Получать конкретный практический результат
Анализировать, исследовать, наблюдать, испытывать, контролировать
Управлять людьми
Заниматься строительством
Принимать и передавать сигналы и сообщения
Шить, вышивать, вязать (Д); Выжигать, мастерить поделки (М)
Иметь дело с природой
Воплощать идеи в жизнь
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать
Инструкция 2: Испытуемым необходимо выразить свое умение заниматься тем или иным видом деятельности, на сколько он справляется. Для этого надо оценить каждое высказывание по следующей шкале, соответствующей степени выраженности умения заниматься этим видом деятельности: 0 – не умею,
1 – не совсем умею,
2 – умею,
3 – очень хорошо умею. Я могу
(способен, умею, обладаю навыками):
Знакомиться с новыми людьми
Искать и устранять неисправности
Быть сосредоточенным и усидчивым
Создавать красивые со вкусом сделанные вещи
Разбираться в животных или растениях
Быстро выполнять чьи-то указания, распоряжения
Создавать новые инструкции и давать указания
Быть чутким и доброжелательным
Использовать приборы, машины, механизмы
Хорошо считать в уме
Разбираться в литературе и искусстве
Разводить растения или животных
Точно следовать инструкциям
Принимать нестандартные решения
Выслушивать людей
Разбираться в технических устройствах
Кодировать информацию
Петь, играть на музыкальных инструментах
Бороться с болезнями, вредителями растений
Работать по заданному алгоритму (плану)
Легко придумывать новые способы деятельности
Разбираться в людях
Ловко обращаться с инструментами
Оперировать знаками и символами
Сочинять стихи, писать рассказы
Ориентироваться, разбираться в природных явлениях
Выполнять однообразную работу
Брать на себя ответственность
Хорошо говорить и выступать публично
Хорошо ориентироваться в пространстве
Искать и исправлять ошибки в тексте
Рисовать
Работать на земле или ухаживать за животными
Соблюдать правила и нормативы
Самостоятельно организовывать свою работу
Обработка результатов: Подсчитайте количество баллов по столбцам отдельно «Я хочу» и отдельно «Я могу» и сравните их между собой.
Человек – Человек: № 1, 8, 15, 22, 29
Человек – Техника: № 2, 9, 16, 23, 30
Человек – Знаковая система: № 3, 10, 17, 24, 31
Человек – Художественный образ: № 4, 11, 18, 25, 32
Человек – Природа: № 5, 12, 19, 26, 33
А (Исполнитель): № 6, 13, 20, 27, 34
Б (Руководитель, Творчество): № 7, 14, 21, 28, 35
Тезаурус
- АГРОКЛИМАТОЛОГИЯ, изучает климат как фактор сельскохозяйственного производства.
- БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ, воспроизведение биомассы растений, микроорганизмов и животных, входящих в состав той или иной экосистемы; обычно выражается в массе продукции за год на единицу площади или единицу объема (воды, грунта.
- ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН, способность семян давать за установленный срок нормальные проростки или всходы. Определяется отношением (в %) числа проростков (лабораторная всхожесть семян) или всходов (полевая всхожесть семян) к числу высеянных семян.
- ГИБРИД (от лат. hibrida — помесь), организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий и др.).
- ГУМУС (от лат. humus — земля, почва) (перегной), высокомолекулярные темноокрашенные органические вещества почвы. Состоит из гумусовых кислот (гуминовых и фульвокислот), гумина и др.
- ЗЕМЛЕДЕЛИЕ,
1) система приемов воздействия на почву для выращивания сельскохозяйственных культур и получения высоких, устойчивых урожаев.
2) Раздел агрономии, изучающий общие приемы возделывания сельскохозяйственных культур и повышения почвенного плодородия.
- КАЛИБРОВКА СЕМЯН, разделение семян кукурузы, хлопчатника и др. по размеру на фракции, соответствующие размерам ячеек высевающих аппаратов сеялок. Проводят на калибровочных машинах.
- МИНИМАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ, система обработки почвы, позволяющая сократить число проходов тракторов и сельскохозяйственных машин по полю и тем самым снизить энергетические затраты, уменьшить уплотнение и распыление пахотного слоя. Применяется на хорошо окультуренных почвах.
- ОЗИМЫЕ КУЛЬТУРЫ, однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), нормально развивающиеся при осеннем посеве; дают урожай на следующий год.
- ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ, способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико-химической средой для нормальной деятельности.
- ПОСЕВ, в сельском хозяйстве — заделка семян в верхний слой почвы для их прорастания. Способы: рядовой (узкорядный, широкорядный, ленточный), перекрестный, квадратно-гнездовой, разбросной и др. Проводится сеялками, иногда с самолета.
- ПОЧВА, природное образование, состоящее из генетически связанных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов.
- СОРТ РАСТЕНИЙ, совокупность растений, созданных в результате селекции и обладающая определенными, передающимися по наследству морфологическими, биологическими, хозяйственными признаками и свойствами; низшая классификационная единица культурных растений.
- УДОБРЕНИЯ (туки), органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений.
- ЯРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ, однолетние растения (зерновые, технические, овощные, бахчевые и др.), нормально развивающиеся (в отличие от озимых культур) при посеве весной. Дают урожай в год посева.
Контроль Написание рефератов по темам:
- «Почва и ее плодородие»,
- «Минеральные удобрения и их свойства»,
- «Охрана окружающей среды»,
- «Общая характеристика полевых культур» и др. Литература
Захлебный А.Н., Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9 – 10 кл. сред. шк. /Сост. А.Н. Захлебный, - М.: Просвещение, 1986. – 175 с., ил.
Основы агрономии: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов и др.; Под. ред. Н.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 360 с.
Сад. Огород. Усадьба: Почти энциклопедия с 14 начинающих /Сост. Т.И. Голованова, Г.П. Рудаков. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 286 [2] с., ил.
Устименко Г. В. И др.
Основы агротехники полевых и овощных культур: Учеб. пособие для учащихся 9 – 10 кл. сел. шк . /Г.В. Устименко, П.Ф. Кононков, И.Ф. Раздымалин: Под ред. Г.В. Устименко. – М.: Просвещение, 1984. – 255 с., ил.
|