Главная страница


Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» Закона Республики Татарстан «Об образовании»



Скачать 366.74 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании» Закона Республики Татарстан «Об образовании»
Дата12.03.2016
Размер366.74 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

9 класс
Рабочая программа разработана на основе:

- Закона РФ « Об образовании»

- Закона Республики Татарстан « Об образовании»

- федерального компонента государственного стандарта;

- примерной образовательной программы по химии;

- образовательной программы МБОУ «Поповская СОШ»;

- базисного учебного плана РТ;

- учебного плана МБОУ «Поповская СОШ на 2014-2015 учебный год;

- положения школы « О рабочей программе по учебному предмету химии;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в

образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Программа по химии составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии

  2. Федерального базисного плана

  3. Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования

  4. Базисного учебного плана МБОУ «Поповская СОШ»

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 уч.год.

  6. Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 14-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008.).

Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»

О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2009 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2005 г.г. издания).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;

-тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов;

2.Сокращено число часов

- на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.

-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

с 8 часов до 6 часов.

3. Добавлены темы «Электролитическая диссоциация», «окислительно-восстановительные реакции» в связи с малым количеством часов, отведенных на эту тему в прошлом учебном году.

4. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

5. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

6. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание образования
Повторение

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Теория электролитической диссоциации.

Растворы, химическая и физическая теория растворов, зависимость растворения от температуры, кристаллогидраты. Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, ионы, катион, анион, степень ЭД, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена; молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения; необратимые реакции.

Электролитическая диссоциация кислот. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Ряд напряжения металлов Основания. Электролитическая диссоциация щелочей. Реакции ионного обмена. Соли. Электролитическая диссоциация солей в водных растворах. Классификация солей, химические свойства солей. Классификация оксидов, химические свойства оксидов. Генетический ряд металла и неметалла. ОВР и реакции, идущие без изменения степени окисления; окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, метод электронного баланса.
Демонстрация.

Растворение веществ в различных растворителях

Лабораторный опыт.

Реакции ионного обмена. Свойства кислот. Свойства оснований. Свойства солей. Свойства оксидов

Практическая работа.

Ионные реакции

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов
Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. Простые вещества - металлы. Общие физические свойства металлов.

Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами и солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.

Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)

Способы получения металлов: прио-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Ж е л е з о. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения железа – оксиды, гидроксиды железа (II) и (III). Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Общая характеристика щелочно – земельных металлов. Строение атомов. Щелочно-земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочных и щелочноземельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

А л ю м и н и й. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
Демонстрации. 7.Образцы изделий из металлов. 8.Иллюстрация семи чудес света. 9.Восстановление металлов из оксидов углём, водородом. 10.Горение натрия, кальция, алюминия в кислороде. 11.Взаимодействие натрия и кальция с водой. 12.Взаимодействие алюминия с йодом, железа с серой. 13. Коррозия металлов и способы борьбы от коррозии. 14. Взаимодействие лития и натрия с водой. 15.Взаимодействие лития и натрия с хлором. 16. Взаимодействие лития и натрия с серой. 17. Химические свойства оксида лития. 18.Распознование Na+ и K+ по окраске пламени. 19.Горение магния. 20.Взаимодействие кальция с хлором, серой, водой. 21.Горение алюминия. 22. Взаимодействие алюминия с йодом. 23.Показ механической прочности оксидной плёнки. 24.Горение железа в хлоре. 25.Отношение железа к конц.серной и азотной кислотам.

Лабораторные опыты. 3.Ознакомление с коллекцией образцов металлов и их сплавов. 4.Изучение образцов руд железа и соединений алюминия. 5.Цинк+соляная кислота; цинк + серная кислота. 6. Железо + сульфат меди (II). 7.Химические свойства гидроксидов калия и натрия. 8.Свойства негашёной и гашёной извести. 9. Изучение образцов природных соединений щелочных металлов. 10.Изучение коллекции природных соединений кальция. 11. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия. 12.Коллекция сплавов алюминия. 13.Взаимодействие алюминия с растворами кислот, солей и щелочей. 14.Расмотрение природных соединений алюминия. 15.Железо + сера,+раствор кислоты, + раствор солей. 16.Рассмотрение руд железа. 17.Получение и свойства гидроксида алюминия. 18.Получение и свойства гидроксида железа (II), окисление его в гидроксид железа (III), свойства гидроксида железа (III). 19.Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

Практические работы. 1.Осуществление цепочки превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Контрольная работа «Металлы»
Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

В о д о р о д. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, Получение газообразных веществ: водорода. Применение.

Г а л о г е н ы. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли: хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на галогенид – ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

К и с л о р о д. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода. Получение газообразных веществ: кислорода и его применение. Озон. Качественные реакции на газообразные вещества.

В о д а и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

С е р а. Строение атома, аллотропия, нахождение в природе, физические и химические свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы. Сероводородная и сернистая кислоты, их соли. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат – ион.

А з о т. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II)и (IV). Азотная кислота и её применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты. Проблема содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Ф о с ф о р. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(V), ортофосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

У г л е р о д. Строение атома, аллотропия: алмаз, графит. Физические и химические свойства углерода, применение. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Качественная реакция на углекислый газ. Качественная реакция на карбонат – ион. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк)

К р е м н и й. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Понятие о силикатной промышленности. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (стекло, цемент).

Демонстрации. 26.Образцы неметаллов различных агрегатных состояний. 27.Физические свойства водорода. 28.Горение водорода на воздухе и в кислороде. 29.Взрыв смеси водорода с воздухом. 30.Образцы галогенов – простых веществ. 31. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. 32.Вытеснение хлором брома из растворов солей. 33.Образцы галогеноводородов. 34.Получение и свойства хлороводорода. Распознавание соединений хлора. 35.Физические свойства кислорода. 36.Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 37.Получение пластической серы. 38. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. 39.Получение SO2. 40. SO2+H2O+щелочь. 41.Обесцвечивание красок с помощью SO2. 42.Разбавление серной кислоты. 43.Взаимодействие конц.серной кислоты с медью, органическими соединениями. 44.Модели аппаратов для производства серной кислоты. 45.Образцы сульфатов, используемые в народном хозяйстве. 46.Корни бобовых растений с клубеньками. 47.Модель колонны синтеза аммиака. 48.Получение, собирание и распознавание аммиака. 49. Растворение аммиака в воде. 50.Аммиак + соляная кислота. 51.HNO3(P-P)+ Cu, HNO3(конц)+ Cu. 52.Горение скипидара в азотной кислоте. 53.Разложение нитрата калия. 54.Получение белого фосфора из красного. 55.Воспламенение белого фосфора. 56.Получение оксида фосфора (V). 57.Растворение оксида фосфора в воде. 58.Модели кристаллических решёток алмаза и графита. 59.Адсорбция. 60.Горение угля в кислороде. 61.Восстановление меди из её оксида углём.

Лабораторные опыты. 20.Получение водорода. 21.Восстановление меди из её оксида водородом. 22.Природные соединения галогенов. 23.Качественная реакция на галогенид – ион . 24.Получение и свойства кислорода. 25.Образцы природных соединений серы. 26.Свойства разб.серной кислоты. 27.Качественая реакция на сульфат-ион. Распознавание сульфатов. 28.Знакомство с образцами солей аммония. 29.Качественная реакция на NH4+. 30.Знакомство с нитратами. 31.Знакомство с природными соединениями фосфора. 32.Свойства фосфорной кислоты как электролита. 33.Качественая реакция на фосфат-ион. 34.Получение и собирание углекислого газа. 35.Свойства углекислого газа. 36.Коллекция карбонатов. 37.Качественная реакция на карбонат-ион. 38.Преход карбоната в гирокарбонат и наоборот. 39.Знакомство с коллекцией природных соединений кремния. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 6. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа «Неметаллы»
Органические соединения

Сложные вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических веществ. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Молекулярные и структурные формулы органических соединений.

У г л е в о д о р о д ы. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

С п и р т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах этанола и метанола. Трёхатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

К а р б о н о в ы е к и с л о т ы как представители кислородсодержащих органических соединений. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Её свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Биологически важные вещества. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

Биологически важные вещества

Понятие о аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Биологически важные вещества: углеводах. Глюкоза, её свойства и значения. Крахмал и целлюлоза(в сравнении), их биологическая роль.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением

Практическая работа «Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.»

Демонстрации. 62. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Образцы природных и синтетических органических соединений. 63.Шаростержневые модели молекул органических соединений. 64. Горение метана. 65.Получение этилена. 66. Горение этилена. 67.Качественные реакции: отношение этилена к бромной воде, раствору перманганата калия. 68. Образцы этанола, метанола, этиленгликоля, глицерина. 69.Качественая реакция на многоатомные спирты. 70.Окисление спиртов. 71.Свойства уксусной кислоты. 72.Получение сложного эфира. 73.Цветные реакции белков. 74. Растворимость и осаждение белков. 75.Денатурация белка. 76. Образцы углеводов. 77.Гидролиз крахмала и целлюлозы. 78. Образцы лекарственных препаратов.79. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Лабораторные опыты. 40. Изготовление моделей молекул углеводородов. 41. Свойства глицерина. 42. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 43. Взаимодействие крахмала с йодом. 44.Образцы твёрдых и жидких жиров. 45.Растворимость жиров.

Практическая работа 7. Изготовление моделей углеводородов. 8. Знакомство с образцами лекарственных препаратов. 9. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. 10.Экспериментальное изучение свойств органических веществ.

Контрольная работа №3 «Органические соединения»

Тематическое планирование уроков химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна (2 часа в неделю).

урока

Дата

по плану (проведено)

Тема урока

Термины

Содержание

Эксперимент

Задачи

Д/з

ТЕМА Введение (4 часа).

1

04.09

Характеристика химического элемента - металла на основе положения в ПСХЭ




Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида; Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла.







П 1,

в 1-10

2

06.09

Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева




Строение атома, характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду и подгруппе элементами; состав и характер высшего оксида; состав и характер высшего гидроксида. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды неметалла.










3

11.09

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Переходные элементы

Амфотерность

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Л №1

Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей





П 2

В 1-4

4

13.09

Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева




Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома. Значение ПЗ и ПС. Предсказания Д.И.Менделеева для германия, скандия, гелия.







П 3

В 1-11

ТЕМА 1. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (6 часов).

5

18.09

Скорость химических реакций

Скорость химических реакций

Гомогенные реакции

Гетерогенные реакции

Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ.







П 29

В 1-5 (Х-8)

6

20.09

Факторы, влияющие на скорость химических реакций




Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, температуры, концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс).

Л №2

Изучение влияния условий на скорость химических реакций




П 30

В 1-6

(Х-8)

7

25.09

Катализ и катализаторы

Катализаторы

Ингибиторы

Ферменты

Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы.







П 31

В 1-5

(Х-8)

8

27.09

Обратимые и необратимые процессы

Обратимые

Необратимые химические реакции

Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.







П 32

В 1-4

(Х-8)

9

02.10

Химическое равновесие и способы его смещения

Химическое равновесие

Понятие о химическом равновесии как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле Шателье.







П 33

В 1-5

(Х-8)

10

04.10

Обобщение знаний по теме




Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме.







-

ТЕМА 2. Металлы (15 часов).

11

09.10

Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов

Щелочные

Щелочноземельные металлы

Характеристика положения элементов-металлов в ПС. Строение атомов-металлав. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов-простых веществ.

Л №3

Рассмотрение образцов металлов




П 4

П 4

В 1-6

П 5

В 1-3

П 6

12

11.10

Химические свойства металлов

Электрохимический ряд напряжений металлов

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об ОВР

Д

Взаимодействие металлов с неметаллами

Л №4

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей




П 8

В 1,

3-5

13

16.10

Коррозия металлов

Коррозия

Коррозия металлов. Способы защиты металлов ор коррозии.







П 10

В 2,

6-8

14

18.10

Сплавы

Сплавы

Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы, их значение







П 7

В 1-3

15

23.10

Металлы в природе. Общие способы их получения

Металлургия

Самородные металлы и основные соединения металлов в природе. Важнейшие руды. Понятие о металлургии и ее разновидностях: пиро-, гидро-, электрометаллургии.

Л №5

Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа




П 9

В 1-6

16

25.10

Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы




Сравнительная характеристика щелочных металлов по плану:

- строение атомов;

- простые вещества, их физические и химические свойства;

- кислородные соединения (оксиды, гидроксиды).

Д

Образцы щелочных металлов

Д

Взаимодействие натрия, лития с водой




П 11

1 часть

В 1-2

17

30.10

Соединения щелочных металлов

Качественные реакции

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (NaCl, Na2CO3, NaHCO3 и др). понятие о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов.







П 11 часть 2

В 4-5

18

01.11

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы




Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов.

Д

Образцы щелочноземельных металлов

Д взаимодействие кальция с водой




П 12 часть 1

В 1, 6, 9

19

13.11

Соединения щелочноземельных металлов




Обзор важнейших соединений щелочноземельных металлов и в первую очередь соединений кальция: оксиды, гидроксиды, соли (СаСО3 и его разновидности, Сa(NO3)2, Ca3(PO4)2 и др), их свойства и значение.







П 12

2 часть

В 5, 8

20

15.11

Алюминий, его физические и химические свойства




Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия на основе его свойств.







П 13

1 часть

В 3-4, 7

21

20.11

Соединения алюминия




Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозем и его модификации. Распространенность алюминия в природе.







П 13

2 часть

В 6

22

22.11

Железо, его физические и химические свойства




Особенности строения электронных оболочек атомов элементов побочных подгрупп на примере железа. Степени окисления железа в соединениях. Физические и химические свойства железа – простого вещества.

Л №6

Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+




П 14

1 часть

В 4-6

23

27.11

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+




Характеристика химических свойств оксидов (II) и (III) и гидроксидов железа (II) и (III). Важнейшие соли железа (II) и (III): хлориды, сульфаты. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+.

Д

Получение гидроксидов железа (II) и (III)




П 14

2 часть

В 2

24

29.11

Обобщение по теме «Металлы»




Обобщение знаний, решение задач и упражнений, подготовка к контрольной работе.










25

04.12

Контрольная работа по теме «Металлы»




Контроль и учет знаний по теме.










ТЕМА 3. Неметаллы (20 часов).

26

06.12

Общая характеристика неметаллов

Ряд электроотрицательности

Положение элементов-неметаллов в ПС, особенности строения их атомов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл»







П 15

В 1-6

27

13.12

Общая характеристика галогенов

Галогены

Строение атомов галогенов, их степени окисления. Строение молекул галогенов. Галогены – простые вещества. Закономерности в изменении их физических и химических свойств в зависимость от увеличения порядкового номера химического элемента. Краткие сведения о хлоре, иоде и фторе.

Д

Образцы природных соединений хлора




П 17

В 1-8

П 19

В 1-2

28

13.12

Соединения галогенов




Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в народном хозяйстве.

Л №7

Качественная реакция на хлорид-ион




П 18

В 1-7

29




Сера, ее физические и химические свойства

Халькогены

Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства ромбической серы. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об ОВР.

Д взаимодействие серы с металлами

Д

Образцы природных соединений серы




П 21

В 2-3, 6

30

18.12

Оксиды серы (IY) и (YI)




Получение и свойства оксидов серы (IY) и (YI) как кислотных оксидов. Характеристика реакции 2 SO2+O2═2SO3 и рассмотрение условий смещения равновесия вправо.







П 22

1 часть

В 1-2,

5-6

31

20.12

Серная кислота и ее соли




Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете представлений об ОВР и ТЕД. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты: сырье, химизм процессов. Соли серной кислоты. Их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-ионов.

Л №8

Качественная реакция на сульфат-ион




П 22

2 часть

В 3-4, 8

32

25.12

Азот и его свойства




Строение атомов азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об ОВР.







П 23

В 1-5

33

27.12

Аммиак и его свойства

Донор

Акцептор

Строение молекулы аммиака. Физические свойства, получение, собирание, распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму.







П 24

В 1-7

34

15.01

Соли аммония




Соли аммония: состав, получение, физические и химические свойства. Представитель. Применение в народном хозяйстве.

Л №9

Распознавание солей аммония




П 25

В 1-5

35

17.01

Азотная кислота и ее свойства




Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: ее взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из азота и аммиака. Применение азотной кислоты в народном хозяйстве.

Д

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью




П 26

1 часть

В 1-5

36

22.01

Соли азотистой и азотной кислот. Азотные удобрения




Нитраты и нитриты, их свойства (разложение при нагревании) и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции.

Д

Образцы азотных удобрений




П 26

2 часть

В 6-7

37

24.01

Фосфор




Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применения красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора

Д

Образцы природных соединений фосфора




П 27

1 часть

В 1-3

38

29.01

Соединения фосфора




Оксид фосфора (Y) и ортофосфорная кислота. Ее соли. Фосфор в природе. Фосфорные удобрения.

Д

Образцы фосфорных удобрений




П 27

2 часть

В 4-7

39

31.01

Углерод




Строение атома углерода. Аллотропия, свойства модификаций – алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод и его сорта: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и ее практическое значение. Химические свойства углерода.

Д

Образцы природных соединений углерода

Д

Поглощение углем растворенных веществ или газов

Д

Восстановление меди из ее оксида углем




П 28

В 1-8

40

05.02

Оксиды углерода (II) и (IY)




Строение молекул СО и СО2. физические и химические свойства оксидов углерода. Получение и применение СО и СО2.

Л №10

Получение углекислого газа и его распознавание




П 29

1 часть

В 1-5

41

07.02

Карбонаты




Важнейшие карбонаты: кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно.

Л №11

Качественная реакция на карбонат-ион




П 29

2 часть

В 6-8

42

12.02

Кремний




Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний, сравнение его свойств с углеродом. Природные соединения кремния: SiO2, силикаты и алюмосиликаты.

Д

Образцы природных соединений кремния




П 30

1 часть

В 1-4

43

14.02

Силикатная промышленность




Производство стекла, фарфора, цемента. Их применение в народном хозяйстве.

Д образцы керамики, стекла, цемента

Л №12

Ознакомление с продукцией силикатной промышленности




П 30

2 часть

В 5-6

44

19.02

Обобщение по теме «Неметаллы»




Решение задач и упражнений по теме. «Цепочки переходов». Подготовка к контрольной работе.










45

21.02

Контрольная работа по теме «Неметаллы»




Контроль и учет знаний по теме.










ТЕМА 4. Практикум по неорганической химии (5 часов).

46

26.02

Практическая работа №1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.




47

28.02

Практическая работа №2 . Получение аммиака и исследование его свойств.




48-49

05.03-07.03

Практическая работа №3-4. «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов», «Решение экспериментальных задач на получение соединений металлов»




50

12.03

Практическая работа №5 Практическое осуществление превращений веществ.




ТЕМА 5. Обобщение знаний по неорганической химии (6 часов).

51

14.03

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома




Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы, закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.










52

16.03

Строение вещества




Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.










53

19.03

Химические реакции




Классификация химических реакций по различным признакам. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее.










54-55

21.03-02.04

Классы химических соединений в свете ТЭД




Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД.










56

04.04

Контрольная работа по неорганической химии.




Контроль и учет знаний. РРЗ










ТЕМА 6. Органические вещества (12 часов).

57

09.04

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Органическая химия

Изомерия Гомология

Радикалы

Органическая химия – химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия углеродных соединений. Природные и синтетические органические вещества. Валентность и степень окисления. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова.

Пр.р.№6 Изготовление моделей углеводородов.




П 31

В 1-6

58

11.04

Алканы. Химические свойства и применение алканов.

Гомологический ряд

Алканы

Гомологический ряд алканов: общая формула, номенклатура, изомерия углеродного скелета. Радикал. Физические свойства метана. Горение углеводородов, термическое разложение, галогенирование, изомеризация. Применение метана на основе его свойств. Реакция дегидрирования этана.







П 32

В 1-6

59

16.04

Алкены. Химические свойства этилена.

Алкены

Гомологический ряд алкенов: общая формула, номенклатура, изомерия. Двойная связь. Физические свойства этилена, его получение из этана. Химические свойства этилена: реакции горения, присоединения водорода, галогена, галогеноводорода, воды. Качественные реакции на двойную связь. Продукты гидратации и окисления: этанол и этиленгликоль.







П 33

В 1-6

60

18.04

Понятие о спиртах

Спирты

Общая формула и гомологический ряд спиртов. Этанол и метанол, их физиологические свойства и значение. Атомность спиртов. Этиленгликоль как двухатомный спирт и глицерин как трехатомный спирт, их значение.







П 36

В 1-5

61

20.04

Понятие об одноосновных карбоновых кислотах

Карбоновые кислоты

Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислотах на примере уксусной кислоты. Ее народнохозяйственное значение. Ацетаты. Жирные кислоты. Реакция этерификации.







П 37

В1-6

П 38

В 1, 4-6

62

23.04

Понятие о сложных эфирах. Жиры.

Сложные эфиры

Жиры

Взаимодействие уксусной кислоты с этиловым спиртом. Реакция этерификации, ее обратимость. Сложные эфиры в природе. Их применение.







П 38

В 2-3

П 39

В 1-5

63

25.04

Понятие об аминокислотах

Аминокислоты

Аминокислоты как продукт замещения атома водорода в радикале карбоновых кислот на аминогруппу. Амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. Биологическое значение аминокислот.







П 40

1 часть

В 1

64

30.04

Реакции поликонденсации аминокислот. Белки

Белки

Белки как продукты реакции поликонденсации аминокислот. Пептидная связь. Состав и строение белков. Распознавание белков. Биологическая роль белков







П 40

2 часть

В 2-5

65

03.05

Углеводы

Углеводы

Углеводы, их классификация. Представители углеводов: глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Биологическая роль углеводов.







П 41

В 1-6

66

07.05

Полимеры

Полимеры

Природные, химические и синтетические полимеры. Получение: реакции полимеризации и поликонденсации. Основные понятия химии ВМС: полимер, мономер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Пластмассы. Волокна.







П 42

В 1-5

67

14.05

Обобщение знаний по органической химии.




Генетическая связь между классами органических веществ на примере цепочек переходов от алкана к полипептиду. Контроль знаний.










68

16.05

Контрольная работа по теме «Органическая химия»




Контроль и учет знаний. РРЗ










69

21.05

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды, многоатомные спирты, крахмал и непредельные соединения.







70

23.05

Повторение.