Главная страница


Программа по химии (8-9 класс) Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по химии (8-9 класс) Пояснительная записка
страница1/9
Дата11.03.2016
Размер1.05 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Рабочая учебная программа по химии (8-9 класс)


Пояснительная записка

Рабочая учебная программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по химии, в соответствии с государственными стандартами общего образования по химии, ориентирована на учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-8,9.-М.: Просвещение; 2009, 2012 г., при планировании 2 часа в неделю (68 часов\год), из них в 8 классе контрольных работ - 5, практических работ –6; в 9 классе контрольных работ - 5, практических работ - 7.
УМК:

1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия-8,9.-М.:Просвещение,2008, 2012

2. Гара Н. Н., Зуева М. В. Контрольные и проверочные работы по химии 8—9кл. — М.: Дрофа, 2008

3. Ра д е ц к и й А. М. и др. Дидактические материалы по химии. 8—9 кл. — М.: Просвещение, 2008

Выбранный УМК обеспечивает наиболее продуктивную отработку общеучебных умений и навыков по курсу неорганической химии 8-9 класса,обладает четко выраженной структурой и доступностью, способствуя усвоению некоторого базового объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира — одного из необходимых условий выработки реалистического взгляда на природу и место человека в ней, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.

Изучение химии в 8-9 классе направлено на достижение следующих целей:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Учебно-воспитательные задачи предмета:

- изучить основы науки: важнейшие факты, понятия, химические законы и теории, химическую символику, доступные обобщения мировоззренческого характера;

- ознакомить с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;

- воспитать нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе и собственности;

- воспитать осознанную потребность в труде, совершенствовать трудовые умения и навыки, подготовить к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;

- формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

- формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения;

- формировать умения организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
Программа по химии позволяет раскрыть ведущие концептуальные идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; движение познания ко все более глубокой сущности; обусловленность превращений веществ действием законов природы; переход количественных изменений в качественные и разрешение противоречий; развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса; возрастающая роль химии в создании новых материалов, в решении энергетической и продовольственной проблем, в выполнении задач химизации народного хозяйства, экономии сырья, охраны окружающей среды.
Требования к результатам изучения химии в 8-9 классах

В результате изучения химии ученик 8 класса должен

Знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, химические формулывеществ и уравнения реакций

  1. важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула относительная атомная и молекулярная массы, валентность, химическая связь, ион, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электроотрицательность, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление,

  2. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д.И.Менделеева.

  3. правила техники безопасности при выполнении работе с химическими реактивами

Уметь

  1. называть химические элементы и соединения изученных классов

  1. объяснять физический смысл № химического элемента, № группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в малых периодах периодической системы (далее ПС), сущность реакций

  2. характеризовать ХЭ с № 1 - 20 на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие химические свойства основных классов неорганических веществ

  3. определять состав веществ по их формуле, принадлежность веществ к определенному классу соединений, тип химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях,

  4. составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения химическими элементами с № 1 -20; уравнения химических реакций,

  1. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

  1. распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей, хлорид-ионы,

  2. вычислять массовую долю ХЭ по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, массе или объёму реагентов или продуктов реакции.

  3. использовать свои знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  4. оказывать первую медицинскую помощь при химических ожогах

В результате изучения химии ученик 9 класса должен

Знать

  1. химическую символику: знаки химических элементов, химические формулы
    веществ и уравнения реакций

  2. важнейшие химические понятия: вещество,химический элемент, атом, молекула,
    относительная атомная и молекулярная массы, валентность, химическая связь, ион, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, электроотрицательность, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление

  3. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
    периодический закон Д.И.Менделеева.

  4. правила техники безопасности при выполнении работы с химическими реактивами

Уметь

  1. называть химические элементы и соединения изученных классов

  1. объяснять физический смысл № химического элемента, № группы и периода;
    закономерности изменения свойств элементов в малых периодах периодической системы(далее ПС), сущность реакций ионного обмена

  2. характеризовать ХЭ с № 1 - 20 на основе их положения в ПС и особенностей
    строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие химические свойства основных классов неорганических веществ

  3. определять состав веществ по их формуле, принадлежность веществ к
    определенному классу соединений, тип химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях; вид химической связи в соединениях; возможность протекания реакций ионного обмена.

  4. составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы
    строения ХЭ с № 1 -20; уравнения химических реакций

  1. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

  1. распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- , карбонат- ионы.

  2. вычислять массовую долю ХЭ по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу по количеству вещества, массе или объёму реагентов или продуктов реакции.

  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

  1. безопасного обращения с веществами и материалами

  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде

  3. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

  4. критической оценки информации о веществах, используемых в быту

  5. приготовления растворов заданной концентрации.

  • оказывать первую медицинскую помощь при химических ожогах


На протяжении всего курса химии 8 класса прослеживаются межпредметные связи с курсом физики (тема «Периодический закон и система Д.И.Менделеева. Строение атома», «Растворы. Вода»), природоведения( «Первоначальные химические понятия»),биологии (вопросы о содержании химических соединений в организме растений, животных и человека; окислительно - восстановительные реакции в живых организмах), математики (методика решения расчетных задач), литературы (упоминание о металлах, неметаллах в литературных произведениях).

На протяжении всего курса химии 9 класса прослеживаются межпредметные связи с курсом физики (тема «Металлы»), биологии (биологическая роль металлов и неметаллов),геологии (распространенности металлов и неметаллов в земной коре),природоведения (круговорот веществ в природе),математики(методика решения расчетных задач),литературы(упоминание о металлах, неметаллах, органических веществах в литературных произведениях).

В рамках реализации программы учитываются психологические, возрастные особенности обучающихся при отборе содержания, методов и форм работы. Индивидуально подбирается объем учебной нагрузки в зависимости от способностей и возможностей учащихся. Сочетаются различные формы обучения (коллективные, групповые, индивидуальные, парные), что позволяет развивать все виды коммуникативной деятельности обучающихся. Планирование и организация уроков осуществляется с опорой на нестандартные формы, методы и приемы работы, развивающие способности обучающихся, повышающие уровень теоретических и практических навыков. Обучение организуется как на репродуктивном уровне, предполагающем закрепление знаний, формирование общеучебных ЗУН, так и исследовательском, направленном на развитие творческого мышления и воображения учащихся.

Предпочтительными формами обучения являются индивидуальная работа, консультации для наилучшей отработки общеучебных умений и навыков в рамках образовательного стандарта, а также, используются продуктивные формы деятельности: уроки-семинары, уроки-практикумы, эвристические беседы, что способствует развитию интереса к предмету, формированию положительной мотивации к обучению, развитию общеучебных умений и навыков, превосходящих образовательный стандарт.

В процессе реализации программы в педагогической практике применяются технологии:

  • личностно – ориентированного обучения по И.С.Якиманской и О.С.Газману;

  • дифференцированного обучения по Г.К.Селевко;

  • развивающего обучения Л.Я.Зорина, Н.Ф.Талызиной, Л.В.Занкова;

  • диагностики образовательного процесса В.М.Лизинского, В.Зайцева, Т.Смирнова.

Самостоятельную работу обучащихся на уроке необходимо рассматривать как одно из основных средств воспитания ученика – деятеля, для этого используются тестовые задания, электронные учебные пособия, презентации.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе:

- лабораторная работа – вид самостоятельной практической и исследовательской работы обучающихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования

- практическая работа – вид учебной деятельности обучающихся, по своим целям и задачам аналогичный лабораторным работам. Практические работы – средство связи теории и практики в обучении, развития познавательных способностей и самостоятельности обучающихся

- общественный смотр знаний- вид учебной деятельности обучающихся, направленный на оценку и самооценку приобретенных теоретических и практических умений и навыков по темам, которым контрольную работу провести трудно; при этомвиде деятельности знание проверяет независимая комиссия, учитель направляет работу обучающихся
  1   2   3   4   5   6   7   8   9