Главная страница

Программа кружка "эксперимент" пояснительная записка. Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 11 классов



Скачать 322.66 Kb.
НазваниеПрограмма кружка "эксперимент" пояснительная записка. Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 11 классов
Дата18.04.2016
Размер322.66 Kb.
ТипПрограмма



Утверждаю


Директор МОУ «СОШ № 4

с углубленным изучением

отдельных предметов»

____________________

Т.Ф. Богомолова

«___» _____________ 200_ г.
Программа кружка "ЭКСПЕРИМЕНТ"
пояснительная записка.

Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 – 11 классов (четыре года обучения) и носит предметно-ориентированный характер. Содержание программы поможет учащимся отработать навыки моделирования, планирования и проведения эксперимента различного уровня сложности в рамках программы по химии для 8 -11 класса, поможет найти ответ каждому на вопрос "могу ли я?", "хочу ли я?" при выборе профиля дальнейшего обучения. Для 9 класса программа содержит учебный материал, который позволяет учащимся расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.

Важнейшей задачей современного образования в области естественных

наук является установление тех сложных связей, которые существуют в

системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех

жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.

Программа содержит следующие разделы: «Химический эксперимент», «Химия и искусство», «Химия и литература», «Химия в повседневной жизни человека», «Химия окружающей среды», «Основы аналитической химии».

Цели кружковых занятий:

  1. Формирование познавательного интереса к предмету.

  2. Формирование практических, прогностических навыков экспериментальной деятельности.

  3. Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимых для успешного изучения химии в профильном классе, вСУЗе и ли ВУЗе, где в специализированном режиме изучается курс химии.

4. Системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий.

Ожидаемый результат:

Пройдя курс занятий в кружке «Эксперимент», учащиеся смогут самостоятельно проводить доступные им исследования, планировать эксперимент, анализировать результаты опытов, увеличится интерес к вопросам применения знаний химии в повседневной жизни, моделировать способы устранения или уменьшения последствий экологических воздействий.

Содержание программы




название тем



количество

часов

виды

деятельности




8 класс






Химический эксперимент


1

Правила техники безопасности.

Приёмы работы с химической посудой.

Использование лабораторного оборудования.


2

лекция

упражнение в применении химической посуды и лаб. оборудования

2

Моделирование эксперимента.

4

Составление модели опыта, исследования.

Лаб. опыты

3

Основы теоретических знаний, необходимых для проведения лабораторных опытов

2

лекции

контроль

знаний

4

Опыты – чудо, опыты – исследования, опыты – с ярким эффектом

6




5

Химические эксперименты в домашних условиях

2




6

Проведение лабораторных опытов:

Индикаторы

Изучение свойств веществ

-кислоты

-щёлочи

-металлы


5

лекции,опорный конспект

7

Как подготовить демонстрационные опыты.

1

Решение задач

8

Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).

2

решение задач

9

Экспериментальное решение задач


4

решение задач и упр-й

10

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»

3




11

Итоговое занятие, защита проектных работ, исследований.

3








итого


34







9 класс



Химия и искусство


10




1.

Химические вещества и материалы в живописи


1




2.

Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи. Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах

2




3

Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства

1




4.

Медь и бронза. Позолота.

1




5.

Чугун: и волшебство и вдохновение

Сталь от оружия до ювелирных изделий

1




6.

Художественная ценность и свойства стекла

1




7

Советы коллекционерам

1




8

Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. »

2



Химия в литературе - 6


9

«Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»

2




10

Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»

2




11

Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».

2



Химия в повседневной жизни человека14


12

Химия и пища (белки, липиды, углеводы)

1




13
Пищевые добавки (изучаем этикетки)

2




14.

Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)

2




15

Пищевая аллергия

1




16

Химия пищеварения

1




17

Химические основы домашнего приготовления пищи

2




18

Химчистка на дому. Удаление пятен»

1




19

Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен»

1




20

Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения»

1




22

Химические средства гигиены и косметики

2




23

Обсуждение проектов и домашних исследований

1




24
Защита проектов и домашних исследований

2




25

Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии

1








итого


34
















10 класс



Химия окружающей среды


18







Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе

1







Химия биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Биогеохимические процессы



2







Химия атмосферы

Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней

Основные источники загрязнения атмосферы

2







Химия гидросферы Физико-химические свойства воды Химия и охрана гидросферы Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми.


4







Химия литосферы

Ресурсы Земли 1

Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами,

промышленной переработки в РК


4







Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды


1







Решение расчетных задач с экологическим содержанием



2







Стратегия выживания

2







Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч.




Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих

соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства.


1







Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о

мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.


2







Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями.

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм.


4







Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных

технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.


3







Практическое значение кислородсодержащих соединений.

Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. Использование консервантов в пищевой промышленности. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.

2







Практические работы

1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые

кислоты.

2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.

3. Получение душистых веществ из комнатных растений.



3







Практикум по решению расчетных задач по теме.


1







Итоговая конференция

2







итого

34







11 класс










Основы аналитической химии – 34 ч.




Предмет, содержание, задачи аналитической химии.

1







Аппаратура и техника лабораторных работ. Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций . Реактивы.

Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций

Теоретические основы химического анализа.

Свойства воды как растворителя. Растворение.

Растворы.

Химическое равновесие, решение задач на определение pH. водных растворов. Ионное произведение воды. Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Гидролиз солей. Кислотно-основные индикаторы.



2
8








Классификация ионов. Аналитическая классификация катионов. Аналитическая классификация анионов.

2







Обнаружение катионов. Катиона первой - шестой аналитических групп.

6







Анализ раствора, содержащего смесь ионов.

1







Обнаружение анионов.(1 – 3 группа анионов)

3







Количественный анализ в аналитической химии.

Гравиметрический анализ. Аналитические весы, правила взвешивания. Титриметрический анализ.

3







Практические работы:

  1. Состояние ионов меди в водных растворах.

  2. Определение Рн растворов

  3. Взаимодействие ионов серебра, свинца с групповым реагентом.

  4. Взаимодействие ион свинца (II) с иодидом калия. Окрашивание пламени летучими

соединениями кальция.

  1. Взаимодействие ионов хрома с групповым реагентом. Реакция ионов трёхвалентного железа с роданидом алюминия.

  2. Определение катионов 1-6 групп.

  3. Определение анионов.




7






Подведение итогов. Конференция.


1



















итого

34








Утверждаю


Директор МОУ «СОШ № 4

с углубленным изучением

отдельных предметов»

____________________

Т.Ф. Богомолова

«___» _____________ 200_ г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

КРУЖКА «Эксперимент».

8 класс


п\п

Тема занятия


Дата проведения

занятия

корректировка

1.

Правила техники безопасности.








2.

Приёмы работы с химической посудой.

Использование лабораторного оборудования







3.

Моделирование эксперимента.







4.

Комментарий и объяснение наблюдаемого эффекта эксперимента







5.

Лабораторные опыты физико-химического содержания







6.

Исследования в домашних условиях (методика, планирование, предупреждение опасных ситуаций)







7.

Основы теоретических знаний, необходимых для обработки эксперимента. Признаки химических реакций.







8.

Теоретические основы опытов аналитического содержания. Качественные реакции.







9.

Опыты – чудо как сопровождение сценария мероприятия.







10.

Опыты – исследования.







11.

Моделирование опытов – исследований, проводимых в домашних условий.







12.

Меры предосторожности при проведении опытов с ярким эффектом.







13.

Металлы - материал для создания шедевров мирового искусства







14.

Химические средства гигиены и косметики. Исследование. Изучение.







15.

Химические эксперименты в домашних условиях: химия и пища. Домашний проект.







16.

Химия и пища







17.

Проведение лабораторных опытов:

Индикаторы







18.

Изучение свойств веществ

-кислоты









19

Изучение свойств веществ:

щёлочи









20.

Изучение свойств веществ

металлы








21.

Защита домашнего проекта.







22.

Как подготовить демонстрационные опыты.







23.

Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).







24.

Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).







25.

Экспериментальное решение задач








26.

Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода».







27.

Решение экспериментальных задач «Подгруппа азота».







28.

Решение экспериментальных задач «Металлы».







29

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»







30.

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»







31.

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»







32.

Защита проектных работ, исследований.







33.

Оформление результатов работы.







34.

Итоговое занятие. Рефлексия работы за год.








Утверждаю


Директор МОУ «СОШ № 4

с углубленным изучением

отдельных предметов»

____________________

Т.Ф. Богомолова

«___» _____________ 200_ г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

КРУЖКА «Эксперимент».

9 класс


Тема занятия


Дата проведения

Корректировка

Химические вещества и материалы в живописи











Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи.










Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах










Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства










Медь и бронза. Позолота.










Чугун: и волшебство и вдохновение

Сталь от оружия до ювелирных изделий










Художественная ценность и свойства стекла










Советы коллекционерам










Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. »










Проведение мероприятия






Химия в литературе - 6





«Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»










«Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»










Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»










Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»










Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».










Проведение мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».






Химия в повседневной жизни человека 14





Химия и пища (белки, липиды, углеводы)

1






Пищевые добавки (изучаем этикетки)

2






Пищевые добавки (изучаем этикетки)













Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)

2










Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)













Пищевая аллергия













Химия пищеварения













Химические основы домашнего приготовления пищи













Химические основы домашнего приготовления пищи













Химчистка на дому. Удаление пятен»













Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен»













Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения»













Химические средства гигиены и косметики













Химические средства гигиены и косметики













Обсуждение проектов и домашних исследований









Защита проектов и домашних исследований









Защита проектов и домашних исследований













Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии












Утверждаю


Директор МОУ «СОШ № 4

с углубленным изучением

отдельных предметов»

____________________

Т.Ф. Богомолова

«___» _____________ 200_ г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».

10 класс


Тема занятия


Дата проведения

Корректировка

Химия окружающей среды


18




1

Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе








2

Роль биосферы в химии Земли







3

Биогеохимические процессы









4

Химия атмосферы

Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней








5

Основные источники загрязнения атмосферы







6

Химия гидросферы Физико-химические свойства воды







7

Химия и охрана гидросферы







8

Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми.








9

Практическая работа «Определение примесей в составе воды»







10

Химия литосферы

Ресурсы Земли







11

Охрана литосферы







12

Загрязнение почв отходами,

промышленной переработки в РК








13

Обработка информации, собранной учащимися по теме:

« Загрязнение почв отходами,

промышленной переработки в РК».








14

Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды








15

Решение расчетных задач с экологическим содержанием








16

Решение расчетных задач с экологическим содержанием










17
Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся)









18
Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся)










Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч.




19

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих

соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства.











20

Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о

мутагенной и канцерогенной активности










21

Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.











22

Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями.

Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство.










23

Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями










24

Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм.











25

Пр. р Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты










26

Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения










27

Улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных

технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.











28

Пр.р Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые

кислоты.











29

Практическое значение кислородсодержащих соединений.

Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов









30

Современные синтетические средства.. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.









31

Использование консервантов в пищевой промышленности









32

Пр.р Получение душистых веществ из комнатных растений.










33

Подготовка материалов к конференции










34

Подведение итогов. Конференция.











ЛИТЕРАТУРА

Артеменко А.И. Справочное руководство по химии./А.И.Артеменко –

М.: Высшая школа, 2003 – 321с.

Барбье, М. Введение в химическую экологию / М. Барбье – М.: Мир,

1978. –

Васильев В.П. «Аналитическая химия». Лабораторный практикум /

В.П.Васильев, Р.П.Морозова, Л.А.Кочергина – М.: «Дрофа». 2004

Васильев В.П. кн. 2: физико-химические методы анализа – М.: «Дро-

фа». 2003 –

.Л.Л.Генкова «Почему это опасно», М.,Просвещение,1989

Макаров, К.А. Химия и медицина: книга для чтения / К.А. Макаров. –

М.: Просвещение, 1981

.Л.Е. Сомин «Увлекательная химия» Москва « Просвещение»1978

И.М. Скурихин « Всё о пище с точки зрения химика М., 1991

Химия в быту. Смоленск. Русич 1996

.Энциклопедия для детей. Т.17 М. Аванта +, 2000

Журналы «Химия и жизнь»

Журналы «Химия в школе», «Биология в школе»

Газета «Химия: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

Гринберг Ю.И. «Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи».М.,Изобразительное искусство,1987

Энциклопедия юного художника.М,1990

Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника М. Мирос, 1994

Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов, Л.В. Шусто-

ва. – М.: Просвещение, 1995