|
Программа кружка "эксперимент" пояснительная записка. Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 11 классов
Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г. Программа кружка "ЭКСПЕРИМЕНТ" пояснительная записка.
Программа кружка «Эксперимент» предназначен для учащихся 8 – 11 классов (четыре года обучения) и носит предметно-ориентированный характер. Содержание программы поможет учащимся отработать навыки моделирования, планирования и проведения эксперимента различного уровня сложности в рамках программы по химии для 8 -11 класса, поможет найти ответ каждому на вопрос "могу ли я?", "хочу ли я?" при выборе профиля дальнейшего обучения. Для 9 класса программа содержит учебный материал, который позволяет учащимся расширить знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.
Важнейшей задачей современного образования в области естественных
наук является установление тех сложных связей, которые существуют в
системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех
жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать стратегию выживания и развития общества.
Программа содержит следующие разделы: «Химический эксперимент», «Химия и искусство», «Химия и литература», «Химия в повседневной жизни человека», «Химия окружающей среды», «Основы аналитической химии».
Цели кружковых занятий:
Формирование познавательного интереса к предмету.
Формирование практических, прогностических навыков экспериментальной деятельности.
Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимых для успешного изучения химии в профильном классе, вСУЗе и ли ВУЗе, где в специализированном режиме изучается курс химии.
4. Системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий.
Ожидаемый результат:
Пройдя курс занятий в кружке «Эксперимент», учащиеся смогут самостоятельно проводить доступные им исследования, планировать эксперимент, анализировать результаты опытов, увеличится интерес к вопросам применения знаний химии в повседневной жизни, моделировать способы устранения или уменьшения последствий экологических воздействий.
Содержание программы
№
| название тем
| количество
часов
| виды
деятельности
|
| 8 класс
|
|
| Химический эксперимент | 1
| Правила техники безопасности.
Приёмы работы с химической посудой.
Использование лабораторного оборудования.
|
2
| лекция
упражнение в применении химической посуды и лаб. оборудования
| 2
| Моделирование эксперимента.
| 4
| Составление модели опыта, исследования.
Лаб. опыты
| 3
| Основы теоретических знаний, необходимых для проведения лабораторных опытов
| 2
| лекции
контроль
знаний
| 4
| Опыты – чудо, опыты – исследования, опыты – с ярким эффектом
| 6
|
| 5
| Химические эксперименты в домашних условиях
| 2
|
| 6
| Проведение лабораторных опытов:
Индикаторы
Изучение свойств веществ
-кислоты
-щёлочи
-металлы
| 5
| лекции,опорный конспект
| 7
| Как подготовить демонстрационные опыты.
| 1
| Решение задач
| 8
| Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).
| 2
| решение задач
| 9
| Экспериментальное решение задач
| 4
| решение задач и упр-й
| 10
| Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»
| 3
|
| 11
| Итоговое занятие, защита проектных работ, исследований.
| 3
|
|
|
итого
|
34
|
|
| 9 класс
|
| Химия и искусство | 10
|
| 1.
| Химические вещества и материалы в живописи | 1
|
| 2.
| Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи. Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах
| 2
|
| 3
| Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства
| 1
|
| 4.
| Медь и бронза. Позолота.
| 1
|
| 5.
| Чугун: и волшебство и вдохновение
Сталь от оружия до ювелирных изделий
| 1
|
| 6.
| Художественная ценность и свойства стекла
| 1
|
| 7
| Советы коллекционерам
| 1
|
| 8
| Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. »
| 2
|
| Химия в литературе - 6 | 9
| «Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»
| 2
|
| 10
| Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»
| 2
|
| 11
| Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».
| 2
|
| Химия в повседневной жизни человека14 | 12
| Химия и пища (белки, липиды, углеводы)
| 1
|
| 13
| Пищевые добавки (изучаем этикетки) | 2
|
| 14.
| Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)
| 2
|
| 15
| Пищевая аллергия
| 1
|
| 16
| Химия пищеварения
| 1
|
| 17
| Химические основы домашнего приготовления пищи
| 2
|
| 18
| Химчистка на дому. Удаление пятен»
| 1
|
| 19
| Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен»
| 1
|
| 20
| Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения»
| 1
|
| 22
| Химические средства гигиены и косметики
| 2
|
| 23
| Обсуждение проектов и домашних исследований
| 1
|
| 24
| Защита проектов и домашних исследований | 2
|
| 25
| Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии
| 1
|
|
|
итого
|
34
|
|
|
|
|
| 10 класс
|
| Химия окружающей среды | 18
|
|
| Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе
| 1
|
|
| Химия биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Биогеохимические процессы
| 2
|
|
| Химия атмосферы
Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней
Основные источники загрязнения атмосферы
| 2
|
|
| Химия гидросферы Физико-химические свойства воды Химия и охрана гидросферы Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми.
| 4
|
|
| Химия литосферы
Ресурсы Земли 1
Охрана литосферы. Загрязнение почв отходами,
промышленной переработки в РК
| 4
|
|
| Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды
| 1
|
|
| Решение расчетных задач с экологическим содержанием
| 2
|
|
| Стратегия выживания
| 2
|
|
| Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч.
|
| Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих
соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства.
| 1
|
|
| Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о
мутагенной и канцерогенной активности. Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.
| 2
|
|
| Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями.
Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство. Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями. Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм.
| 4
|
|
| Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения: улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных
технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.
| 3
|
|
| Практическое значение кислородсодержащих соединений.
Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов. Современные синтетические средства. Использование консервантов в пищевой промышленности. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.
| 2
|
|
| Практические работы
1. Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые
кислоты.
2. Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты.
3. Получение душистых веществ из комнатных растений.
| 3
|
|
| Практикум по решению расчетных задач по теме.
| 1
|
|
| Итоговая конференция
| 2
|
|
| итого
| 34
|
|
| 11 класс
|
|
|
| Основы аналитической химии – 34 ч.
|
| Предмет, содержание, задачи аналитической химии.
| 1
|
|
| Аппаратура и техника лабораторных работ. Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций . Реактивы.
Аппаратура и посуда. Техника выполнения отдельных операций
Теоретические основы химического анализа.
Свойства воды как растворителя. Растворение.
Растворы.
Химическое равновесие, решение задач на определение pH. водных растворов. Ионное произведение воды. Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Гидролиз солей. Кислотно-основные индикаторы.
| 2 8
|
|
| Классификация ионов. Аналитическая классификация катионов. Аналитическая классификация анионов.
| 2
|
|
| Обнаружение катионов. Катиона первой - шестой аналитических групп.
| 6
|
|
| Анализ раствора, содержащего смесь ионов.
| 1
|
|
| Обнаружение анионов.(1 – 3 группа анионов)
| 3
|
|
| Количественный анализ в аналитической химии.
Гравиметрический анализ. Аналитические весы, правила взвешивания. Титриметрический анализ.
| 3
|
|
| Практические работы:
Состояние ионов меди в водных растворах.
Определение Рн растворов
Взаимодействие ионов серебра, свинца с групповым реагентом.
Взаимодействие ион свинца (II) с иодидом калия. Окрашивание пламени летучими
соединениями кальция.
Взаимодействие ионов хрома с групповым реагентом. Реакция ионов трёхвалентного железа с роданидом алюминия.
Определение катионов 1-6 групп.
Определение анионов.
| 7
|
|
| Подведение итогов. Конференция. | 1
|
|
|
|
|
|
| итого
| 34
|
|
|
Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».
8 класс
№ п\п
| Тема занятия | Дата проведения
занятия
| корректировка
| 1.
| Правила техники безопасности.
|
|
| 2.
| Приёмы работы с химической посудой.
Использование лабораторного оборудования
|
|
| 3.
| Моделирование эксперимента.
|
|
| 4.
| Комментарий и объяснение наблюдаемого эффекта эксперимента
|
|
| 5.
| Лабораторные опыты физико-химического содержания
|
|
| 6.
| Исследования в домашних условиях (методика, планирование, предупреждение опасных ситуаций)
|
|
| 7.
| Основы теоретических знаний, необходимых для обработки эксперимента. Признаки химических реакций.
|
|
| 8.
| Теоретические основы опытов аналитического содержания. Качественные реакции.
|
|
| 9.
| Опыты – чудо как сопровождение сценария мероприятия.
|
|
| 10.
| Опыты – исследования.
|
|
| 11.
| Моделирование опытов – исследований, проводимых в домашних условий.
|
|
| 12.
| Меры предосторожности при проведении опытов с ярким эффектом.
|
|
| 13.
| Металлы - материал для создания шедевров мирового искусства
|
|
| 14.
| Химические средства гигиены и косметики. Исследование. Изучение.
|
|
| 15.
| Химические эксперименты в домашних условиях: химия и пища. Домашний проект.
|
|
| 16.
| Химия и пища
|
|
| 17.
| Проведение лабораторных опытов:
Индикаторы
|
|
| 18.
| Изучение свойств веществ
-кислоты
|
|
| 19
| Изучение свойств веществ:
щёлочи
|
|
| 20.
| Изучение свойств веществ
металлы
|
|
| 21.
| Защита домашнего проекта.
|
|
| 22.
| Как подготовить демонстрационные опыты.
|
|
| 23.
| Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).
|
|
| 24.
| Составление отчета по итогам эксперимента (гипотезы, описание наблюдений, выводы).
|
|
| 25.
| Экспериментальное решение задач
|
|
| 26.
| Решение экспериментальных задач «Подгруппа кислорода».
|
|
| 27.
| Решение экспериментальных задач «Подгруппа азота».
|
|
| 28.
| Решение экспериментальных задач «Металлы».
|
|
| 29
| Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»
|
|
| 30.
| Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»
|
|
| 31.
| Подготовка и проведение внеклассного мероприятия «В мире химических чудес»
|
|
| 32.
| Защита проектных работ, исследований.
|
|
| 33.
| Оформление результатов работы.
|
|
| 34.
| Итоговое занятие. Рефлексия работы за год.
|
|
|
Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
КРУЖКА «Эксперимент».
9 класс
| Тема занятия | Дата проведения
| Корректировка
| | Химические вещества и материалы в живописи |
|
|
| Методы исследования произведений монументальной и станковой живописи.
|
|
|
| Изучение химического состава древней живописи в инфракрасных лучах
|
|
|
| Металлы – материалы для создания шедевров мирового искусства
|
|
|
| Медь и бронза. Позолота.
|
|
|
| Чугун: и волшебство и вдохновение
Сталь от оружия до ювелирных изделий
|
|
|
| Художественная ценность и свойства стекла
|
|
|
| Советы коллекционерам
|
|
|
| Подготовка мероприятия «Чаепитие по-японски…. »
|
|
|
| Проведение мероприятия
|
|
| | Химия в литературе - 6 |
| «Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»
|
|
|
| «Химические» сюжеты произведениях художественной литературы»
|
|
|
| Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»
|
|
|
| Практическое занятие по теме: «Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе»
|
|
|
| Подготовка мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».
|
|
|
| Проведение мероприятия «Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира».
|
|
| | Химия в повседневной жизни человека 14 |
| Химия и пища (белки, липиды, углеводы)
| 1
|
|
| | Пищевые добавки (изучаем этикетки) | 2
|
|
| | Пищевые добавки (изучаем этикетки) |
|
|
|
| Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)
| 2
|
|
|
| Способы установления качества продукта в домашних условиях (изучаем шоколад, мёд)
|
|
|
|
| Пищевая аллергия
|
|
|
|
| Химия пищеварения
|
|
|
|
| Химические основы домашнего приготовления пищи
|
|
|
|
| Химические основы домашнего приготовления пищи
|
|
|
|
| Химчистка на дому. Удаление пятен»
|
|
|
|
| Практическое занятие «выведение жирных и масляных пятен»
|
|
|
|
| Практическое занятие «Выведение цветных пятен органического происхождения»
|
|
|
|
| Химические средства гигиены и косметики
|
|
|
|
| Химические средства гигиены и косметики
|
|
|
|
| Обсуждение проектов и домашних исследований
|
|
|
| | Защита проектов и домашних исследований |
|
|
| | Защита проектов и домашних исследований |
|
|
|
| Заключительное занятие: обзор литературы по вопросам занимательной химии
|
|
|
|
Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 4
с углубленным изучением
отдельных предметов»
____________________
Т.Ф. Богомолова
«___» _____________ 200_ г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «Эксперимент».
10 класс
| Тема занятия | Дата проведения
| Корректировка
| | Химия окружающей среды | 18
|
| 1
| Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе
|
|
| 2
| Роль биосферы в химии Земли
|
|
| 3
| Биогеохимические процессы
|
|
| 4
| Химия атмосферы
Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней
|
|
| 5
| Основные источники загрязнения атмосферы
|
|
| 6
| Химия гидросферы Физико-химические свойства воды
|
|
| 7
| Химия и охрана гидросферы
|
|
| 8
| Физико-химическая характеристика природных вод Республики Коми.
|
|
| 9
| Практическая работа «Определение примесей в составе воды»
|
|
| 10
| Химия литосферы
Ресурсы Земли
|
|
| 11
| Охрана литосферы
|
|
| 12
| Загрязнение почв отходами,
промышленной переработки в РК
|
|
| 13
| Обработка информации, собранной учащимися по теме:
« Загрязнение почв отходами,
промышленной переработки в РК».
|
|
| 14
| Хемосфера Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды
|
|
| 15
| Решение расчетных задач с экологическим содержанием
|
|
| 16
| Решение расчетных задач с экологическим содержанием
|
|
|
| 17 | Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся) |
|
|
| 18 | Стратегия выживания (обсуждение рефератов учащихся) |
|
|
| Кислородсодержащие органические соединения: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты как загрязнители окружающей среды - 14 ч.
|
| 19
| Кислородсодержащие органические соединения: спирты, кетоны, альдегиды, карбоновые кислоты. Особенности строения кислородсодержащих
соединений, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства.
|
|
|
| 20
| Роль кислородосодержащих соединений в живых организмах. Биологическая роль спиртов, альдегидов и карбоновых кислот. Понятие о
мутагенной и канцерогенной активности
|
|
|
| 21
| Токсическое действие кислородсодержащих соединений. Биотрансформация.
|
|
|
| 22
| Загрязнение окружающей среды кислородсодержащими соединениями.
Антропогенные источники поступления кислородсодержащих соединений в окружающую среду – промышленность, автотранспорт, сельское хозяйство.
|
|
|
| 23
| Последствия загрязнения природной среды кислородсодержащими соединениями
|
|
|
| 24
| Изменения метаболизма у теплокровных животных. Заболевания человека, вызванныевоздействием кислородсодержащих соединений на организм.
|
|
|
| 25
| Пр. р Действие кислородсодержащих соединений на биологические объекты
|
|
|
| 26
| Способы предупреждения загрязнения окружающей среды. Пути выхода из экологических ситуаций, обусловленных техногенными выбросами, содержащими кислородсодержащие соединения
|
|
|
| 27
| Улавливание и использование выбросов, переработка твердых отходов, повторное вовлечение в технологический процесс очищенных стоков, разработка и внедрение безотходных
технологий, контроль качества продукции, подбор экологически безопасных компонентов СМС.
|
|
|
| 28
| Пр.р Качественные реакции на спирты, альдегиды, кетоны и карбоновые
кислоты.
|
|
|
| 29
| Практическое значение кислородсодержащих соединений.
Душистые вещества на основе альдегидов и кетонов
|
|
|
| 30 | Современные синтетические средства.. Положительное и отрицательное воздействие кислородсодержащих соединений на человека.
|
|
|
| 31 | Использование консервантов в пищевой промышленности
|
|
|
| 32 | Пр.р Получение душистых веществ из комнатных растений.
|
|
|
| 33
| Подготовка материалов к конференции
|
|
|
| 34
| Подведение итогов. Конференция.
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Артеменко А.И. Справочное руководство по химии./А.И.Артеменко –
М.: Высшая школа, 2003 – 321с.
Барбье, М. Введение в химическую экологию / М. Барбье – М.: Мир,
1978. –
Васильев В.П. «Аналитическая химия». Лабораторный практикум /
В.П.Васильев, Р.П.Морозова, Л.А.Кочергина – М.: «Дрофа». 2004
Васильев В.П. кн. 2: физико-химические методы анализа – М.: «Дро-
фа». 2003 –
.Л.Л.Генкова «Почему это опасно», М.,Просвещение,1989
Макаров, К.А. Химия и медицина: книга для чтения / К.А. Макаров. –
М.: Просвещение, 1981
.Л.Е. Сомин «Увлекательная химия» Москва « Просвещение»1978
И.М. Скурихин « Всё о пище с точки зрения химика М., 1991
Химия в быту. Смоленск. Русич 1996
.Энциклопедия для детей. Т.17 М. Аванта +, 2000
Журналы «Химия и жизнь»
Журналы «Химия в школе», «Биология в школе»
Газета «Химия: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Гринберг Ю.И. «Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи».М.,Изобразительное искусство,1987
Энциклопедия юного художника.М,1990
Титова И.М. Вещества и материалы в руках художника М. Мирос, 1994
Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов, Л.В. Шусто-
ва. – М.: Просвещение, 1995 |
|
|