|
Бутурлиновский механико-технологический колледж БУТУРЛИНОВСКИЙ
МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Автор: Искра Ольга Юрьевна - преподаватель химии колледжа.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ для студентов 2-го курса специальностей 27.01 и 27.02.
/ очного и заочного отделений /.
г. Бутурлиновка
2001 год
Автор: О.Ю.Искра, преподаватель естественно-научных дисциплин колледжа. Рецензенты: О.А.Стребкова, преподаватель колледжа.
М.И.Жукова, доцент кафедры химии ВГПУ.
Ответственный за выпуск: Р.Л.Шевченко, методист колледжа.
Рабочая тетрадь содержит практические рекомендации по выполнению и оформлению лабораторных работ. В ней предусмотрены тестовые задания для проверки теоритических знаний и умений перед выполнением лабораторной работы по определенному блоку тем курса: ”Органическая химия”, приведены необходимые сведения по технике безопасности, разработаны многовариантные дополнительные задания в виде упражнений и расчетных задач по каждой лабораторной работе. Данная рабочая тетрадь должна способствовать оптимизации и эффективности процесса обучения студентов.
Для студентов специальностей 27.01/ очной и заочной формы обучения / и27.02 / очной формы обучения /.
Одобрена цикловой комиссией общих естественно-научных
дисциплин БМТК
© –– Бутурлиновский механико-технологический колледж,2001 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая тетрадь лабораторного практикума разработана для реализации рабочей программы предмета “Органическая химия” по специальности 27.01 “Технология хранения и переработки зерна” и 27.02 “Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство”( для студентов 2-го курса, базовый уровень).
Потребность в подготовке данного методического пособия вызвана необходимостью реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 27.01 и 27.02, определенных ГОС СПО. В целях соблюдения техники безопасности при проведении лабораторного практикума в рабочей тетради приведены основные правила работы в химической лаборатории и рекомендации по оказанию первой помощи пострадавшему. В каждой лабораторной работе определена ее цель, указаны необходимые реактивы и оборудование, форма работы, характер работы, рекомендуемая литература и методические пособия, предусмотрены задания тестового контроля для проверки теоретических знаний и умений, предложены методические рекомендации по проведению и оформлению лабораторной работы.
Для того, чтобы сделать форму работы каждого студента индивидуальной и дифференцированной в рабочей тетради предлагаются многовариантные задания к обязательной самостоятельной работе и дифференцированные упражнения и расчетные задачи для дополнительной самостоятельной работы.
Так как оформление лабораторной работы и самостоятельной работы производится в самой рабочей тетради, то при этом оформлении следует придерживаться следующих требований:
вести записи в тетради черной пастой, избегая исправлений и помарок;
рисунки и схемы опытов выполнять простым карандашом, прибегая к цветным - в случае необходимости ( напр. при оформлении результатов качественных реакций);
при ответе на тестовое задание в виде расчетной задачи необходимо не только записать правильный ответ, но и произвести решение этой задачи;
при осуществлении превращений с помощью уравнений реакций нужно указывать названия продуктов этих реакций;
при решении расчетных задач необходимо указывать размерность величин и записывать полный ответ задачи;
четко формулировать вывод по каждому опыту;
после оформления лабораторной работы составляется общий вывод по лабораторной работе, где обобщаются сведения, полученные в ходе проведения опытов по получению и свойствам изученных органических соединений.
Оценка за выполнение лабораторной работы выставляется в форме зачета. Выполнение лабораторной работы в полном объеме (ее оформление) и решение обязательных и дополнительных упражнений и задач оценивается по пятибальной шкале.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение предмета “Органическая химия” основано на сочетании теоретических, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов. Особое место в изучении предмета занимает лабораторный практикум, который проводится после изучения всех блоков тем курса “Органическая химия”- и перед экзаменом по этому предмету. То есть лабораторный практикум имеет цель закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания из теоретического материала на основе проведения лабораторных опытов. Кроме того на лабораторном практикуме студенты углубляют теоретические знания и овладевают навыками техники проведения химического эксперимента. Даже при совершенном овладении теорией, но без умения проводить эксперимент, нельзя стать полноценным специалистом. Поэтому так важно это умение выработать у студентов в ходе проведения лабораторного практикума. Если уже в колледже студент освоит приемы и навыки экспериментирования, то, будучи специалистом, он достаточно быстро выработает рациональный и эффективный подход к выполнению любого практического задания.
Важно и то, что кроме умения решать практические задачи путем постановки опыта, у студентов одновременно формируются профессиональные умения и навыки работы с различными реактивами, приборами, аппаратурой и химической посудой, соблюдая правила техники безопасности.
Чтобы успешно выполнить лабораторный практикум, нужно соблюдать определенные требования по подготовке к каждой лабораторной работе:
повторить теоретический материал данной темы (или блока тем) по лекции, учебнику и опорным конспектам;
ознакомиться с описанием содержания предстоящей работы, выполнить рисунки или схемы опытов;
письменно ответить на контрольные вопросы теста;
не начинать проводить опыт, пока не станет ясна цель работы, последовательность ее выполнения и не будет проверен собранный прибор;
после окончания опыта сразу же произвести его оформление ( наблюдения, соответствующие уравнения реакций, вывод ) в рабочую тетрадь;
необходимо четко сформулировать общий вывод по лабораторной работе;
и только после предыдущих операций - приступить к выполнению упражнений и задач обязательной многовариантной и дифференцированной (дополнительной) самостоятельной работы;
нельзя забывать об аккуратности при оформлении лабораторной работы.
Прежде чем приступить к лабораторному практикуму, студентам необходимо изучить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, правила противопожарной безопасности и правила оказания первой помощи пострадавшему.
Правила техники безопасности в лаборатории “Органической химии”.
Работать одному в лаборатории категорически запрещается.
Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность, неряшливость часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.
Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу, пить воду.
Нельзя приступать к работе, пока студенты не усвоят всей техники ее выполнения.
Опыты нужно проводить только в чистой посуде. После окончания эксперимента посуду следует мыть сразу же.
В процессе работы необходимо соблюдать чистоту, аккуратность. Следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества (галогенопроизводные, фенолы, нитросоединения, непредельные соединения и др.) вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Никаких веществ в лаборатории не пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
После окончания работы необходимо выключить все нагревательные приборы, воду, электроэнергию.
Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнуще и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
Запрещается трогать, включать, выключать без разрешения преподавателя электрические приборы.
Не загромождайте свое рабочее место лишними предметами.
Все опыты с сильно пахнущими и концентрированными веществами нужно проводить только в вытяжном шкафу.
Добавляя концентрированные кислоты (особенно серную), вливают кислоту в воду, а не наоборот.
При пользовании спиртовкой зажигают ее спичкой, гасят - закрывая пламя крышкой спиртовки.
Не разрешается работать в лаборатории без специальной одежды.
Правила противопожарной безопасности.
Осторожно обращайтесь с нагревательными приборами.
При возникновении пожара немедленно отключить все нагревательные и электроприборы во всей лаборатории. Быстро убрать все горючие вещества подальше от огня, а пламя тушить огнетушителем, песком или используя противопожарное одеяло. Не следует заливать пламя водой, во многих случаях это приводит лишь к большему распространению пламени и расширению очага пожара.
В случае воспламенения горючих веществ быстро погасите спиртовку, отставьте сосуд с огнеопасным веществом и тушите пожар: - горящие жидкости прикройте войлоком, а затем, если нужно воспользуйтесь песком, но не заливайте водой; - в случае воспламенения щелочных металлов гасите пламя только сухим песком, но не водой.
Если на ком-либо загорелась одежда, нужно пострадавшего повалить на пол и быстро покрыть войлочным одеялом. Ни в коем случае нельзя бежать, так как в этом случае пламя только усилится. Можно потушить на себе одежду обливанием водой или быстрым перекатыванием по полу.
Первая помощь при несчастных случаях.
При термических ожогах немедленно делают обильные примочки раствором перманганата калия.
При ожогах кислотами сразу же промывают пораженное место большим количеством воды, а затем 3-процентным раствором гидрокарбоната натрия и опять водой.
При ожогах едкими щелочами хорошо и обильно промыть пораженное место проточной водой, затем разбавленным раствором уксусной кислоты, а после этого опять большим количеством воды.
При попадании кислоты или щелочи в глаза следует сразу же их промыть. Для этого направляют небольшую струю воды то в один глаз, то в другой в течение 3-5 минут. Затем глаза промывают или раствором гидрокарбоната натрия ( в случае кислоты ), или раствором борной кислоты ( в случае щелочи ). После этого нужно немедленно обратится к врачу.
Кожу, пораженную сильно действующими органическими веществами, нужно быстро промыть большим количеством растворителя; пострадавшего доставить в медпункт. При раздражении дыхательных путей следует дать пострадавшему понюхать 5%-ный аммиачный раствор и вывести на воздух.
При ранении стеклом удалите осколки из раны и смажте края раны раствором йода, затем перевяжите бинтом.
Организация учебной деятельности на лабораторном практикуме
/ для студентов очного отделения /. Для того, чтобы учебная деятельность студентов на лабораторном практикуме была индивидуальной, а значит и более интересной, предлагаю выполнение лабораторных работ вести в подгруппах по следующему плану. План выполнения лабораторных работ студентами спец. 27.01:
№ пары/ л.р.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 2
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| 3
| 3
| 4
| 5
| 1
| 2
| 4
| 4
| 5
| 1
| 2
| 3
| 5
| 5
| 1
| 2
| 3
| 4
| 6
| 1
| 3
| 5
| 2
| 4
| 7
| 2
| 4
| 1
| 3
| 5
| 8
| 3
| 5
| 2
| 4
| 1
|
План выполнения лабораторных работ студентами спец. 27.02:
№ пар / л.работ
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 2
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| 3
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| 2
| 4
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| 2
| 3
| 5
| 5
| 6
| 7
| 1
| 2
| 3
| 4
| 6
| 6
| 7
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 7
| 7
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 8
| 1
| 3
| 5
| 7
| 2
| 4
| 6
|
Темы лабораторных работ: 1. Изучение свойств гидроксипроизводных углеводородов.
2. Получение и свойства карбонилсодержащих соединений.
3. Получение и свойства карбоксилсодержащих соединений.
4. Изучение свойств и анализ липидов.
5. Изучение свойств углеводов.
6. Изучение свойств аминокислот и белков.
7. Распознавание органических веществ.
Организация учебной деятельности на лабораторном практикуме
/ для студентов заочного отделения /. В рабочей программе дисциплины “Органическая химия” предусмотрено выполнение двух лабораторных работ, каждая из которых объемом по 2 часа /всего 4 часа/. Лабораторная работа № 1 по теме “ Органические соединения с однородными функциями” по содержанию включает в себя лабораторные работы №№ 1, 2, 3, 4 данной рабочей тетради. Лабораторная работа № 2 по теме “Бифункциональные органические соединения” включает по содержанию лабораторные работы №№ 5, 6.
Поскольку количество часов на выполнение лабораторного практикума для студентов очного отделения превышает количество часов на выполнение того же лабораторного практикума для студентов заочного отделения, то рекомендуется выполнение лабораторных работ не в полном объеме рабочей тетради, а только тех опытов, которые имеют наиважнейшее значение для более полного понимания и систематизации знаний по основным разделам предмета “Органическая химия”. Рекомендуемые лабораторные опыты, описанные в рабочей тетради,
для студентов заочного отделения :
Темы Л.Р. в рабочей программе
| Темы Л.Р. в рабочей тетради
| № и название рекомендуемых опытов
| Лабораторная работа № 1:
“Органические соединения с однородными функциями”.
| Лабораторная работа № 1 :
“ Изучение свойств гидроксилсодержащих соединений”.
| Опыт № 3: “Взаимодействие спиртов с реактивом Лукаса”.
Опыт № 4: “ Образование и гидролиз алкоголятов”.
Опыт № 5 а): “Окисление спиртов оксидом меди”.
Опыт № 8: “Реакции комплексообразования многоатомных спиртов”.
|
| Лабораторная работа № 2 :
“Изучение свойств карбонилсодержащих соединений”.
| Опыт № 1а,г : “Получение альдегидов”.
Опыт № 2 а,б : “Реакция окисления оксосоединений”.
|
| Лабораторная работа № 3:
“Изучение свойств карбоксилсодержащих соединений”.
| Опыт № 4 : “Получение и свойства уксусной кислоты”.
Опыт № 6 : “Свойства непредельных карбоновых кислот”.
|
| Лабораторная работа № 4 :
“ Изучение свойств и анализ липидов”.
| Опыт № 3 : “Определение кислотного числа масла”.
Опыт № 5 : “Омыление жиров”.
| Лабораторная работа № 2 :
“Бифункциональ-
ные соединения”.
| Лабораторная работа № 5 :
“Изучение свойств углеводов”.
| Опыт № 1: “Обнаружение гидроксильных групп в углеводах”.
Опыт № 2 : “Обнаружение альдегидных групп в моносахаридах”.
Опыт № 8 : “Кислотный гидролиз крахмала”.
|
| Лабораторная работа № 6 :
“Изучение свойств аминокислот и белков”.
| Опыт № 2 : “Амфотерные свойства аминокислот”.
Опыт № 4 : “ Биуретовая реакция на белки”.
Опыт № 5 : “Ксантопротеиновая реакция на ароматические аминокислоты в белке”.
|
О требованиях к выполнению и оформлению лабораторных опытов читайте в разделах “Введение” и “Предисловие” в рабочей тетради. Перед выполнением лабораторных работ необходимо изучить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории, правила противопожарной безопасности и правила оказания первой помощи пострадавшему.
Перед выполнением лабораторных опытов студент должен выполнить тест для проверки знаний, ответы на который можно подготовить заранее.
После выполнения лабораторных опытов студенты выполняют упражнения и задачи в обязательной самостоятельной работе по вариантам, после чего можно приступать к выполнению дифференцированных заданий по выбору студента.
Рекомендации к выполнению и оформлению лабораторных опытов см. в разделе “ Методические рекомендации преподавателя студенту”.
Лабораторная работа № 1.
|
|
|