|
Программа курса химии 11 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии Рабочая программа курса химии 11 класс,
разработанная на основе
Примерной программы основного общего образования
по химии,
Программы курса химии для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений
(автор О.С. Габриелян, 2010)
и государственного образовательного стандарта. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
На изучение курса химии по предлагаемой программе отводится 68 часов за учебный год (2 часа в неделю) из них:
- контрольных работ – 4 часа.
После окончания изучения курса предполагается его повторение и обобщение.
Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по химии, являющийся важным вкладом в создании интеллектуального потенциала страны. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны:
Знать/понимать:
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
- Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах. 3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Организация учебного процесса.
Учебно-методический комплект.
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. - 223с.
Методическая литература:
Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
Дополнительная литература:
Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные сокращения:
при классификации типов уроков:
• урок ознакомления с новым материалом - УОНМ;
• урок применения знаний и умений - УПЗУ;
• комбинированный урок - КУ;
• урок-семинар - УС;
• урок-лекция - Л;
• урок контроля знаний - К.
при оформлении рабочей программы:
дидактические материалы – ДМ.
домашнее задание - ДЗ.
демонстрации – Д.
практическая работа - ПР.
контрольная работа – КР.
периодическая система химических элементов – ПСХЭ.
окислительно-восстановительные реакции – ОВР.
Поурочное тематическое планирование
курса химии 11 класса.
Содержание программы «Общая химия» Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 часов).
Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об обиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).
Положение водорода в периодической системе.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Контрольная работа №1 «Строение атома».
Тема 2. Строение вещества (11 часов).
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.
Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.
Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.
Жидкие кристаллы и их применение.
Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.
Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.
Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее уст ранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.
Контрольная работа №2 «Строение вещества».
Тема 3. Химические реакции (12 часов).
Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на при мере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.
Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эн до термические. Тепловой эффект химической ре акции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические ре акции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: рас творимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксида ми, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об Окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислитель но-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кисло ты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с по мощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Приме ры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и не электролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). По лучение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Контрольная работа №3 «Химические реакции».
Тема 4. Вещества и их свойства (21 часов).
Металлы. Взаимодействие металлов с не металлами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных метал лов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.
Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представите лей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металла ми, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной сер ной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и соля ми. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кис лот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства».
Тема 5. Химический практикум (5 часов).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Тема 6.Химия и общество(11 часов).
Тематическое планирование 11 класс.
№ урока
| Тема урока
| Количество часов
| Дата урока
| 1
| 2
| 3
| 4
| Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 часов).
| 1.
| Атом сложная частица
| 1
|
| 2.
| Состояние электронов в атоме
| 1
|
| 3.
| Электронная конфигурация
| 2
|
|
| 4.
| Валентные возможности атомов химических элементов
| 1
|
| 5.
| Периодический закон ПСХЭ
| 1
|
| 6.
| Обобщающий урок
| 1
|
| 7.
| Контрольная работа №1 «Строение атома»
| 1
|
| Строение вещества (11 часов).
| 8
| Химическая связь
| 1
|
| 9
| Типы химической связи
| 1
|
| 10.
| Свойства ковалентной связи
| 1
|
| 11.
| Гибридизация электронных орбиталей
| 1
|
| 12.
| Дисперсные системы
| 1
|
| 13
| Теория строения органических веществ
| 1
|
| 14.
| Решение расчетных задач
| 1
|
| 15.
| Диалектические основы двух ведущих теорий
| 1
|
| 16.
| Полимеры органические и неорганические
| 2
|
|
| 17.
| Контрольная работа №2 «Строение веществ»
| 1
|
| Химические реакции (12 часов).
| 18.
| Классификация химических реакций
| 2
|
|
| 19.
| Причины химических реакций
| 1
|
| 20.
| Условия течения химической реакций
| 1
|
| 21.
| Факторы влияющие на скорость хим. реакций
| 1
|
| 22.
| Обратимые химические реакции
| 1
|
| 23.
| Электролитическая диссоциация
| 1
|
| 24.
| Водородный показатель
| 1
|
| 25.
| Гидролиз
| 2
|
|
| 26.
| Обобщающий урок
| 1
|
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 27.
| Контрольная работа № 3 «Химические реакции»
| 1
|
| Вещества и их свойства (21 часов).
| 28.
| Классификация неорганических веществ
| 1
|
| 29.
| Классификация органических веществ
| 1
|
| 30.
| Металлы
| 1
|
| 31.
| Коррозия металлов
| 1
|
| 32.
| Способы получения металлов
| 1
|
| 33.
| Решение задач
| 2
|
|
| 34.
| Неметаллы
| 1
|
| 35.
| Химические свойства неметаллов
| 1
|
| 36.
| Решение задач
| 1
|
| 37.
| Кислоты органические и неорганические
| 1
|
| 38.
| Хим. свойства кислот
| 1
|
| 39.
| Основания органические и неорганические
| 1
|
| 40.
| Хим. свойства оснований
| 1
|
| 41.
| Амфотерные соединения
| 1
|
| 42.
| Хим. свойства амфотерных соединений
| 1
|
| 43.
| Генетическая связь
| 2
|
|
| 44.
| Решение задач
| 1
|
| 45.
| Обобщающий урок
| 1
|
| 46.
| Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства»
| 1
|
| Химический практикум (5 часов).
| 47.
| Генетическая связь между классами неорганических соединений
| 1
|
| 48.
| Генетическая связь между классами органических соединений
| 1
|
| 49.
| Гидролиз
| 1
|
| 50.
| Решение расчетных задач
| 2
|
|
| Химия и общество(11 часов).
| 51.
| Химия и производство
| 2
|
|
| 52.
| Химия и сельское хозяйство
| 2
|
|
| 53.
| Химия и экология
| 1
|
| 54.
| Химия в повседневной жизни
| 1
|
| 1.
| 2.
| 3.
| 4.
| 55.
| Повторение
| 5
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания. 1. Оценка устных ответов учащихся:
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания сущности рассматриваемых явлений и закономерностей;
3) умение делать анализ, обобщения и собственные выводы по вопросу или проводимой лабораторной работой.
4) умение самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения.
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений.
4) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами
Отметка "4" в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
1) Допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправит самостоятельно, или при помощи небольшой помощи учителя.
2) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но при ответе:
1) Обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса химии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
3) Отвечает неполно на вопросы учителя, или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
4) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка "2" ставится в том случае, если учащийся:
1) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
2) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов.
3) При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
1) Не более одной грубой ошибки и одного недочета.
2) Или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) Не более двух грубых ошибок.
2) Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3) Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4) Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5) Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2 » ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
3. Оценка лабораторных и практических работ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
1) Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
2) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
3) В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
4) Правильно выполнил вычисление погрешностей, если они были предусмотрены работой.
5) Соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
1) Опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2) Или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
1) Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
2) Или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записи единиц измерения, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для этой работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
3) Или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
1) Работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2) Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились не правильно.
3) Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка тестовых работ
4. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
для теста из 15 вопросов:
• 12-15 правильных ответов — оценка «5»;
• 9-11 правильных ответов — оценка «4»;
• 6-8 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 6 правильных ответов — оценка «2».
для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
5. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Выведение итоговых отметок.
Учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по предмету: усвоение теоретического материала, овладение умениями и полученными знаниями.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками. Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных, самостоятельных, тестовых работ оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.
Учебно-методические средства обучения. 1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
4. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 220с.
5. Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
6. Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
7.Габриелян О.С., Яшукова А.В.. Рабочая тетрадь. 11 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11». – М.: Дрофа, 2005 – 2006.
8.Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. Интернет-ресурсы: - https://mon.gov.ru Министерство образования и науки
- https://fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- https://ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- https://probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
- https://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
- https://infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
- https://pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет. |
|
|