Главная страница

Программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 8 классов»



Скачать 117.27 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 8 классов»
Иванова Иннеса Геннадьевна
Дата18.04.2016
Размер117.27 Kb.
ТипПрограмма курса

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение


г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24


Авторская программа курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 – 8 классов».

Автор: Иванова Иннеса Геннадьевна,

учитель истории, обществознания

2013


Программа курса

«Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся 6 – 8 классов»


Пояснительная записка
Программа курса предназначена для учащихся 6 – 8 классов, желающих заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Приобщение учащихся к основам научного познания и творчества обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования, развитие познавательной активности и профессиональной ориентации.

Цель курса проектно-исследовательской деятельности: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектно-исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах лицеистов.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Это организационная рамка исследования.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в  науке, а также цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика).

Цели курса:


  1. образовательная: вооружение учащихся знанием методических приемов и характеристик научного стиля мышления, умением самостоятельно руководствоваться его предписаниями в учебно-познавательной деятельности.




  1. воспитательная: формирование мировоззрения, становление отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебно-познавательной деятельности, как предпосылке интеллектуального развития и самосовершенствования.




  1. развивающая: развитие познавательной активности и индивидуальных творческих задатков, формирование диалектического мышления.


Задачи:
- знакомство с технологией проектно- исследовательской деятельности;

- формирование готовности к работе над проектами;

- развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

- формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся;
Программа курса рассчитана на 34 часа.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:

    • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

    • выдвижение гипотезы их решения;

    • обсуждение методов исследования;

    • оформление конечных результатов;

    • анализ полученных данных;

    • подведение итогов;

    • корректировка;

    • получение выводов


В результате прохождения курса «Проектно-исследовательской деятельности» учащиеся получат опыт:


учащиеся научатся:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.



Поскольку целью курса является обучение основам проектно-исследовательской деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация).
Особенности работы с детьми, осваивающими основы проектно-исследовательской деятельности, заключаются в том, что

  • выбранная область исследования отражает круг интересов учащегося;

  • процесс обучения развивается непроизвольно, носит неформальный характер;

  • руководитель не может оказывать давление на учащегося, вовлекая в ту или иную деятельность, он должен уметь воодушевить учащегося и поддержать его интерес;

  • интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

  • учащиеся могут принимать активное участие, как в постановке проблемы исследования, так и в определении методов ее решения;

  • не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов, имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.


В процессе работы формируются следующие умения и навыки для ведения исследовательской деятельности:

  • освоение формы научного поиска работы;

  • сбор информации;

  • визуальная демонстрация информации;

  • умение делать выводы;

  • умение участвовать в дискуссии;

  • способность оценивать различные точки зрения.


Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.



тема

количество часов

виды деятельности

1.

Введение. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности.

2

лекция, беседа, тест

2.

Реферат как научная работа

2

лекция

3.

Практическая работа № 1

1

работа над рефератом

4.

Практическая работа № 2

1

поиск, анализ и отбор необходимой информации

5.

Способы получения и переработки информации

4

Чтение текста в приеме «инсерт», работа с текстом в приеме «денотатный граф», конспектирование

6.

Практическая работа № 3

1

поиск, анализ и отбор необходимой информации

7.

Практическая работа № 4

1

поиск информации в библиотеке

8.

Типы и характеристика проектов

1

лекция, беседа

9.

Практическая работа № 5

2

деловая игра в группах

10.

Формулирование цели и задач

1

решение познавательных задач

11.

Гипотеза как направление исследовательского поиска

2

творческие задания, обсуждение

12.

Учимся задавать вопросы

1

решение познавательных задач

13.

Практическая работа № 6

1

составление терминологического словаря

14.

Наблюдение и эксперимент

5

лабораторная работа, самостоятельная работа, социологическое исследование и обработка его результатов

15.

Практическая работа № 7

1

составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования, консультации

16.

Как работать вместе

1

деловая игра

17.

Подготовка к публичной защите проекта

2

Тезисы, обсуждение, консультирование

18.

Публичная защита проекта

3

компьютерная презентация

19.

Экспертиза деятельности

2

отзыв, рецензия, итоговый тест

Содержание программы

Тема 1. Введение. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности (2ч)

Образование, научное познание, научная деятельность. Роль науки в развитии общества. Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

Тема 2. Реферат как научная работа (2 ч.)

Как составить реферат. Формальные требования к реферату, Требования к содержанию реферата. Структура реферата. Этапы работы над рефератом.

Тема 3. Практическая работа № 1. (1 ч.)

Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

Тема 4. Практическая работа № 2. (1 ч.)

Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

Тема 5. Способы получения и переработки информации (4ч.)

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Тема 6. Практическая работа № 3 (1 ч.)

Использование каталогов и поисковых программ.

Тема 7. Практическая работа № 4 (1 ч.)

Занятие в библиотеке: « Правила работы в библиографическом отделе»

Тема 8. Типы и характеристика проектов (1 ч.)

Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.

Тема 9. Практическая работа №5 (2 ч.)

Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Тема 10. Формулирование цели и задач (1 ч.)

Формулировка цели и конкретных задач (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

Тема 11. Гипотеза как направление исследовательского поиска (2 ч.)

Выдвижение гипотез как базовое умение исследователя. Как рождаются гипотезы. Как оценивать идеи и гипотезы.

Тема 12. Учимся задавать вопросы (1 ч.)

Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

Тема 13. Практическая работа № 6 (1ч.)

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие – логический прием определения понятия. «Лестница» сужения и расширения понятий. Составление терминологического словаря.

Тема 14. Наблюдение и эксперимент. (5 ч.)

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. Внимание. Аналогии. Социологическое исследование и обработка его результатов.

Эксперимент как метод исследования. Мыслительный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Сбор и систематизация материалов.

Тема 15. Практическая работа № 7 (1 ч.)

Умозаключение по аналогии. Аннотирование. Компилирование. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Тема 16. Как работать вместе (1 ч.)

Что такое команда. Правила групповой работы. Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

Тема 17. Подготовка к публичной защите проекта (2 ч.)

Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности.

Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектно-исследовательской работы.

Тема 18. Публичная защита проекта (3 ч.)

Тема 19. Экспертиза деятельности (2ч.)

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять исследование по выбранной на первых занятиях теме.

В результате освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках проектно-исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у учащихся происходит

  • усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях;

  • овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;

  • формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений;

  • формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса;

  • возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в лицее.


Литература

Метод проектов

  • Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования». https://rudocs.exdat.com/docs/index-132210.html

  • Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». https://bg-prestige.narod.ru/proekt/

  • Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. https://schools.keldysh.ru/labmro

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.

  • Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21-25.

  • Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..

Исследовательский метод

  • Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. — М.: Сентябрь, 1998.

  • Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  • Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52

  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с