Главная страница


Программа курса по выбору «Тайны химических превращений» Составили: Шашкова О. В., учитель химии мооу «Санаторная школа интернат №64»



Скачать 150.06 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору «Тайны химических превращений» Составили: Шашкова О. В., учитель химии мооу «Санаторная школа интернат №64»
Дата18.04.2016
Размер150.06 Kb.
ТипПрограмма курса


Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Программа курса по выбору
«Тайны химических превращений»

Составили: Шашкова О.В., учитель химии

МООУ «Санаторная школа – интернат №64»

ПрыткинаТ.В., учитель химии, шк. № 35


Кемерово 2005

Пояснительная записка
В последнее время выпускнику школы предъявлены требования, применять свои знания не только в знакомой ситуации, но и уметь их самостоятельно применять на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания самостоятельной познавательной деятельности каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей.

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков, для этого в курс «Тайны химических превращений» были включены наиболее яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией.

Изучение данного курса тесно связано с ранее изученными темами «Типы химических реакций», «Окислительно-восстановительные реакции», «Решение задач по химическим уравнениям».

Данный курс рекомендован для учащихся общеобразовательных школ с целью помочь в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке и показать типичные виды деятельности для данного профиля.

В результате прохождения программы учащиеся должны уметь записывать уравнения химических реакций, определять тип реакций, рассматривать эти уравнения в свете ОВР. Уметь выполнять самостоятельно химические опыты, уметь наблюдать и анализировать, вести расчеты.

В соответствии с поставленными целями курса, решаются следующие задачи:

  • систематизировать и обобщить представление о химической реакции как
    о процессе превращения одного или нескольких исходных веществ -
    реактивов в отличающиеся от них по химическому составу вещества -
    продукты реакции;

  • совершенствовать умение учащихся выражать сущность ОВР методом
    электронного баланса;

  • формировать и развивать у учащихся качества исследователя и
    исследовательских способностей, умения работать с дополнительной
    литературой;

• воспитывать бережное отношение к природе и стремление к ее защите.
В процессе прохождения этой программы применяются различные формы

организации занятий: установочные лекции, практические работы, семинарские занятия, конференция.

В ходе изучения курса предусматриваются и групповые занятия во внеурочное время, и индивидуальные занятия, таким образом, происходит переход с усвоения готовых знаний на групповых занятиях к самостоятельной познавательной деятельности.

Изучение курса по выбору завершается итоговой практической конференцией, которая позволяет оценить успехи в освоении этой программы.

С целью наблюдения за динамикой интереса к будущему профилю рекомендуется провести анкетирование в начале и по завершению курса. Программа курса по выбору «Тайны химических превращений» изучается в течении I полугодия в 9х классах, в объеме 17 часов(1 час в неделю).

Учебная программа

№ п. /п.

Тема урока

Изучаемые вопросы

1.

Введение. Техника безопасности.

Обозначение целей и задач курса, знакомство с его содержанием. Инструктаж по ТБ.




Тема 1.Типы химических реакций

2.

Реакции соединения и разложения.

Составление химических уравнений реакций разложения и соединения, осуществление этих реакций на практике.

3.

Реакции замещения.

Составление химических уравнений реакций замещения, осуществление этих реакций на практике. Решение задач по химическим уравнениям.

4.

Реакции обмена.

Составление уравнений реакций, изучение условий течения этих реакций на практике. Решение задач с использованием понятия «доля».

5.

Практическая работа «Ре­шение экспериментальных задач».




Тема 2. Окислительно-восстановительные реакции

6.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления. Понятие об окислителе и восстанови-теле, окислении и восстановлении.

7.

Упражнения в составлении окислительно- восстановительных реакций.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.

8.

Практическая работа.




Тема 3. Занимательные опыты

9-10.

Химические реакции вокруг нас.

Применение фосфора на примере спичек. Виды стекол. (История производства стекла)

11-12.

Химия в нашем доме.

Поваренная соль. Керамика. История олова и оловянной ложки.

13-14.

Химия в природе.

Круговорот азота, кислорода в при-роде. Круговорот воды в природе.

15-16.

Химия в сельском хозяйстве.

Классификация минеральных удобрений. Влияние удобрений на урожайность.

Тема 4. Обобщение по курсу


17

Итоговое занятие.




Учебно-тематический план

Название тем и разделов

Количество часов

Форма контроля

всего

лекций

практич.

Введение. Техника безопас­ности, оформление лабора­торного журнала.

1

1




Фронтальный опрос.

I. Типы химических реакций; соединение, разложение, замещение, обмен.

4

3

1

Тестирование.

П. Окислительно - восстановительные реакции.

3

2

1

Экспериментальная контрольная работа.

III. Занимательные опыты для школьных химических вечеров, викторин, игр.

8

4

4

Химическая викторина.

IV. Обобщение по курсу.

1







Практическая конференция.


Предлагаемые опыты к курсу

1. Опыты для темы «Реакции разложения и соединения»

«Вулкан» на столе». В тигель насыпать дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажечь «вулкан» горящей спичкой.

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 +4H2O + N2 ;2Mg + O2 = 2MgO
Горение различных веществ в расплавленных кристаллах.(Опыт проводится под тягой!) Три пробирки на 1/3 заполняют белыми кристаллами нитрата калия. Все три пробирки закрепляют вертикально в штативах и одновременно нагревают тремя спиртовками. Когда кристаллы расплавятся, в первую пробирку опускают кусочек нагретого древесного угля, во вторую- кусочек нагретой серы, в третью - немного зажжен-ного красного фосфора. В первой уголь горит, «пры-гая» при этом. Во второй пробирке кусочек серы горит яркимпламенем. В третьей пробирке красный фосфор сгорает, выделяя такое количество теплоты, что плавится пробирка.
2КМnО3=2КМnО2 + О2 ; S + О2=SО2 С+О2=СО2 ; 4Р + 5О2= 2Р2О5

2. Опыты для темы «Реакции замещения и обмена»

«Химические часы». В химическом стакане готовят раствор 1,95г иодата калия КIOз в 0.5 л воды (раствор №1). В другом стакане, к 0,5 л воды добавляют 0,5 г

сульфита натрия Nа2SОз. 0.5 мл концентрированной серной кислоты и несколько капель раствора крахмала (раствор №2). Для демонстрации используют три стакана. В стакан №1 наливают 100 мл раствора №1 , в стакан №2 - 50 мл этого же раствора, а в стакан №3 -25 мл раствора иодата калия. Затем в стаканы №2,3 добавляют соответственно 50 и 75 мл воды.

В каждый стакан доливают по 100 мл раствора №2. Первым голубую окраску приобретает раствор в стакане №1, затем в стакане №2, потом в стакане №3.

Время, протекающее между окрашиванием растворов приблизительно одинаковое.

2КIO324=2НIOз + К24

23+ Н242SОз +24

НIO3 + ЗН23= HI + ЗН24

5HI + НIO3=3I2 +3Н2О

Н2SОз + I2 + Н2О= 2НI + Н24

«Химические водоросли». В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея (Nа2SiO3). На дно стакана бросают кристаллы хлоридов: хлорид кальция, хлорид марганца, хлорид кобальта, хлорид никеля и др. металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих трудно-растворимых силикатов, напоминающие водоросли.

«Золотой нож». К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько секунд в раствор медного купороса, вынимают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится «золотым». Он покрылся блестящим слоем меди.

Fе + СuSО4=FеSО4 + Сu

3. Опыты для темы «Окислительно-восстановительные реакции»

«Вода-катализатор». На стеклянной пластинке осторожно смешивают 4г порошкообразного иода и 2г цинковой пыли. Реакция не происходит. На смесь капают несколько капель воды. Начинается экзотермическая реакция с выделением фиолетового пара иода (опыт проводят под тягой).

«Самовоспламенение парафина» Заполняют 1/3 пробирки кусочками парафина и нагревают до температуры кипения. Льют кипящий парафин из пробирки, с высоты примерно 20 см, тонкой струей. Парафин вспыхивает и сгорает ярким пламенем. Выливать парафин лучше в кристаллизатор с водой.

«Самовоспламеняющаяся жидкость». В фарфоровую чашку помещают 0,5г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3-4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:

14КМnО4+ ЗС3Н5(ОН)з=14МnО2 +9СО2 +5Н2О + 14КОН

. "

«Волшебная палочка». Для опыта в фарфоровые чашки помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и серной концентрированной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки или ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется. (Вносить повторно смоченную спиртом палочку в кашицу запрещается).

2КМnО4 + Н24 = 2Мn2О724 + Н2О

6 Мn2О7 + 5С2Н5ОН + Н24 = 12МnSО4 + 10СО2 + 27Н2О

4.Опыты для темы «Химические реакции вокруг нас»

«Вода зажигает бумагу». В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько воды. Бумага воспламеняется.

Na2O2 + 2H2O = H2O2 + NaOH; 2 Н2О2 =2Н2О + О2
«Искрящиеся кристаллы». Смешивают 108 г сульфата калия и 100г декагидрата сульфата натрия Nа2SO4 10Н2О (глауберова соль) и добавить порциями при перемеши-вании немного горячей дистиллированной воды, пока все кристаллы не растворятся. Раствор оставьте в темно-те, чтобы при охлаждении началась кристаллизация двойной соли состава Nа242410H2O. Как только начнут выделяться кристаллы, раствор будет искриться: при 60° С слабо, а по мере охлаждения все сильнее и сильнее.

24 + 2К24 +10Н2O= Na2SO4 + 2K2SO4 10H2O

«Фиолетовый джин» Йод реагирует с химически активными металлами (магнием и алюминием) с эффектной вспышкой. Чтобы показать этот фокус, надо приготовить стеклянный колокол или пятилитровую стеклянную банку либо выполнять опыт на свежем воздухе. В небольшую фарфоровую чашку насыпаем растертый сухой лед (1 ч.л.) и половину чайной ложки алюминиевой пудры, перемешивают и собирают горкой. В горке делают углубление и приливают из пипетки 2-3 капли дистиллированной воды. Сразу же накрывают чашку банкой или колпаком. Появляется фиолетовое облако, сопровождающееся вспышкой.

2Аl +3I2=2АlI3

5. Опыты для темы «Химия в нашем доме»

«Моментальная цветная фотография». Желтая и красная кровяные соли, взаимодействуют с солями тяжелых металлов, дают различного цвета продукты реакций: желтая кровяная соль с сульфатом железа(Ш) - синее окрашивание, с солями меди(П) - темно-коричневое, с солями висмута - желтое, с солями железа(II) -зеленое. Вышеуказанными растворами солей на белой бумаге выполняют рисунок и высушивают его. Поскольку растворы бесцветны, то и бумага остается неокрашенной. Для проявления таких рисунков по бумаге проводят влажным тампоном, смоченным раствором желтой кровяной соли.

«Превращение жидкости в студень». В химический стакан наливают 100г раствора силиката натрия и прибавляют 5 мл 24%-го раствора соляной кислоты. Размешивают стеклянной палочкой смесь этих растворов и держат палочку в растворе вертикально. Через 1-2 минуты полочка уже не падает, жидкость загустела.

«Сахар горит огнем». Взять щипцами кусочек сахара-рафинада и попытаться его поджечь - сахар не загорается. Если же этот кусочек посыпать пеплом от сигарет, а затем поджечь его спичкой, сахар загорается ярким синим пламенем и быстро сгорает. (В пепле содержатся соединения лития, которые действуют как катализатор).

«Уголь из сахара» Отвешивают 30г сахарной пудры и переносят ее в химический стакан. Приливают к пудре 12 мл концентрированной серной кислоты. Перемешивают стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу. Через некоторое время смесь чернеет и разогревается, и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса.

«Кровь без раны» Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа (III) и 100 мл 3%-го раствора роданида калия КСNS. Для

демонстрации опыта используют детский пластмассовый нож. Ваткой промывают ладонь раствором FеСl3, а бесцветным раствором КСNS смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони; на бумагу обильно течет «кровь».

FеСl3 + ЗКСNS= Fе (СNS)3 + ЗКСl

«Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия:

Fе (СNS)з + ЗNаF=FеFз + ЗNаСNS

Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

6.Опыты для темы «Химия в природе»

«Дым без огня». В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают цилиндры - пусты. Во время демонстрации цилиндр с НСl (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают, образуется белый дым.

NH3 + HCl =NH4CI

«Железный вулкан» Смешиваем в железной чашке 2г железа в виде опилок и 2г порошкообразной серы, дотрагиваемся до смеси сильно нагретой стеклянной палочкой, через несколько секунд из смеси начинают вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличивается в объеме, так разогревается, что начинает светиться.

Fе + S = FеS

«Вулкан Шееле». В 1774 году Кари Шееле впервые смешал глицерин с кристаллическим КМnО4. В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия. В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина, не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: сейчас «вулкан» проснется! Через 1-2 минуты происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части КМnО4; глицерин при этом воспламеняется .

14КМnО4 + ЗС3Н5(ОН)з=7К2СОз + 14 МnО2+12H2O↑+2CO2↑

«Огнедышащая сера». Обыкновенная сера в количестве Зг смешивается с 6г порошка цинка или 2г алюминиевой пудры, сделать из смеси горку и поджечь ее длинной лучинкой. Мгновенно происходит сильнейшая вспышка с образованием белого облака дыма, состоящего из мельчайших частичек Аl2S3 или ZnS .

«Темно-серая змея». В кристаллизатор или на стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13 г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая «змея». Чем дольше горит спирт, тем длиннее «змея».

«Горящий снег». Вместе со снегом в банку кладут 1-2 кусочка карбида кальция. После этого к банке подносят горящую лучинку. Снег вспыхивает и горит коптящим пламенем.

СаС2 +2Н2О=Са (ОН)22H2

2 С2Н2 + 5О2=4СО2 +2Н2О

7. Цикл опытов по теме «Химия в сельском хозяйстве»

«Получение молока». Для опыта готовят растворы: хлорида натрия и нитрата серебра, хлорида бария и сульфата натрия, хлорида кальция и карбоната натрия. Сливают эти растворы в отдельные стаканы.

NаСl +АgNО3 = АgСl ↓+NaNO3

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl


Na2CO3 + CaCL2 =CaCO3↓ + 2NaCl

«Превращение молока в воду». К белому осадку, полученному сливанием растворов Nа2СОз + СаСl2, приливают избыток соляной кислоты

СаСОз ↓+2НСl=СаСl2 + Н2О +СО2

«Оригинальное яйцо». В стеклянную банку с разбавленным раствором соляной кислоты опускают куриное яйцо. Через 2-3 минуты яйцо покрывается пузырьками газа и всплывает на поверхность жидкости. Пузырьки газа отрываются, а яйцо снова опускается на дно. Так «ныряя и поднимаясь», яйцо двигается до растворения скорлупы.

«Минеральный хамелеон». В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия. К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10-15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым. Появление темно-зеленого цвета объясняется образованием манганата калия.

2 КМnО4+2КОН +Nа23= 2К2МnО4 + Nа242О

Изменение темно-зеленого цвета объясняется распадом манганата калия под влиянием кислорода воздуха:

2МnО4 + О2 + 2Н2О == 4 КМnО4+4КОН

«Примерзание стакана». В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят его на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.