|
Контрольная работа Министерство образования и науки Российской Федерации Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Развитие регулятивных универсальных учебных действий
Выполнила:
Слушатель курсов № 269
Учитель технологии
МОУ «Октябрьский лицей» Калачевского района
Волгоградской области
Зализко Ж.В.
Волгоград, 2010
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) знаково-символический; 5) коммуникативный.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:
- Выбирать средства для организации своего поведения;
- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
-Тормозить ненужные реакции.
Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».
Каковы действия учителя по развитию регулятивных учебных умений?
У ребенка трудности при выполнении поручений:
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
Во-вторых, нужно предложить ученикам сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и.т.д.
У ребенка трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;
конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);
необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов
3. У ребенка трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:
Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
4. У ребенка трудности в волевой саморегуляции:
Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
Режиссерская игра
Определение временных промежутков, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
«преднамеренные ошибки»;
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
диспут;
контрольный опрос на определенную проблему;
проекты.
Таблица «Виды оказываемой учителем помощи»
(5 – наиболее низкий уровень регуляции действия)
-
Степень помощи
| Условия, при которых оказывается помощь
| Содержание помощи
| 1
| Действие выполняется неуверенно
| Одобрение, поддержка
| 2
| Возникают трудности, остановка
| Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»
| 3
| Действие выполняется ошибочно
| Вопрос «Разве так?»
| 4
| Действие выполняется ошибочно повторно
| Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия
| 5
| Неправильно выполняется все задание
| Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане
| |
|
|