|
ЗАНЯТИЕ № 3. «Я в мире людей» (1 час 20 минут)
Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром. Л. Витгенштейн
Цель: развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: клубок ниток, свеча, магнитофон, аудиокассета.
1. ПРИВЕТСТВИЕ
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
2. АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Все работы вывешиваются на стенд. Участники пытаются угадать принадлежность рисунков, делятся впечатлениями. По желанию дети отвечают на вопросы:
– Что ты чувствовал, когда рисовал?
– Почему таким образом изобразил себя?
– Ты доволен своим портретом?
– Почему, как вы думаете, все рисунки разные?
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Клубочек»
Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля, рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.
Анализ упражнения. легко ли было говорить приятные вещи другим детям? Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя сейчас чувствуешь?
Информационный блок
Ведущий. Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться.
Инструменты повышения само- и взаимоэффективности:
– уважение друг к другу;
– стремление понимать и сопереживать друг другу;
– возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления).
Упражнение «Доброе животное»
Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед. Стук — шаг назад. Очень важно все делать одновременно.
Анализ упражнения. все ли дети придерживались обозначенных правил? Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
Притча «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.
Анализ. о чем эта притча? Какой вывод можно сделать?
Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
4. РЕФЛЕКСИЯ
Обмен впечатлениями. Проводится по кругу с передачей друг другу горящей свечи.
ЗАНЯТИЕ № 4. «Поведение и культура» ( 1 час 10 минут)
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик. И. Гёте
Цель: стимулировать поведенческие изменения, обучать индивидуализированным приемам межличностного общения.
Материалы: карточки с указанием ситуации, флажки красного, зеленого и желтого цвета, листы бумаги по количеству участников.
1. ПРИВЕТСТВИЕ
Все участники встают в два круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу. Задание: поприветствовать друг друга глазами, головой, руками, словами.
2. РАЗМИНКА
Упражнение «Массаж по кругу»
Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах стоящего впереди. Каждый ребенок начинает осторожно массировать плечи и спину впереди стоящего. Через две минуты все поворачиваются на 180 градусов и массируют плечи и спину партнеру, стоящему с другой стороны.
3. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
Информационный блок
Ведущий. Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным? Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура»?
Культурное поведение — это:
— поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество;
— определенные способы общения, которые подсказывают правила поведения в той или иной ситуации.
Эти способы общения учат нас правильно вести себя:
— за столом;
— быть вежливыми и предупредительными со старшими;
— уметь вести себя в малознакомом и хорошо знакомом обществе;
— уметь вести себя в школе;
— с друзьями.
Культура поведения воспитывается с детства. Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью человека, то помогут в значительной степени устранить множество поводов для плохого настроения, которое еще подчас порождает грубость и невоспитанность людей. «Добрые приличия опираются, как и требования хорошего вкуса, на здравый смысл, на законы человеческого такта, которые вырабатываются без особого труда у каждого, кто требователен к себе и внимателен к людям», – писал Лев Кассиль. Культурный человек — это человек, убежденный в правоте своего поведения. В моделях своего поведения в различных ситуациях он опирается не на необходимость соблюдать внешние приличия, а на свою совесть — мерило культурности человека.
Упражнение «Ворвись в круг»
Ведущий. Встаньте в один большой круг, возьмитесь за руки. Один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в него. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.
Дайте возможность как можно большему числу детей проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны впустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит из него и продолжает игру.
Анализ упражнения. что вы делали для того, чтобы проникнуть в круг? Что вы чувствовали, когда были частью круга? Что вы почувствовали, когда проникли в круг?
Упражнение «Оцени ситуацию»
Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок — человек поступает справедливо.
Ситуация 1. Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе.
Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться.
Ситуация 3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия.
Группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версии правильного поведения. Учащимся раздаются карточки с перечнем нравственных качеств для заполнения.
Дети должны отметить степень выраженности этих качеств у самих себя. Оценивание идет следующим образом: В (высокая степень выраженности); С (средняя степень выраженности); Н (низкая степень выраженности); прочерк (отсутствие данного признака). Нравственное качество
| Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
| Степень сформированности
| Человечность
| 1. Благодарность
|
| 2. Великодушие
|
| 3. Вежливость
|
| 4. Доброжелательность
|
| 5. Доброта
|
| 6. Сострадание
|
| 7. Милосердие
|
| 8. Любовь к людям
|
| 9. Забота о ближних
|
| 10. Послушание
|
| 11. Щедрость
|
| 12. Умение прощать
|
| 13. Внимание, внимательность
|
| Упражнение «Подарок»
Ведущий. Сейчас мы будем дарить друг другу подарки. Средствами пантомимы каждый изображает какой-либо предмет и дарит его соседу справа (это может быть цветок, мороженое, мяч и др.). За подарок необходимо поблагодарить.
Анализ упражнения. о чем нужно подумать и что сделать, чтобы подарить подарок? Что проще: подумать, как действовать, или выполнить действие?
4. РЕФЛЕКСИЯ
|
|
|