|
«Человек» (из справочника Кишенковой О. В.) Раздел «Человек»
(из справочника Кишенковой О.В.)
2.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет". Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.
Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания – антропология, занимающаяся исследованием феномена человека.
В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: Кто такой человек и для чего пришел он в этот мир. Человек сложен и противоречив. В нем уживаются как высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать нравственные поступки, так и низменные страсти, пороки, толкающие на чудовищные преступления. Писатель Максим Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задаешься вопросом, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, и его грех невольно отражается на многих и многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?
Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.
Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако подчеркнем мысль о том, что сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.
Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.
Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?
Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.
Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры.
Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.
Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.
Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.
Российский философ Б.В.Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.
«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…
Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».
Ж.П.Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».
По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность, генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, то есть социализируется. С другой стороны и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных, заданных природой качеств.
Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В.А.Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.
Аверин подчеркивает, что человек это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.
Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и как субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
Таким образом, каждый человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.
Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилем поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна – индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств как данных от природы так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас – индивидуальность. Именно как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.
2.2. Бытие человека
Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.
С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.
Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.
2.3. Потребности и интересы человека
От чего зависит поведение человека в окружающем мире, его отношения с другими людьми? Ответить на этот вопрос довольно сложно, поскольку, как мы знаем, сложна и противоречива сама природа человека. Понятно одно – человеком движут его интересы и потребности. Именно они и составляют своеобразный фундамент человеческих действий и поступков. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится преодолеть. Мы должны пить и есть, одеваться, строить жилье, общаться между собой. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объединив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие, конечно же с человеческой точки зрения, это те из потребностей, которые приближают нас к животному царству и во многом определяются нашей физиологией.
В самом их основании лежат биологические потребности – это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, короче говоря – то, что позволяет нам существовать, как биологическому виду.
Далее следуют потребности в безопасности, удовлетворение которых приводит к улучшению качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально уменьшить опасность для жизни. Потребности более высокого уровня уже связаны с социальной природой человека – его жизнью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стремление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодействию и взаимоподдержке.
Особую группу составляют духовные потребности – в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве.
Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные(отражающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости. Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, которые мы испытываем каждодневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы музыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко, к примеру – поездка в заграничное путешествие или морской круиз, культпоход в оперный театр.
Американский ученый А. Маслоу (1908—1970) выделил несколько уровней человеческих потребностей. Рассмотрим классификацию А. Маслоу:
Физиологические потребности. Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время, личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды. Предположим, что они удовлетворены.
Экзистенциальные потребности(от лат. «экзистенция» - существование), включающие в себя потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности. Приходит время, и эта проблема решается.
Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе). Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то, к кому-то похожему на нас или наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке.
Престижные потребности (потребность в уважении и признании). Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии, что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости.
Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации). Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, познание мира и самого себя. Все в одном. Все в потребности самовыражения.
Как видите, у каждого из нас потребностей очень и очень много, однако далеко не все из них и далеко не всегда их можно удовлетворить.
Наряду с потребностями мотивами деятельности человека выступают социальные установки, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно этого объекта.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности важную роль играют интересы.
Само удовлетворение потребностей находится в тесной связи с нашими способностями, талантами, умениями. Одна из главнейших сторон человеческой жизни связана с работой и выбором профессии. Именно здесь и находят свое выражение и потребности и способности людей. Тем более важно выбрать себе дело по душе.
Чем раньше каждый человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше шансов у него стать счастливым в своей жизни.
Ученые-психологи выделяют пять основных групп профессий, основанных на индивидуальных особенностях людей и предмете их профессиональной деятельности.
Первая группа профессий получила название «человек – природа». Можно эту группу подразделить на «человек – неживая природа» и «человек – живая природа». Сюда относятся те профессии, которые связаны с воздействием людей на явления и вещества живой и неживой природы. Это, к примеру, биологи, геологи, физики, агрономы, ветеринарные врачи. Определить людей, обладающих склонностью к общению с живой природой можно по их любви к животным, растениям. Им нравится ухаживать за животными или растениями, собирать коллекции минералов, гербарии, вести наблюдения за явлениями природы, атмосферными процессами. Люди этих профессий в наибольшей степени ассоциированы с окружающим миром, испытывают потребность взаимодействовать с ним.
Выделяется и такая группа как «человек – техника». Эти люди имеют дело с техническими средствами, их применением и конструированием. Наиболее широкую группу подобных профессий составляют инженеры, конструкторы, операторы машин и сложного оборудования, штурманы, трактористы, токари и т.д. Этот вид деятельности подходит более всего для тех людей, которые обладают склонностью к обслуживанию приборов, машин, управлению транспортом, строительству зданий. Если вы с детства любите собирать машины, играть в конструктор, возится с радиоприемником или мотоциклом, то, скорее всего, вам нужно искать себе профессию именно из этой группы.
Особую группу профессий составляет группа «человек – человек». Она для тех людей, которые более всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них. Это учителя и врачи, психологи и журналисты, социологи, ведущие опросы общественного мнения, юристы и священнослужители. Люди подобных профессий обладают потребностью помогать окружающим, передавать им свои знания и опыт, оказывать поддержку, лечить. Бывая в домах отдыха или летних лагерях вы наверное встречали людей, которые умело организовывали ваш досуг, устраивали карнавалы, спортивные соревнования, туристические походы. А может быть вы и сами замечали за собой склонности к подобной деятельности. Например, у вас есть младший брат или сестра. Если вы терпеливо и подолгу возитесь с ними, любите вместе играть, делать уроки, читать книжки, может быть, стоит задуматься о выборе профессии учителя? Не железки и деревяшки, а живой человек для вас станет главным объектом вашей профессиональной деятельности. Но тем большая ответственность лежит на данном выборе.
Есть и такая интересная группа профессий как «человек – знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных символов и знаков, придуманных людьми для передачи информации. Это лингвисты, изучающие структуру языка, филологи, программисты, оперирующие особыми языками со сложными и таинственными названиями «Бейсик», «Турбо-паскаль», «Ява», статистики, работающие с цифрами. Для подобных людей характерен интерес к схемам, программам для компьютера, нахождению ошибок в текстах, расшифровке незнакомых слов, составлению таблиц, проведению сложных расчетов и вычислений. Такой человек может долго и сосредоточенно работать в полном одиночестве. Его миром будут буквы, цифры, символы, в которых посторонний человек ничего не поймет. Не нужно подсмеиваться над подобными учениками в классе и обзывать их «ботаниками». Просто у них могут быть способности именно к данной профессии.
Людей творческих профессий объединяет собой группа «человек – художественный образ». Это писатели, художники, актеры и музыканты, поэты и певцы, скульпторы и архитекторы. Творцы всего того, что мы называем словом «прекрасное». Как определить, имеете ли вы склонность к подобной профессии? Если вы пишете стихи, и у вас любой окружающий вас предмет может вызвать художественный образ или ассоциацию, наверное, это ваше. Глядя на облака, вы начинаете сравнивать их с животными, парусниками, замками, вальсирующими на балу парами. Глядя на звезды, вы задумываетесь о множественности миров и скоротечности человеческой жизни. Вам нравится смотреть на репродукции картин великих мастеров, самим рисовать пейзажи или портреты друзей, сочинять музыку. В таком случае не нужно соглашаться, если старшие вам говорят, что все это только для души, а на кусок хлеба стишками не заработаешь. «Иди в юристы или программисты, учись стеклить балконы или чинить иномарки» - могут сказать старшие. Но выбор за вами, вам жить, вам трудиться и надо, чтобы ваше дело было любимо, чтобы оно составляло с вами единое целое. Иначе, при нелюбимой работе, к которой у вас нет склонности и которая не соответствует вашим потребностям, вы станете очень скоро склочным, сварливым и вечно недовольным человеком.
Рассматривая человеческую природу и говоря и врожденных и приобретенных качествах человека, мы должны обязательно коснуться тех внутренних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире. И прежде всего, нам следует разобраться с таким понятием как «способности».
Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.
Способности имеют определенный природный, врожденный фундамент, он называется задатками. Но, далеко не факт, что обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких нам людей, учителей, могут на корню загубить все наши прекрасные задатки. Часто приходится слышать в разговорах взрослых: «Боже, КЕМ же он стал, а какие подавал надежды, какие у него были хорошие задатки в детстве!». Среда, дурное окружение, отрицательный пример – все это может свести на нет хорошее в человеке, погасить его индивидуальность.
Большая ответственность за превращение задатков ребенка в способности лежит на взрослых. Нельзя подавлять детей, заставлять заниматься нелюбимым делом. Хрестоматийной стала ситуация, когда бойкого мальчишку, прекрасно играющего в футбол или самозабвенно собирающего радиоприемник, из-под палки заставляют заниматься скрипкой или сольфеджио, вымучивать фортепьянные аккорды. Или же одергивают юного художника, заявляя ему: «Хватит тебе заниматься никчемной мазней, иди лучше в магазин, учись шить, вязать, готовить борщи!». Таким образом можно загубить любые врожденные способности. Также не стоит прислушиваться и к дворовым хулиганам, высмеивающим тех, кто не ругается и не дерется, а занимается увлеченно каким-то делом.
Самые важные из способностей людей – это умственные. Их совокупность и умение применять в разных ситуациях называют интеллектом. К способностям подобного рода относятся внимательность, память, мышление, речь, способность логически рассуждать и определять понятия, видеть мир в образах, добиваться взаимопонимания с другими людьми, оказывать на них влияние. Умственные способности, интеллект, нуждаются в постоянной подпитке и развитии. Поэтому, каждый человек должен стремиться постоянно загружать свои мозги решением различных задач, тренировать память, внимание, речь, как устную, так и письменную. «Любое умение приобретается при помощи упражнений» - гласит известная французская пословица.
Если умственными способностями в той или иной степени одарены все люди, то есть и такие способности, которыми владеет далеко не каждый представитель человеческого рода. Например, музыкальные способности есть не у всех. У многих же они отсутствуют, что называется, «слон на ухо наступил». Также немногие люди обладают педагогическими, организаторскими, литературными, хореографическими, художественными способностями. При помощи психологического тестирования задатки этих способностей можно выявить в детстве, но развить их или не развить – это уже во власти самого человека.
Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант — это особенно высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Талантливые ученые, художники, композиторы, певцы, футболисты добились каждый в своем деле больших успехов. Наверное, вам приходилось слышать от своих родных: «Не надо зарывать свой талант в землю». Что это означает? И как талант — выдающиеся способности человека — можно зарыть? Оказывается, можно. И в прямом и в переносном смысле. В прямом, поскольку талантом именовали древние греки меру серебра, деньги, которые можно было спрятать в земле, закопать клад. В переносном, поскольку данный человеку талант может быть не использован им или растрачен по мелочам.
Если у человека есть талант художника или актера, но он стал заниматься коммерцией или пошел по «плохой дорожке», став преступником, именно это и произошло. Каждый человек ответствен за свои способности и таланты. И нужно стремиться использовать их во благо людям, да и самому себе. Чем больший талант, большие дарования даны вам от природы, тем больше и спрос с вас.
Вместе с тем, талантом надо делиться, точнее, его плодами. Существует выражение: «Талант должен быть щедрым». Это означает, что все те, кто нуждается в вашем таланте, вашей помощи, поддержке, должны получить ее от вас. И поделиться с людьми своим даром – не значит растратить его по мелочам. Напротив, истинный талант подпитывается в процессе общения с людьми, получая от них благодарность за свои деяния. Например, талантливый музыкант во время исполнения своих произведений нуждается в чутком слушателе. Поэту нужно, чтобы его стихи узнавали люди и читали их. Учителю важно, чтобы его ученики не забывали его уроков и т.д.
Известны нам и такие люди, которые своими деяниями повлияли на судьбы многих других, оставили свой след в истории всего человечества. Их называют гениями. Гении — это особенно талантливые и одаренные люди.
Их имена знают практически все: это Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, В. Моцарт, А. С. Пушкин, А. Эйнштейн, ... Гений — словно путеводная звезда, которая освещает путь другим людям. Гениальность человека может проявляться только в общении с другими людьми, оттеняться ими. Верующие люди скажут, что гениальность — это искра Божия, проявление в человеке божественного провидения. Немецкий философ И. Кант так писал о гениальности: «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться».
Рассуждая о таланте и гениальности, давайте задумаемся, может ли талант быть добрым или злым? Наверное, способными, и даже очень, могут быть и непорядочные, злые люди. Но хотелось бы верить, что подлинный талант и гениальность должны нести в себе добро. Талантливые и одаренные люди обычно бывают очень ранимы, их легко обидеть. Поэтому аксиоматичным стало утверждение: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
В тоже время, всякий истинный талант деятелен. Писатель Владимир Одоевский высказался: «Заметим мимоходом, что истинное призвание остановить трудно; оно прорвется сквозь все препятствия; много ли было великих людей, изобретателей, художников, которые бы родились на розах? Всякому пришлось бороться и с людским равнодушием, и с занятиями, ему не свойственными».
|
|
|