Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Фронтальные лабораторные работы:
№1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
№2. Изучение закона сохранения механической энергии.
Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе»
Контрольная работа №3 по теме и «Законы сохранения в механике» Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.
Фронтальные лабораторные работы:
№3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярной физики»
Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления» Основы электродинамики
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Фронтальные лабораторные работы:
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Контрольная работа№6 по теме «Электростатика»
Контрольная работа №7 по теме «Постоянный электрический ток» Учебно-тематический план
Название раздела
| Кол-во часов
| Формы контроля.
| 1. Физика и методы научного познания
| 1
|
| 2. Механика
| 37
| Карточки
Физический диктант
КР №1, КР №2, КР №3
ЛР№1, ЛР №2
| 3. Молекулярная физика. Тепловые явления.
| 28
| Карточки
Физический диктант
КР №4, КР №5, ЛР №3
| 4. Основы электродинамики
| 30
| Карточки
Физические диктанты
КР №6, КР №7, ЛР №4, ЛР №5
| 5.Повторение
| 6
| Тесты
|
Требования к уровню подготовки обучающихся 1.Физика и методы научного познания
Знать:
- смысл понятий «физическое явление», научный метод познания;
- роль научного эксперимента и теории в процессе познания природы;
- современную физическую картину мира.
Уметь: приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт. 2. Механика
Знать:
- основную задачу механики;
- понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория, перемещение, путь, скорость, прямолинейное равноускоренное движение, свободное падение, всемирное тяготение, гравитационная сила, криволинейное движение, ИСЗ, первая космическая скорость, реактивное движение, сущность относительности движения;
- характерные особенности равномерного и равнопеременного движения;
- физические величины, характеризующие движение по окружности;
- первый, второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука и границы его применимости;
- природу сил трения и способы измерения силы трения;
- значение и физический смысл гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли;
- формулы: координаты тела, скорости равномерного прямолинейного движения, перемещения при прямолинейном равномерном движении, ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, центростремительного ускорения, второго закона Ньютона, ускорения свободного падения, первой космической скорости, для расчета потенциальной энергии в поле силы тяжести и упругодеформированной пружины, кинетической энергии тела;
- геометрический смысл графика скорости;
- причину появления ускорения, связь между силой и ускорением тела;
- смысл физических величин: скорость, ускорение; импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия;
- условия равновесия твердого тела;
Понимать смысл понятий: относительность, инерция, инертность, невесомость.
Уметь:
- читать и строить графики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения;
- определять ускорение свободного падения;
- определять по рисунку пройденный путь;
- приводить примеры инерциальной и неинерциальной системы отсчета;
- объяснять, что такое гравитационная сила;
- объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
- уметь записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах;
- решать задачи с использованием законов Ньютона, сохранения импульса и энергии тела, реактивного движения, условий равновесия твердого тела;
- применять законы Ньютона и законы сохранения импульса и энергии на практике. 3. Молекулярная физика. Тепловые явления.
Знать:
- понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса, , абсолютная температура, абсолютный нуль, идеальный газ, тепловая скорость молекул, внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты, температура, конвекция, излучение. давление идеального газа, изопроцессы, удельная теплоемкость вещества, кристаллизация, плавление твердых тел, парообразование и конденсация, полезная и затраченная работа, коэффициент полезного действия теплового двигателя;
- основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнения и графики изопоцессов;
- суть опыта Штерна;
- связь между микро и макро параметрами идеального газа;
- о трех состояниях вещества и их особенностях;
- формулу для расчета количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
- сущность процессов, происходящих при переходе тела из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот;
- графическое истолкование работы идеального газа;
- историю создания тепловых машин, их устройство и принцип действия;
- первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам;
- суть адиабатного процесса;
- смысл второго закона термодинамики;
- экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей.
Уметь:
- применять основные положения МКТ для объяснения тепловых процессов и объяснения строения веществ;
- рассчитывать тепловую скорость и внутреннюю энергию идеального газа, количество теплоты, требующееся для нагревания тела, плавления и парообразования вещества;
- связывать величины: скорость, движение молекул, температура, кинетическая энергия;
- уметь изображать изопроцессы графически в различных координатных осях;
- определять работу газа и характер изопроцесса по графику;
- решать задачи на расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
- применять уравнение Менделеева-Клайперона и первый закон термодинамики к различным изопроцессам и адиабатному процессу;
- применять газовые законы при решении задач;
- анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин;
- применять полученные знания на практике.
5. Основы электродинамики
Знать:
- понятия: электрический заряд, электризация, электрические взаимодействия, носители заряда, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал электростатического поля, диэлектрики, проводники, диэлектрическая проницаемость, работа сил электростатического поля, конденсатор, емкость конденсатора, энергия электростатического поля и конденсатора, электрический ток, сила тока, сопротивление, ЭДС, работа и мощность постоянного тока, сверхпроводимость;
- виды электрических полей, их графическое изображение;
- принцип суперпозиции электростатических полей, закон сохранения заряда, закон Кулона, Джоуля-Ленца, Ома для участка цепи и для полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников;
-устройство, виды и принцип действия конденсаторов;
- природу электрического тока в средах.
Уметь:
- находить объяснение процесса электризации;
- применять закон кулона для определения искомых величин;
- вычислять работу поля и напряженность электрического поля;
- формулировать закон Ома для различных соединений электрической цепи;
- снимать показания приборов;
- получать формулу для расчета количества теплоты при различных соединениях проводников;
- применять теоретические знания при решении задач.
Литература и средства обучения Основная литература
Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» . М.: Просвещение. 2009 г.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г. Дополнительная литература:
Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2004.
Сборник «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение», 2010
Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс и «Физика. 11 класс», М. «Просвещение». 2004
Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Авт.- составитель В.А.Попова. - М.: «Глобус», 2009.
Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: «Просвещение», 2009.
Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы / А.Е. марон, Е.А. Марон. – 2 издание, стереотипное, - М.: Дрофа, 2005
Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: Вако, 2012.
В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс М.: Вако. 2007 г.
Кортукова Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
Календарно-тематическое планирование курса физики
10 класс 3 часа в неделю
Всего часов – 102
Контрольных работ – 7
Лабораторных работ- 5
1.Основные особенности физического метода исследования
№
| Тема урока
| Количество уроков
|
|
| Дата по плану
| Дата по факту
| 1
| Введение.
| 1
| 04.09.13
|
|
Механика
2.Кинематика
2
| Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
| 1
| 06.09.13
|
| 3
| Движение точки и тела. Система отсчета. Перемещение.
| 1
| 09.09.13
|
| 4
| Прямолинейное равномерное движение. Уравнение прямолинейного равномерного движения.
| 1
| 11.09.13
|
| 5
| Графическое представление движения.
| 1
| 13.09.13
|
| 6
| Решение задач.
| 1
| 16.09.13
|
| 7
| Мгновенная скорость. Сложение скоростей.
| 1
| 18.09.13
|
| 8
| Ускорение. Единица ускорения.
Движение с постоянным ускорением.
| 1
| 20.09.13
|
| 9
| Движение с постоянным ускорением. Решение задач.
| 1
| 23.09.13
|
| 10
| Решение задач.
| 1
| 25.09.13
|
| 11
| Свободное падение тел.
| 1
| 2.10.13
|
| 12
| Равномерное движение точки по окружности.
| 1
| 27.09.13
|
| 13
| Кинематика. Решение задач.
| 1
| 2.10.13
|
| 14
| Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».
| 1
| 5.10.13
|
|
3.Законы Ньютона. Силы в механике.
15
| Взаимодействие тел в природе. Инерция. Первый закон Ньютона.
| 1
| 7.10.13
|
| 16
| Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.
| 1
| 9.10.13
|
| 17
| Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
| 1
| 12.10.13
|
| 18
| Принцип относительности Галилея.
| 1
| 14.10.13
|
|
4.Силы в природе
19
| Явление тяготения. Гравитационные силы.
| 1
| 16.10.13
|
| 20
| Закон всемирного тяготения.
Первая космическая скорость.
| 1
| 19.10.13
|
| 21
| Вес тела. Невесомость и перегрузки.
| 1
| 21.10.13
|
| 22
| Деформация и силы упругости. Силы упругости.
| 1
| 23.10.13
|
| 23
| Движение тела под действием силы упругости. Закон Гука.
| 1
| 26.10.13
|
| 24
| Решение задач.
| 1
| 28.10.13
|
| 25
| ЛР № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
| 1
| 30.10.13
|
| 26
| Силы трения. Роль сил трения.
| 1
| 2.11.13
|
| 27
| Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».
| 1
| 11.11.13
|
| |