| Механика
 
 Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
 
 Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
 
 Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
 
 Фронтальные лабораторные работы:
 
 №1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.
 
 №2. Изучение закона сохранения механической энергии.
 
 Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»
 
 Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе»
 
 Контрольная работа №3 по теме и «Законы сохранения в механике»
 Молекулярная физика
 
 Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
 
 Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
 
 Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.
 
 Фронтальные лабораторные работы:
 
 №3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
 
 Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярной физики»
 
 Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»
 Основы электродинамики
 
 Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.
 
 Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
 
 Фронтальные лабораторные работы:
 
 4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
 
 5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
 
 Контрольная работа№6 по теме «Электростатика»
 
 Контрольная работа №7 по теме «Постоянный электрический ток»
 Учебно-тематический план
 
      | Название раздела
 
 | Кол-во часов
 
 | Формы контроля.
 
 |   | 1. Физика и методы научного познания
 
 | 1
 
 | 
 
 
 |   | 2. Механика
 
 
 | 37
 
 | Карточки
 
 Физический диктант
 
 КР №1, КР №2, КР №3
 
 ЛР№1, ЛР №2
 
 |   | 3. Молекулярная физика. Тепловые явления.
 
 | 28
 
 | Карточки
 
 Физический диктант
 
 КР №4, КР №5, ЛР №3
 
 |   | 4. Основы электродинамики
 
 
 | 30
 
 | Карточки
 
 Физические диктанты
 
 КР №6, КР №7, ЛР №4, ЛР №5
 
 |   | 5.Повторение
 
 | 6
 
 | Тесты
 
 |  
 
 
 Требования к уровню подготовки обучающихся
 1.Физика и методы научного познания
 
 Знать:
 
 - смысл понятий «физическое явление», научный метод познания;
 
 - роль научного эксперимента и теории в процессе познания природы;
 
 - современную физическую картину мира.
 
 Уметь: приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт.
 2. Механика
 
 Знать:
 
 - основную задачу механики;
 
 - понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория, перемещение, путь, скорость, прямолинейное равноускоренное движение, свободное падение, всемирное тяготение, гравитационная сила, криволинейное движение, ИСЗ, первая космическая скорость, реактивное движение, сущность относительности движения;
 
 - характерные особенности равномерного и равнопеременного движения;
 
 - физические величины, характеризующие движение по окружности;
 
 - первый, второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука и границы его применимости;
 
 - природу сил трения и способы измерения силы трения;
 
 - значение и физический смысл гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли;
 
 - формулы: координаты тела, скорости равномерного прямолинейного движения, перемещения при прямолинейном равномерном движении, ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, центростремительного ускорения, второго закона Ньютона, ускорения свободного падения, первой космической скорости, для расчета потенциальной энергии в поле силы тяжести и упругодеформированной пружины, кинетической энергии тела;
 
 - геометрический смысл графика скорости;
 
 - причину появления ускорения, связь между силой и ускорением тела;
 
 - смысл физических величин: скорость, ускорение; импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия;
 
 - условия равновесия твердого тела;
 
 Понимать смысл понятий: относительность, инерция, инертность, невесомость.
 
 Уметь:
 
 - читать и строить графики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения;
 
 - определять ускорение свободного падения;
 
 - определять по рисунку пройденный путь;
 
 - приводить примеры инерциальной и неинерциальной системы отсчета;
 
 - объяснять, что такое гравитационная сила;
 
 - объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
 
 - уметь записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах;
 
 - решать задачи с использованием законов Ньютона, сохранения импульса и энергии тела, реактивного движения, условий равновесия твердого тела;
 
 - применять законы Ньютона и законы сохранения импульса и энергии на практике.
 3. Молекулярная физика. Тепловые явления.
 
 Знать:
 
 - понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса, , абсолютная температура, абсолютный нуль, идеальный газ, тепловая скорость молекул, внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты, температура, конвекция, излучение. давление идеального газа, изопроцессы, удельная теплоемкость вещества, кристаллизация, плавление твердых тел, парообразование и конденсация, полезная и затраченная работа, коэффициент полезного действия теплового двигателя;
 
 - основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнения и графики изопоцессов;
 
 - суть опыта Штерна;
 
 - связь между микро и макро параметрами идеального газа;
 
 - о трех состояниях вещества и их особенностях;
 
 - формулу для расчета количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
 
 - сущность процессов, происходящих при переходе тела из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот;
 
 - графическое истолкование работы идеального газа;
 
 - историю создания тепловых машин, их устройство и принцип действия;
 
 - первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам;
 
 - суть адиабатного процесса;
 
 - смысл второго закона термодинамики;
 
 - экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей.
 
 Уметь:
 
 - применять основные положения МКТ для объяснения тепловых процессов и объяснения строения веществ;
 
 - рассчитывать тепловую скорость и внутреннюю энергию идеального газа, количество теплоты, требующееся для нагревания тела, плавления и парообразования вещества;
 
 - связывать величины: скорость, движение молекул, температура, кинетическая энергия;
 
 - уметь изображать изопроцессы графически в различных координатных осях;
 
 - определять работу газа и характер изопроцесса по графику;
 
 - решать задачи на расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;
 
 - применять уравнение Менделеева-Клайперона и первый закон термодинамики к различным изопроцессам и адиабатному процессу;
 
 - применять газовые законы при решении задач;
 
 - анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин;
 
 - применять полученные знания на практике.
 
 
 5. Основы электродинамики
 
 Знать:
 
 - понятия: электрический заряд, электризация, электрические взаимодействия, носители заряда, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал электростатического поля, диэлектрики, проводники, диэлектрическая проницаемость, работа сил электростатического поля, конденсатор, емкость конденсатора, энергия электростатического поля и конденсатора, электрический ток, сила тока, сопротивление, ЭДС, работа и мощность постоянного тока, сверхпроводимость;
 
 - виды электрических полей, их графическое изображение;
 
 - принцип суперпозиции электростатических полей, закон сохранения заряда, закон Кулона, Джоуля-Ленца, Ома для участка цепи и для полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников;
 
 -устройство, виды и принцип действия конденсаторов;
 
 - природу электрического тока в средах.
 
 Уметь:
 
 - находить объяснение процесса электризации;
 
 - применять закон кулона для определения искомых величин;
 
 - вычислять работу поля и напряженность электрического поля;
 
 - формулировать закон Ома для различных соединений электрической цепи;
 
 - снимать показания приборов;
 
 - получать формулу для расчета количества теплоты при различных соединениях проводников;
 
 - применять теоретические знания при решении задач.
 
 Литература и средства обучения
 Основная литература
 
 Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» . М.: Просвещение. 2009 г.
 
 Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
 Дополнительная литература:
 
 Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2004.
 
 Сборник «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение», 2010
 
 Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс и «Физика. 11 класс», М. «Просвещение». 2004
 
 Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Авт.- составитель В.А.Попова. - М.: «Глобус», 2009.
 
 Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: «Просвещение», 2009.
 
 Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы / А.Е. марон, Е.А. Марон. – 2 издание, стереотипное, - М.: Дрофа, 2005
 
 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: Вако, 2012.
 
 В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс М.: Вако. 2007 г.
 
 Кортукова Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007
 
 Календарно-тематическое планирование курса физики
 
 10 класс 3 часа в неделю
 
 Всего часов – 102
 
 Контрольных работ – 7
 
 Лабораторных работ- 5
 
 1.Основные особенности физического метода исследования
 
          | №
 
 | Тема урока
 
 | Количество уроков
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | Дата по плану
 
 | Дата по факту
 
 |   | 1
 
 | Введение.
 
 | 1
 
 | 04.09.13
 
 | 
 
 
 |  
 Механика
 
 2.Кинематика
 
        | 2
 
 | Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.
 
 | 1
 
 | 06.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 3
 
 | Движение точки и тела. Система отсчета. Перемещение.
 
 | 1
 
 | 09.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 4
 
 | Прямолинейное равномерное движение. Уравнение прямолинейного равномерного движения.
 
 | 1
 
 | 11.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 5
 
 | Графическое представление движения.
 
 
 | 1
 
 | 13.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 6
 
 | Решение задач.
 
 
 | 1
 
 | 16.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 7
 
 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей.
 
 
 | 1
 
 | 18.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 8
 
 | Ускорение. Единица ускорения.
 
 Движение с постоянным ускорением.
 
 | 1
 
 | 20.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 9
 
 | Движение с постоянным ускорением. Решение задач.
 
 | 1
 
 | 23.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 10
 
 | Решение задач.
 
 
 | 1
 
 | 25.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 11
 
 | Свободное падение тел.
 
 
 | 1
 
 | 2.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 12
 
 | Равномерное движение точки по окружности.
 
 
 | 1
 
 | 27.09.13
 
 | 
 
 
 |   | 13
 
 | Кинематика. Решение задач.
 
 
 | 1
 
 | 2.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 14
 
 | Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».
 
 | 1
 
 | 5.10.13
 
 | 
 
 
 |  
 3.Законы Ньютона. Силы в механике.
 
        | 15
 
 | Взаимодействие тел в природе. Инерция. Первый закон Ньютона.
 
 | 1
 
 | 7.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 16
 
 | Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.
 
 | 1
 
 | 9.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 17
 
 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
 
 | 1
 
 | 12.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 18
 
 | Принцип относительности Галилея.
 
 
 | 1
 
 | 14.10.13
 
 | 
 
 
 |  
 4.Силы в природе
 
        | 19
 
 | Явление тяготения. Гравитационные силы.
 
 
 | 1
 
 | 16.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 20
 
 | Закон всемирного тяготения.
 
 Первая космическая скорость.
 
 | 1
 
 | 19.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 21
 
 | Вес тела. Невесомость и перегрузки.
 
 
 | 1
 
 | 21.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 22
 
 | Деформация и силы упругости. Силы упругости.
 
 | 1
 
 | 23.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 23
 
 | Движение тела под действием силы упругости. Закон Гука.
 
 | 1
 
 | 26.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 24
 
 | Решение задач.
 
 
 | 1
 
 | 28.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 25
 
 | ЛР № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
 
 | 1
 
 | 30.10.13
 
 | 
 
 
 |   | 26
 
 | Силы трения. Роль сил трения.
 
 
 
 | 1
 
 | 2.11.13
 
 | 
 
 
 |   | 27
 
 | Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».
 
 | 1
 
 | 11.11.13
 
 | 
 
 
 |  |