Главная страница


Программа по по физике для 10 класса (3 часа в неделю) Составила Ивакина Е. В. учитель физики мбоу сош №3 г. Усмань



Скачать 339.88 Kb.
НазваниеПрограмма по по физике для 10 класса (3 часа в неделю) Составила Ивакина Е. В. учитель физики мбоу сош №3 г. Усмань
страница2/3
Дата11.04.2016
Размер339.88 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3

Механика

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Фронтальные лабораторные работы:

№1. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

№2. Изучение закона сохранения механической энергии.

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе»

Контрольная работа №3 по теме и «Законы сохранения в механике»
Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.

Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твёрдых тел; об охране окружающей среды.

Фронтальные лабораторные работы:

№3.Опытная проверка закона Гей-Люссака.

Контрольная работа №4 по теме «Основы молекулярной физики»

Контрольная работа №5 по теме «Молекулярная физика. Тепловые явления»
Основы электродинамики

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Фронтальные лабораторные работы:

4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Контрольная работа№6 по теме «Электростатика»

Контрольная работа №7 по теме «Постоянный электрический ток»
Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Формы контроля.

1. Физика и методы научного познания

1




2. Механика


37

Карточки

Физический диктант

КР №1, КР №2, КР №3

ЛР№1, ЛР №2

3. Молекулярная физика. Тепловые явления.

28

Карточки

Физический диктант

КР №4, КР №5, ЛР №3

4. Основы электродинамики


30

Карточки

Физические диктанты

КР №6, КР №7, ЛР №4, ЛР №5

5.Повторение

6

Тесты




Требования к уровню подготовки обучающихся
1.Физика и методы научного познания

Знать:

- смысл понятий «физическое явление», научный метод познания;

- роль научного эксперимента и теории в процессе познания природы;

- современную физическую картину мира.

Уметь: приводить примеры физических явлений, различать наблюдение, эксперимент и опыт.
2. Механика

Знать:

- основную задачу механики;

- понятия: механическое движение, система отсчета, материальная точка, траектория, перемещение, путь, скорость, прямолинейное равноускоренное движение, свободное падение, всемирное тяготение, гравитационная сила, криволинейное движение, ИСЗ, первая космическая скорость, реактивное движение, сущность относительности движения;

- характерные особенности равномерного и равнопеременного движения;

- физические величины, характеризующие движение по окружности;

- первый, второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука и границы его применимости;

- природу сил трения и способы измерения силы трения;

- значение и физический смысл гравитационной постоянной, зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли;

- формулы: координаты тела, скорости равномерного прямолинейного движения, перемещения при прямолинейном равномерном движении, ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении, центростремительного ускорения, второго закона Ньютона, ускорения свободного падения, первой космической скорости, для расчета потенциальной энергии в поле силы тяжести и упругодеформированной пружины, кинетической энергии тела;

- геометрический смысл графика скорости;

- причину появления ускорения, связь между силой и ускорением тела;

- смысл физических величин: скорость, ускорение; импульс тела, импульс силы, работа, механическая энергия;

- условия равновесия твердого тела;

Понимать смысл понятий: относительность, инерция, инертность, невесомость.

Уметь:

- читать и строить графики прямолинейного равномерного и равноускоренного движения;

- определять ускорение свободного падения;

- определять по рисунку пройденный путь;

- приводить примеры инерциальной и неинерциальной системы отсчета;

- объяснять, что такое гравитационная сила;

- объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

- уметь записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах;

- решать задачи с использованием законов Ньютона, сохранения импульса и энергии тела, реактивного движения, условий равновесия твердого тела;

- применять законы Ньютона и законы сохранения импульса и энергии на практике.
3. Молекулярная физика. Тепловые явления.

Знать:

- понятия: количество вещества, концентрация молекул, масса молекулы, молярная масса, , абсолютная температура, абсолютный нуль, идеальный газ, тепловая скорость молекул, внутренняя энергия идеального газа, количество теплоты, температура, конвекция, излучение. давление идеального газа, изопроцессы, удельная теплоемкость вещества, кристаллизация, плавление твердых тел, парообразование и конденсация, полезная и затраченная работа, коэффициент полезного действия теплового двигателя;

- основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева-Клапейрона, уравнения и графики изопоцессов;

- суть опыта Штерна;

- связь между микро и макро параметрами идеального газа;

- о трех состояниях вещества и их особенностях;

- формулу для расчета количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;

- сущность процессов, происходящих при переходе тела из твердого состояния в жидкое, из жидкого в газообразное и наоборот;

- графическое истолкование работы идеального газа;

- историю создания тепловых машин, их устройство и принцип действия;

- первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам;

- суть адиабатного процесса;

- смысл второго закона термодинамики;

- экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей.

Уметь:

- применять основные положения МКТ для объяснения тепловых процессов и объяснения строения веществ;

- рассчитывать тепловую скорость и внутреннюю энергию идеального газа, количество теплоты, требующееся для нагревания тела, плавления и парообразования вещества;

- связывать величины: скорость, движение молекул, температура, кинетическая энергия;

- уметь изображать изопроцессы графически в различных координатных осях;

- определять работу газа и характер изопроцесса по графику;

- решать задачи на расчет количества теплоты, работы и внутренней энергии идеального газа, КПД теплового двигателя;

- применять уравнение Менделеева-Клайперона и первый закон термодинамики к различным изопроцессам и адиабатному процессу;

- применять газовые законы при решении задач;

- анализировать положительные и отрицательные эффекты использования тепловых машин;

- применять полученные знания на практике.


5. Основы электродинамики

Знать:

- понятия: электрический заряд, электризация, электрические взаимодействия, носители заряда, электрическое поле, напряженность электрического поля, потенциал электростатического поля, диэлектрики, проводники, диэлектрическая проницаемость, работа сил электростатического поля, конденсатор, емкость конденсатора, энергия электростатического поля и конденсатора, электрический ток, сила тока, сопротивление, ЭДС, работа и мощность постоянного тока, сверхпроводимость;

- виды электрических полей, их графическое изображение;

- принцип суперпозиции электростатических полей, закон сохранения заряда, закон Кулона, Джоуля-Ленца, Ома для участка цепи и для полной цепи, последовательного и параллельного соединения проводников;

-устройство, виды и принцип действия конденсаторов;

- природу электрического тока в средах.

Уметь:

- находить объяснение процесса электризации;

- применять закон кулона для определения искомых величин;

- вычислять работу поля и напряженность электрического поля;

- формулировать закон Ома для различных соединений электрической цепи;

- снимать показания приборов;

- получать формулу для расчета количества теплоты при различных соединениях проводников;

- применять теоретические знания при решении задач.

Литература и средства обучения
Основная литература

Мякишева Г., Буховцева Б., Сотский Н. «Физика. 10 класс» . М.: Просвещение. 2009 г.

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.
Дополнительная литература:

Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7—11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. — 4-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2004.

Сборник «Физика. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт. П.Г. Саенко и др.– М.: Просвещение», 2010

Тулькибаева Н.Н., Пушкарев А.Э. «Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика. 10 класс и «Физика. 11 класс», М. «Просвещение». 2004

Рабочие программы по физике. 7-11 классы/ Авт.- составитель В.А.Попова. - М.: «Глобус», 2009.

Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: «Просвещение», 2009.

Марон А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы / А.Е. марон, Е.А. Марон. – 2 издание, стереотипное, - М.: Дрофа, 2005

Контрольно-измерительные материалы. Физика: 10 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: Вако, 2012.

В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс М.: Вако. 2007 г.

Кортукова Л.К. Сборник олимпиадных заданий для 8 - 11 кл. / Сост. Л.К. Кортукова, А.А. Теплов. – М.: АРКТИ, 2007

Календарно-тематическое планирование курса физики

10 класс 3 часа в неделю

Всего часов – 102

Контрольных работ – 7

Лабораторных работ- 5

1.Основные особенности физического метода исследования



Тема урока

Количество уроков







Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

1

04.09.13





Механика

2.Кинематика

2

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

1

06.09.13




3

Движение точки и тела. Система отсчета. Перемещение.

1

09.09.13




4

Прямолинейное равномерное движение. Уравнение прямолинейного равномерного движения.

1

11.09.13




5

Графическое представление движения.


1

13.09.13




6

Решение задач.


1

16.09.13




7

Мгновенная скорость. Сложение скоростей.


1

18.09.13




8

Ускорение. Единица ускорения.

Движение с постоянным ускорением.

1

20.09.13




9

Движение с постоянным ускорением. Решение задач.

1

23.09.13




10

Решение задач.


1

25.09.13




11

Свободное падение тел.


1

2.10.13




12

Равномерное движение точки по окружности.


1

27.09.13




13

Кинематика. Решение задач.


1

2.10.13




14

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».

1

5.10.13





3.Законы Ньютона. Силы в механике.

15

Взаимодействие тел в природе. Инерция. Первый закон Ньютона.

1

7.10.13




16

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Решение задач.

1

9.10.13




17

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1

12.10.13




18

Принцип относительности Галилея.


1

14.10.13





4.Силы в природе

19

Явление тяготения. Гравитационные силы.


1

16.10.13




20

Закон всемирного тяготения.

Первая космическая скорость.

1

19.10.13




21

Вес тела. Невесомость и перегрузки.


1

21.10.13




22

Деформация и силы упругости. Силы упругости.

1

23.10.13




23

Движение тела под действием силы упругости. Закон Гука.

1

26.10.13




24

Решение задач.


1

28.10.13




25

ЛР № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

1

30.10.13




26

Силы трения. Роль сил трения.



1

2.11.13




27

Обобщающее занятие по теме «Силы в природе». Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Силы в природе».

1

11.11.13



1   2   3