|
Актуальность опыта Методическая проблема, над которой я работаю «Реализация принципа личностно - ориентированного подхода в обучении учащихся с повышенным уровнем обучаемости»
Актуальность опыта:
формируется личностно-ориентированная среда для обучения учащихся с учетом возрастных особенностей в каждом классе, уровнем развития, склонностей, интересов, состояния здоровья;
без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию современного выпускника;
способствует умственному развитию, в процессе которого у обучающихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ;
способствует формированию личных качеств: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли;
Перспективность опыта:
формирование у обучающихся современного научного мировоззрения;
выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов;
повышение интереса к овладению знаниями;
организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
формирование новой информационной культуры выпускника и его поведения в обществе;
формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.
Концептуальность:
Изменение общей парадигмы образования:
от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;
от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);
от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Использование федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС).
Использование универсальных видов учебной деятельности, основанных на системно-деятельностном подходе и направленных на формирование универсальных (метапредметных) умений.
Опора на новые социальные запросы, отражающие переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Наличие теоретической базы опыта:
В своей работе опираюсь на следующие разработки:
Г.И. Щукина. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся.
Ю.К. Бабанский. Педагогика.
А.В. Хуторской. Современная дидактика.
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.
Л.С. Выготский. Детская психология.
А.В. Хуторской. Kлючевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования.
В.В. Гузеев. Познавательная самостоятельность обучающихся и возможности ее проявления в образовательной технологии.
Т.И. Шамова. Активизация учения школьников.
В.Н. Кругликов. Методы активизации познавательной деятельности.
Г.М. Чернобельская. Теория и методика обучения химии.
С.В. Дендебер, О.В. Ключников. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии
Ведущая педагогическая идея
вызвать у обучающихся желание постоянно пополнять свои знания, поддерживать интерес к химии, показывая применение знаний в области химии на практике;
формировать теоретические знания по химии путем активизации познавательного интереса обучающихся к предмету;
формировать и развивать знания и умения посредством использования разнообразных методик проведения урока;
создать в процессе обучения условия для возникновения устойчивого познавательного интереса учащихся к учебной работе.
Оптимальность и эффективность средств
Методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы контроля
Приемы:
Приём комментированного решения учащимися задач.
Приём эвристических вопросов.
Приём намеренных ошибок.
Приём развития культуры речи обучающихся (умение грамотно пользоваться научной терминологией, обосновывать этапы решения задачи и т.п.)
Приём развития навыка составления, решения проблемного вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез.
Приём конструирования, моделирования. Используется при разрешении проблемной ситуации или в исследовательской деятельности
Формы:
Уроки (урок-исследование, урок-лекция, урок-диспут, урок-конференция, урок-соревнование, урок-путешествие, урок интегрированного обучения, видеоурок, урок-зачет, практическая работа, контрольная работа).
Консультации (при выполнении проекта, исследовательской работы, при подготовке к олимпиаде, ГИА).
Олимпиады по химии (в том числе Интернет-олимпиады).
Конкурсы исследовательских работ, рефератов, проектов по химии.
Внеклассные мероприятия.
Результативность опыта:
Повышение познавательного интереса.
Готовность обучающихся к самостоятельной продуктивной, практической деятельности.
Овладение школьниками способами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Выработка стратегии формирования учебно-познавательных компетенций с использованием проблемной технологии.
Положительная динамика сформированности учебно-познавательных компетенций.
Возможность тиражирования:
Выступление на семинарах учителей химии на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях.
Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
|
|
|