Главная страница

Программа рассмотрена на заседании шмо учителей «Наука» (протокол №1 от 27. 08. 12 ) Руководитель шмо (Бусыгина Е. В.)



Скачать 409.44 Kb.
НазваниеПрограмма рассмотрена на заседании шмо учителей «Наука» (протокол №1 от 27. 08. 12 ) Руководитель шмо (Бусыгина Е. В.)
страница2/4
Дата12.02.2016
Размер409.44 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3   4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 9 классов

на 2012-2013 учебный год
составлена в соответствии с государственным стандартом

среднего, полного общего образования по химии

Учитель I категории

Чупрун Марина

Александровна


г. Омутнинск

2012 год

Пояснительная записка к тематическому планированию уроков химии 9 кл.

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Изучение химии в 9 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н., которая рекомендована Министерством образования (2006 г.) Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия -9» (авторский коллектив Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 68 часов (по 2 часа в неделю). Обращаем внимание на то, что обязательный минимум не устанавливает определенный порядок тем и время, отведенное на изучение каждой темы, поэтому, в течение года возможны изменения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от степени их усвоения учащимися. Распределение времени по те­мам ориентировочное.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Ведущими идеями предлагаемого курса явля­ются:

• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

• познаваемость веществ и закономерностей про­текания химических реакций;

• объясняющая и прогнозирующая роль теоре­тических знаний для фактологического материала химии элементов;

• конкретное химическое соединение представ­ляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

• законы природы объективны и познаваемы;

знание законов химии дает возможность управ­лять превращениями веществ, находить экологи­чески безопасные способы производства веществ.

Изучение курса неорганической химии в 9 классе начинается с рассмотрения темы «Скорость химических реакции», которая в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, не была раскрыта в 8 классе.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ - ме­таллов и неметаллов, а затем подробно освещены свой­ства щелочных и щелочноземельных металлов, амфотерных на примере алюминия и элементов побочных подгрупп на примере железа. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора кото­рых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен


знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. «Химия -9». Учебник. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф. 2006г.

  2. Задачник к учебнику «Химия -9». Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф.2006г

Для учителя

Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2004.

Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана –Граф, 2006.

Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007

Мультимедиа. Химия: базовый курс 8-9 класс. Образовательная коллекция.


Тематическое планирование уроков химии в 9 классе

(автор учебника Кузнецова Н.Е., 68ч.)

урока

Тема урока

Цели урока

Элементы

содержания

изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО

Информационное сопровождение

Тип урока

Форма
урока


Дом. задание

Дата

по плану

Факт


Раздел №1 «Теоретические основы химии» (16 ч.)
Тема №1 Химические реакции 3ч.


1(1)

Путь протекания химических реакций..

Актуализировать знания учащихся о химии как науке о веществах и превращениях. Обосновать сущность протекания химических реакций




Период. таблица хим. элементов Д.И. Менделеева.

Урок изучения нового материала.


Лекция

§ 1 упр.1-3 с.7







2(2)

Скорость химической реакции.

Сформировать понятие «скорость гомогенной химической реакции».

Понятие о скорости химических реакций.


Опыты:1) хлорид бария + серная кислота; 2) помутнение известковой воды: 3) серная кислота с оксидом меди

Урок изучения нового материала.


Беседа

§2 упр. 1,2 с.10







3(3)

Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Обратимость химических реакций.

Сформировать представление о факторах, влияющих на изменение скорости химической реакции.

Катализаторы
Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).

Урок изучения нового материала.


Урок – дискуссия с элементами демонстрационного опыта

§ 3-4 упр. 1,2 с.15







4(4)

Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шаталье

Формировать представление о химическом равновесии и условиях его смещения




Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шаталье

Урок изучения нового материала.


Урок – дискуссия с элементами демонстрационного опыта

§ 3-4 упр. 1,2 с.15







Тема 2 Растворы. Теория электролитической диссоциации.

13ч

4(1)

Понятие о растворах. Теории растворов

Сформировать у учащихся понятия растворение, растворимость, познакомить с различными типами растворов.




Опыты по растворению различных веществ. Таблицы растворимости веществ при разной температуре.

Урок изучения нового материала.


Лекция

§6,8 упр. 1-3 с22

упр. 2-5 с27








5(2)

Вещества – электролиты и неэлектролиты. ЭДС. Явления происходящие при растворении веществ

Раскрыть понятие электролитическая диссоциация как процесса распада электролита на ионы.

Электролиты и неэлектролиты

Опыт: проведение тока растворами разных веществ.

Урок изучения нового материала.


Лекция

§7-9 упр. 3-6 с25, упр.1-2 с. 30








6(3)

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Формировать представление о сильных и слабых электролитах. Раскрыть понятие степени диссоциации.







Урок изучения нового материала.


урок – диалог с элементами демонстрационного эксперимента

§ 11 упр. 1-3 с 38







7(4)

Диссоциация кислот, солей и оснований в воде.

Раскрыть вопрос диссоциации кислот, солей и оснований в воде. Рассмотреть ступенчатую диссоциацию для слабых электролитов.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы




Комбинированный

Урок - исследование

§ 13 – 15







8(5)

Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.

Сформировать представление о реакциях ионного обмена и признаках их протекания.


Реакции ионного обмена.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Опыты: 1) гидроксид натрия + сульфат меди, 2) гидроксид натрия +хлорид кальция, 3) гидроксид натрия + серная кислота.

Комбинированный

Урок – дискуссия с элементами практикума по решению задач

§ 10,12 упр.1-4 с32, упр.1-3 с.41








9(6)

Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Сформировать представление о кислотах с точки зрения электролитической диссоциации. Изучить свойства кислот.

Электролитическая диссоциация кислот

Опыты: 1) гидроксид натрия + серная кислота, 2) серная кислота +хлорид бария, 3) серная кислота + оксид меди, 4)соляная кислота +цинк

Комбинированный

Урок - исследование

§ 13упр.3-4 с. 44







10 (7)

Основания в свете

ТЭД, их классификация и свойства.

Сформировать представление об основаниях с точки зрения электролитической диссоциации. Изучить свойства оснований.

Электролитическая диссоциация щелочей

Опыты: 1) гидроксид натрия + сульфат меди, 2) гидроксид натрия + серная кис-та, 3)помутнение известковой воды, 4) разложение гидроксида меди (II).

Комбинированный

Урок - исследование

§ 14упр.1-3 с.47-48








11 (8)

Соли, в свете ТЭД, их классификация и свойства.

Сформировать представление о солях с точки зрения электролитической диссоциации. Изучить свойства солей.

Электролитическая диссоциация солей

Табл. растворимости и ряд напряжения металлов;

Опыты: 1) гидроксид натрия + сульфат меди, 2) соляная кислота +нитрат серебра, 3) хлорид бария +нитрат серебра, 4) железо + медный купорос.


Комбинированный

Урок - исследование

§ 15 упр. 1-3 с 50








12 (9)

Гидролиз солей.

Формировать представление о процессе гидролиза как способа разложения солей водой.




Опыт: изменение окраски индикатора в растворах различных солей: Сульфате натрия, карбонате натрия, нитрате меди.

Урок изучения нового материала.


Урок - исследование

§ 16 упр. 1,2 с. 53








13(10)

Решение задач по темам «ТЭД. Гидролиз солей.»

Актуализировать и закрепить знания учащихся по пройденным темам.







Урок обобщения и систематизации изученного

Урок дискуссия с элементами практикума по решению задач










14(11)

Практ. работа №1 Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов.

Формировать умение решать экспериментальные задачи на распознавание катионов и анионов, решать качественные задачи на гидролиз солей




Хим. реактивы, посуда, инструкции.

практическое применение знаний, умений


Урок - практикум

§ 16 упр. 1,2 с. 53








15 (12)

Обобщение знаний по темам 1, 2

Повторить и обобщить сведения о ТЭД и гидролизе солей, проверить уровень знаний по данной теме.







Урок обобщения и систематизации изученного

Урок повторения с элементами игры

Повт. § 6-17







16 (13)

Контрольная работа № 1

Проверить уровень усвоения теоретических знаний и практических умений по изученным темам







Урок контроля и коррекции знаний, умений;


Зачет











Раздел №2 «Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения» (20ч.)
Тема №3 « Общая характеристика неметаллов» ( 2часа)


17(1)

Хар-ка хим. элементов – неметаллов. Неметаллы в природе и ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Формировать представление о положении неметаллов в П.С., зависимости строения их атомов и свойств от положения в П.С.

Свойства простых веществ (неметаллов)

Коллекции неметаллов, диаграмма «состав воздуха».

Урок изучения нового материала.


Урок дискуссия

§ 18-19 упр. 1-5 с.58.






18(2)

Кристаллическое строение и физико-химические свойства неметаллов. Соединения неметаллов

Раскрыть зависимость физико-химических свойств неметаллов от строения кристаллических решеток.




Шаростержневые модели кристаллических решеток неметаллов, коллекции неметаллов и их соединений

Урок изучения нового материала.


Урок дискуссия

§20 -22 упр. 1-3 с. 62, упр. 2 с 65 упр. 1-5 с. 68.








Тема №4 «Неметаллы главных подгрупп и их соединения»

( 18часов)

19(1)

Сравнительная характеристика неметаллов главных подгрупп.

Дать сравнительную характеристику неметаллов главных подгрупп.




Коллекции неметаллов.

Комбинированный

Урок дискуссия

§ 23,24,29, 40







20(2)

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе

Формировать представление об аллотропии серы, ее физических и химических свойствах.

Сера


Образцы серы. Д.О.: Аллотропия серы.


Урок изучения нового материала.


Урок дискуссия с элементами практикума

§ 25 упр.1-7 с. 77







21(3)


Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Познакомить учащихся с особенностями сероводорода и соединений серы с металлами.

Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Опыт: получение сероводорода.

Урок изучения нового материала.


Лекция

§ 26 упр.1-7 с.85







22(4)

Оксиды серы

Формировать представление о кислородсодержащих соединениях серы: сернистом газе и серном ангидриде.

Оксиды серы




Урок изучения нового материала.


Лекция

§ 27 упр1-6 с 86,

§ 28 (с86-87)







23(5)

Серная кислота и ее соли

Отрабатывать навыки записи уравнений реакций с участием кислотных оксидов и кислот, познакомить учащихся с особенностями серной кислоты разной концентрации, стадиями производства серной кислоты.

Серная кислота и ее соли.


Опыты: 1) разбавл. H2SO4(к.) водой, 2) H2SO4(к.) + сахар. 3) свойства H2SO4 разбавл. Л.О.: Распознавание сульфатов

Комбинированный

Урок дискуссия с элементами практикума

§ 28

упр. 1-7






1   2   3   4